Погода: переменная облачность, температура около 0 градусов. Дороги пригодны для проезда.
31 января
Ночью один самолет СБ и днем 36 самолетов (шесть И-16, 12 И-153, четыре ЛаГГ-3, четыре Пе-2, семь У-2, три Ут-1) летали на разведку погоды.
8 ап ГВФ произвел 18 самолетовылетов. Из-за непогоды задание выполнили только два самолета У-2, доставив 260 кг грузов в 56-ю армию.
По фронту Черноморской группы войск шли бои местного значения. Противник продолжал отход, оказывая сопротивление аръегардными подразделениями.
(ЦАМО, ф. 327, оп. 4999, д. 66, л. 45)
Погода: облачно, днем оттепель, ночью легкий мороз, дороги пригодны для езды.
1 февраля
В течение дня выполнено 79 боевых вылетов, из них: 44 (3Ил-2, 8 И-16, 30 И-153, 3 ЛаГГ-3) на штурмовку неприятельских войск в районе Краснодара, переправы у Пашковской, на дороге Тохтамукай - Георгие-Афипская. Было выведено из строя 60 автомашин, 47 повозок, 1 тягач, 2 артиллерийских орудия, разрушено 12 деревянных мостов; 21 (12 И-153, 6ЛаГГ-3, 3 Пе-2) - на разведку; два (И-153) - на прикрытие наземных войск и 12 (ЛаГГ-3) - кораблей Черноморского флота.
В двух групповых боях под Пашковской переправой был сбит один Ме-109.
Огнем зенитной артиллерии сбит И-153 975-го иап. Старший сержант Гончаров пропал без вести.
55 самолетов У-2 доставили в 56-ю армию 9308 кг грузов.
Советские войска в течение дня продолжали вести наступательные действия на Краснодарском направлении.
Погода: небольшая облачность, днем оттепель, ночью мороз, местами снег. Дороги пригодны для езды.
(ЦАМО, ф. 327, оп. 4999, д. 66, л. 46; ф. 20218, оп. 1, д. 11, л. 44, 46)
2 февраля
Авиация 5 ВА произвела 148 боевых вылетов.
Днем самолеты 236-й (17 И-16, 73 И-153, 6 ЛаГГ-3) и 295-й (13 Ил-2 в сопровождении 16 ЛаГГ-3) истребительных авиадивизий штурмовали вражеские войска в районах Шенджий, Лакшукай, Пашковская переправа. Рассеяно до батальона пехоты, повреждено 2 паровоза и 21 вагон, разрушена переправа в км южнее Пашковской 27 самолетов (1 Б-3, 6 Пе-2, 2 И-153, 4 И-16, 14 ЛаГГ-3) летали на разведку, 6 (ЛаГГ-3) - прикрывали аэродромы.
60 У-2 доставили наземным войскам 8150 кг грузов, из них 6350 кг в 56А и 1700 в 46А.
Было проведено восемь воздушных боев, в которых сбито три Ме-109 и один ФВ-189.
Четыре И-153 977-го иап, проводя разведку с попутной штурмовкой в районе Локшукай, вели в 8ч. 05 мин. воздушный бой с парой Ме-109. Старший лейтенант Е.Л. Домань сбил один Ме-109.
Шесть И-153 977-го иап перехватили севернее Локшукая в 11 ч. 40 мин. немецкий разведчик ФВ-189, который был сбит в результате атаки младшего лейтенанта З.И. Бурого.
Шесть И-153 611-го иап, выполняя штурмовку в районе Пашковская, в 13 ч. 10 мин. были атакованы двумя Ме-109.
Шесть И-153 977-го иап, возвращаясь со штурмовки из района Георгие-Афипской были атакованы двумя Ме-109; при этом лейтенант В.С. Бондаренко сбил один Ме-109.
Наши потери: один ЛаГГ-3 (269 иап) и два И-153 (975 иап).
(ЦАМО, ф. 327, оп. 4999, д. 66, л. 48; оп. 1, д. 11, лл. 44-45; д. 12, лл. 31, 32, 36).
Соединения 46-й армии вышли к реке Кубань и успешно форсировали ее. 9-я горнострелковая дивизия овладела Усть-Лабинской, 31-я стрелковая дивизия заняла станицу Васюринскую, а 40-я моторизованная стрелковая бригада вышла на рубеж Стар. Кубанский, Эдепсукай 2-й.
Войска 18-й армии вышли к реке Кубань на участке Эдепсукай-1, Шабановабль и к реке Псекубс на участке Казанукай, Пчегатлукай и начали готовиться к переправе через эти реки.
Части правофланговых соединений 56-й армии вышли в район Лакшукая, 10 км юго-восточнее Краснодара. Дальнейшее их продвижение было остановлено на заранее подготовленном рубеже Лакшукай-Тахтамукай.
Погода: ясный зимний день, слабый мороз, дороги везде пригодны для езды.
3 февраля
В течение дня авиация 5 ВА произвела 140 боевых вылетов.
Выполнено 92 самолето-вылета (17 Ил-2, 9 И-153, 23 ЛаГГ-3) на штурмовку в район Краснодара. Рассеяно до двух рот пехоты, уничтожено артиллерийское орудие, подавлены три зенитные пулеметные точки.
Пять бомбардировщиков Б-3 (63 бап) под прикрытием четырех ЛаГГ-3 (269 иап) бомбили неприятельские войска на дороге Краснодар - Георгие-Афипская.
Произведено 18 самолето-вылетов (один Б-3, пять Пе-2, четыре И-16, восемь ЛаГГ-3) на разведку.
16 самолетов И-16 (975 иап) прикрывали туапсинскую военно-морскую базу и пять истребителей ЛаГГ-3 (269 иап) - аэродромы базирования.
Совершен 107 самолето-вылет У-2 для доставки 14 790 кг грузов для наземных войск (в 46 А-3090 кг, в 56 А-11 700 кг).
Проведено три воздушных боя.
Два истребителя ЛаГГ-3 (164 иап) вели бой над Пашковской переправой с парой Ме-109. Старший лейтенант Филлиповский сбил оин Ме-109.
С 14 ч. 35 мин. до 15 ч. 45 мин. шесть ЛаГГ-3 (269 иап) летали на штурмовку в район северо-западнее Краснодара. В районе Шенджия они вели бой с шестью Ме-109 и двумя ФВ-189. При этом старший сержант Б.Н. Панов сбил один Ме-109.
Наши потери: два ЛаГГ-3, один Б-3, один Ил-2.
1-ая АЭ 269 иап (девять ЛаГГ-3) перелетела с Лазаревского аэродрома в Геленджик. Четыре самолета И-16, 18 техников и 16 младших авиационных специалистов 611 иап переданы в 116 иап в Геленджик.
Войска правого крыла черноморской группы продолжали наступление в направлении Краснодара. Соединения 46-й армии форсировали р. Кубань, овладели станцией Воронежской.
(ЦАМО, ф. 327, оп. 4999, д. 66, л. 50; ф. 20218, оп. 1, д. 11, лл. 44-45; ф. 20295, оп. 1, д. 29, л. 61)
Погода: ясный зимний день, днем оттепель, дороги пригодны для езды.
4 февраля
В течение дня авиация 5 ВА произвела 250 боевых вылетов.
16 самолетов Б-3 (63 бап) в сопровождении 15 ЛаГГ-3 (269 иап) бомбардировали скопления вражеских войск и техники в районе Краснодара.
20 самолетов Ил-2 (502 шап) в сопровождении 11 ЛаГГ-3 (164 иап) действуя группами по три-четыре самолета штурмовали неприятельские войска и технику в районе Тохтамукая и на дороге Краснодар - Северская, выведя из строя одну артиллерийскую и одну минометную батарею, три зенитных орудия, до 53 автомашин, 43 подводы и рассеяв до двух рот пехоты.
Поддерживая наступление 56-й армии авиаторы 236 иад выполнили 61 самолетовылет ( 59 И-153, два ЛаГГ-3) на штурмовку наземных войск.
С 16 ч. 20 мин. 30 самолетов И-153 под прикрытием пяти ЛаГГ-3 (269 иап) нанесли штурмовой удар по Краснодарскому аэродрому.
Помимо того, произведено 24 самолетовылета (один Б-3, два И-153, восемь Пе-2, 13 ЛаГГ-3) - на разведку, два (И-16) - на перехват вражеских самолетов, 66 (32 И-16, 18 И-153, 16 ЛаГГ-3) - на прикрытие туапсинской военно-морской базы и морских конвоев.
Транспортная авиация выполнила 97 самолетовылетов, доставив в 56-ю армию 13 842 кг грузов.
Проведено шесть воздушных боев, в ходе которых были сбиты один истребитель Ме-109 и один транспортный самолет Ю-52.
Во время штурмовки краснодарского аэродрома было уничтожено два транспортных самолета Ю-52 и еще четыре получили серьезные повреждения.
18-я армия в ночь на 4 февраля на своем правом фланге приступила к форсированию Кубани на участке Старокорсунская, Шабанохабль. На левом фланге войска армии совместно с частями 56-й армии вели бои по уничтожению противника в районе Лакшукай.
Части 56-й армии вышли на южные подступы Краснодара, в 16 км от города.
Погода: слабый мороз, сильный восточный ветер, к вечеру местами снег. Дороги пригодны.
Огнем зенитной артиллерии сбиты два наших самолета: И-153 (611 иап) и Пе-2 (742 рап).
(ЦАМО, ф. 327, оп. 4999, д. 66, л. 51; ф. 20 218, оп. 1, д.11, л. 46; ф. 20295, оп. 1, д. 29, л. 62).
5 февраля
В связи с приостановкой наступления на Краснодар и ухудшением погоды боевые действия авиации носили крайне ограниченный характер. В течение дня произведено 11 боевых вылетов.
Четыре самолета И-153 штурмовали вражескую колонну на дороге Яблоновский - Георгие-Афипская. Уничтожено и повреждено шесть артиллерийских орудий, два тягача, шесть автомашин, 11 повозок, рассеяно до взвода пехоты.
Семь самолетов (два И-153, четыре ЛаГГ-3, один Пе-2) летали на разведку.
Транспортная авиация выполнила 27 самолетовылетов, доставив 3936 кг грузов в 56-ю армию.
Войска 56-й армии вели бои в районе Тахтамукай, Ново-Бжегокай, Лакшукай.
Части 353-й стрелковой дивизии, форсировав р. Кубань, повели наступление на ст. Старокорсунская с целью перерезать шоссейную дорогу Васюринская-Старокорсунская и отрезать противнику возможность оттягивать свои силы к г. Краснодар.
(ЦАМО, ф. 327, оп. 4999, д. 66, л. 53)
Погода: оттепель и дождь, неукрепленные дороги местами плохо проходимы.
6февраля
Авиация 5 ВА боевых действий не вела.
Из-за плохой погоды и негодности аэродромов. Четыре самолета ЛаГГ-3 (164 иап) и один Пе-2 (742 рап) летали на разведку погоды.
Ночью части 353-й дивизии решительным штурмом овладели ст. Старокорсунская.
Погода: снег, оттепель, дороги местами развезло.
(ЦАМО, ф. 327, оп. 4999, д. 66, л. 56)
7 февраля
Авиация 5 ВА активных боевых действий на Краснодарском направлении не вела. Произведено 27 самолетовылетов (два И-16, три Пе-2, 12 И-153, 10 ЛаГГ-3) на разведку вражеских войск и погоды.
8 ап ГВФ выполнил 47 самолетовылетов, доставив 7104 кг грузов в 56-ю армию.
Советские войска на краснодарском направлении приводили себя в порядок и готовились к новому наступлению.
Погода: облачно, температура около 0 градусов, днем оттепель, дороги развезло.
(ЦАМО, ф. 327, оп. 4999, д. 66, л. 57).
8 февраля
Активных боевых действий на Краснодарском направлении не велось. Произведено 26 самолетовылетов (три Б-3, два И-16, шесть И-153, пять Пе-2, десять ЛаГГ-3) - на разведку.
Два самолета У-2 (8 ап ГВФ) доставили 325 кг грузов в 56-ю армию
(ЦАМО, ф. 327, оп. 4999, д. 66, л. 59)
Погода: переменная облачность, днем оттепель, ночью небольшой мороз, дороги пригодны для езды.
9 февраля
После короткой оперативной паузы возобновилось наступление советских войск на Краснодар. Авиация 5ВА произвела в течение дня 124 боевых вылета.
Семь самолетов И-153 и четыре ЛаГГ-3 штурмовали колонну вражеских войск на дороге Яблоновский - Георгие-Афипская, уничтожив и повредив при этом шесть автомашин, одну автоцистерну, 15 повозок и рассеяв до двух взводов пехоты.
Восемь самолетов Ил-2 (502 шап) в сопровождении восьми ЛаГГ-3 (164 иап) летали на штурмовку, но из-за плохой погоды задания не выполнили.
Произведено 22 самолетовылета (два Б-3, четыре И-16, четыре И-153, восемь ЛаГГ-3, четыре Пе-2) - на разведку; 12 (два И-16, два И-153, восемь ЛаГГ-3) - на прикрытие туапсинской военно-морской базы, 34 (18 И-16, 16 И-153) - морских конвоев, 27 (четыре И-16, 23 ЛаГГ-3) - наземных войск.
Два самолета ЛаГГ-3 (164 иап) вылетали на перехват самолетов противника.
Транспортная авиация произвела 47 самолетовылетов У-2, доставив 7181 кг груза в 56-ю армию.
(ЦАМО, ф. 327, оп. 4999, д. 66, л. 61; ф. 20259, оп. 1, д. 29, л. 67).
Погода: переменная облачность, оттепель, местами снегопад, дороги развезло.
10 января
В течение дня авиация 5 ВА произвела 50 боевых вылетов, из них: на штурмовку - 23 (И-153), разведку - 23 (один Б-3, шесть И-16, два И-153, девять ЛаГГ-3, шесть Пе-2), на перехват немецкого самолета-разведчика - четыре (ЛаГГ-3).
Два самолета У-2 (8 ап ГВФ) доставили 310 кг грузов в 56-ю армию. Наши потери: два самолета. С боевого задания не вернулись самолеты Б-3 (63 бап) и Пе-2(742 рап).
Войска 37-й армии прорвали оборону противника в районе Дядьковская и к исходу дня овладели станицей Старо-Мышастовская. В это же время правофланговые соединения 18-й армии форсировали Кубань в районе Пашковская и вынудили противника начать поспешный отвод войск из района Старокорсунская. Одновременно с частями 37-й и 18-й армии перешли в наступление и соединения 46-й армии, завязавшие бои за освобождение станицы Динская.
Погода: небольшая облачность, сильный мороз, дороги пригодны для езды.
(ЦАМО, ф. 327, оп. 4999, д. 66, л. 64; ф. 20295, оп. 1, д. 29, л. 68).
11 февраля
Днем авиация 5 ВА произвела 178 боевых вылетов.
38 самолетов И-153 штурмовали автоколонну вражеских войск (до 500 автомашин) на дороге Ильская - Ахтырская.
16 самолетов Б-3 в сопровождении 20 ЛаГГ-3 бомбардировали войска и технику противника на дороге Краснодар - Крымская.
84 самолета (12 Ил-2, семь И-16, 53 И-153, 12 ЛаГГ-3) в течение дня наносили штурмовые удары по войскам противника, отступавшим от Краснодара по дороге на Георгие-Афипскую.
Произведено 20 самолетовылетов, доставив 6400 кг грузов в 56-ю армию. Вывезено семь раненых.
295 иад перебазировались из Адлера на новые аэродромы. 164 иап (23 ЛаГГ-3) перелетел в Белореченскую; 502 шап (22 Ил-2) - в Майкоп.
Части 46-й армии прорвали оборону врага от Динской до Старокорсунской и к полудню подошли к восточной к восточной окраине Краснодара.
(ЦАМО, ф. 327, оп. 4999, д. 66, л. 66; ф. 20295, оп. 1, д. 29, л. 62)
Погода: ясно, мороз, дороги пригодны для езды.
12 февраля
Днем авиация 5 ВА произвела 192 боевых вылета.
Восемь самолетов Б-3 в сопровождении 11 ЛаГГ-3 бомбардировали скопления вражеских войск и техники на станции Георгие-Афипская.
33 самолета Ил-2 (502 шап) в сопровождении 31 ЛаГГ-3 (164 иап) штурмовали войска противника на дороге Северская - Ильская. Уничтожено и выведено из строя до 80 автомашин, 26 повозок, 15 лошадей, четыре железнодорожных вагона. Рассеяно до батальона пехоты.
Самолеты 236 иад ( 17 И-16, 69 И-153) в течение дня наносили штурмовые удары по войскам и технике противника на дороге Краснодар - Крымская. На перегоне Георгие-Афипская под откос пущен железнодорожный состав из 30 вагонов.
Выполнено 12 самолетовылетов (два И-16, четыре И-153, шесть Пе-2) - на разведку и 11 (девять И-16, два И-153) - на прикрытие туапсинской военно-морской базы и морских судов.
Транспортная авиация доставила 16500 кг грузов в 56-ю армию и вывезла 25 раненых (98 самолетовылетов).
Проведено шесть воздушных боев. Сбито два Ме-109 и один ФВ-189.
В воздушном бою в районе Ильской сбит один самолет И-153 (611 иап).
269 иап (16 ЛаГГ-3) перелетел из Лазаревского в Геленджик.
367 бап (13 СБ) перебазировались на аэродром Адлер.
Развивая наступление войска 37, 46 и 18-й армий сломили сопротивление противника и на рассвете завязали бои за Краснодар. В результате ожесточенных боев в городе к концу дня город Краснодар был полностью очищен от противника.
Войска 18-й и 56-й армий сломили сопротивление у Лакшукая, Шенджия, Ново-Дмитриевской и к исходу дня вышли к реке Афипс.
(ЦАМО, ф. 327. оп. 4999, д. 66, л. 68; ф. 20218, оп. 1, д. 11, лл. 44-46, ф. 20295, оп. 1, д. 29, л. 70).
Погода: ясно, повышение температуры, после обеда туман. Дорога пригодна для езды.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7