Рефераты. Отечественная история

p align="left">В XVII в. Россия делилась на уезды. Вся полнота власти на местах принадлежала назначаемым из Москвы, обычно на два года, воеводам. В их подчинении находились и органы местного самоуправления, созданные еще в XVI в. Власть воевод была почти бесконтрольной и поэтому довольно часто они злоупотребляли ею и наживались за счет вверенного им населения.

Право и суд.

Феодальное право Российского государства с наибольшей полнотой отразилось в основном кодексе законов XVII в. Соборном Уложении, которое было принято по требованию дворян на Земском соборе в 1649 г. Право в целом защищало интересы землевладельцев и феодального государства. Многие статьи Уложения были посвящены борьбе с противниками царской власти и церкви. Подобные поступки рассматривались как тягчайшие преступления и карались смертной казнью. Это относилось и к тем, кто подделывал государственные документы и к фальшивомонетчикам. Сурово каралась любая попытка перехода служилых людей на сторону врага, запрещался самовольный выезд за границу. Уложение закрепляло феодальную организацию общества, сложившуюся к тому времени в России, укрепляло имущественное и правовое положение помещиков и вотчинников. При этом дворянам разрешалось менять поместья на вотчины, т. е. они могли превратить свои поместья в наследственные владения. ХI главе Уложения /"Суд о крестьянах"/ окончательно и полностью прикрепляла частновладельческих крестьян за помещиками, устанавливала наследственность крепостного состояния. Так в России окончательно оформилось крепостное право.

Большое внимание в Соборном Уложении было уделено вопросам суда и судопроизводства. Верховная судебная власть принадлежала царю. Многие судебные дела рассматривала и решала Боярская Дума, но основная масса судебных дел рассматривалась в приказах. На землях государственных крестьян суд над ними по мелким делам осуществляли органы местного самоуправления, а более крупные - воеводы. Крепостные крестьяне подлежали суду их владельцев-феодалов. Церковь имела свою судебную организацию. Система судопроизводства и наказаний характеризовалась типично средневековой жестокостью. Широко практиковались пытки, избиения, отсечение частей тела, смертная казнь. В целом, судебная система XVII в. была последовательно сословной. Для каждого сословия устанавливались свои суды и особое правовое положение.

Внутреннее положение в стране.

Налоговая политика

Во внутренней политике русского правительства. правительства в течение всего XVII в. центральное место занимали финансовые проблемы. После Смуты пустую казну нужно было пополнить, прежде всего, для того, чтобы вывести страну из тяжелейшего кризиса. Затем огромные средства понадобились на многочисленные и тяжелые войны, в которых Россия принимала участие. Важнейшим источником пополнения казны были налоги.

Кроме прямого поземельного налога власти чаще, чем когда-либо раньше собирали чрезвычайные налоги. Так, в течение 1613-1644 г. семь раз объявлялся сбор "пятинных денег". Кроме того, правительство повышает размеры старых налогов и вводит новые прямые налоги. Важнейшим среди них стал сбор хлебных запасов на жалованье стрельцам - стрелецкий хлеб.

Среди косвенных налогов главными были таможенные пошлины и кабацкие доходы или питейная прибыль. В середине XVII в. боярин Б. И. Морозов /в первые годы царствования Алексея Михайловича он фактически управлял страной/ решил укрепить государственный бюджет за счет повышения косвенных налогов. В начале 1646 г. была введена новая высокая пошлина на соль с одновременной отменой стрелецких и ямских денег. Но прибыли от этого не вышло, так как цены на соль резко подскочили в 2-3 раза и основные слои населения просто не могли ее покупать. В бюджете сразу же образовался большой дефицит. Чтобы его ликвидировать, правительство в конце 1647г. восстановило прежние налоги, но при этом стало собирать их и за прошедшие годы. В результате в 1648 г. прямые налоги взимались в тройном размере, что вызвало протест со стороны основного налогоплательщика- посадских людей городов.

"Соляной бунт" в Москве и Соборное Уложение.

Летом 1648 г. по стране прокатилась целая волна городских восстаний /Воронеж, Козлов, Курск, Елец, Великий Устюг, Сольвычегодск и другие/. Среди них самым значительным и первым по времени было восстание в Москве.

Оно началось 1 июня 1648 г. после того, как толпа возмущенных людей попыталась передать царю челобитную с жалобой на городскую администрацию. Челобитчиков разогнали стрельцы. Тогда горожане начали громить дворы самых ненавистных для них боярина Морозова, начальника Земского приказа Плещеева, думного дьяка Чистого /его считали инициатором соляного налога, поэтому, когда обнаружили в доме, то сразу же растерзали/, купца Шорина. К восставшим присоединились даже стрельцы. Вместе они потребовали от царя выдачи Плещеева, Морозова и Траханиотова. В течение нескольких дней Москва была в руках восставших. Царю пришлось пойти на уступки. Выданных Плещеева и Траханиотова, которого также считали виновником соляного налога, повстанцы казнили, а Морозову удалось откупиться и отделаться ссылкой в монастырь. Выдачей жалованья правительству удалось привлечь на свою сторону стрельцов. Восстание пошло на убыль и власть в Москве вскоре была восстановлена. Однако в других городах волнения продолжались в течение целого месяца.

Восстанием в Москве, получившим название "соляной бунт", сумели воспользоваться в своих интересах дворяне. Вместе с московскими посадскими людьми они потребовали от правительства Алексея Михайловича провести реформу в области законодательства. Для решения этого вопроса царь созвал в сентябре 1648 г. Земский собор. На нем обсуждалось и было принято в январе 1649 г. Соборное Уложение. В этом кодексе законов были учтены наиболее важные требования дворян: устанавливался бессрочный сыск беглых крестьян; помещичьи крестьяне полностью теряли личную свободу и даже их имущество переходило в собственность феодалов; дворяне получили право передавать по наследству свою службу, а вместе с ней и поместье; в пользу дворян ограничивалось церковное землевладение. Соляной бунт заставил правительство учесть в Соборном Уложении и требования посадского населения. В частности, были ликвидированы привилегии частновладельческих или "белых" слобод. Отныне их население должно было платить налоги также, как и все другие посадские люди /наличие белых слобод в городах приводило прежде к увеличению налогового бремени в посадах/. Кроме того, посадские люди получили право монопольной торговли в городах.

Соборное Уложение не разрешило, однако, основные социальные противоречия в городах. Свидетельством чему стали сильные волнения горожан Пскова и Новгорода, случившиеся в 1650 г., на подавление которых правительству пришлось направить большое войско.

Денежная реформа и "медный бунт" в Москве.

Начавшаяся в 1654 г. война с Польшей потребовала огромных средств. По предложению возвращенного из ссылки Морозова Алексей Михайлович решил провести денежную реформу, рассчитывая с ее помощью пополнить казну. В мае 1654 г. был опубликован указ, по которому выпускались в обращение крупные серебряные монеты достоинством в рубль, а вместо прежней серебряной копейки выпускали разменные монеты из меди, шедшие по курсу серебряных денег. Поначалу казна стала быстро пополняться серебром. Однако неумеренный выпуск медных денег, среди которых к тому же появилось немало фальшивых, привел к их обесценению по сравнению с серебряными. В результате быстро стали расти цены, серебряные деньги исчезли из обращения, в то время как налоги собирали только ими. Быстро росли недоимки, которые выколачивали из посадских любыми способами. Доведенные до отчаяния горожане Москвы в июле 1662 г. взбунтовались. Сценарий этого "медного бунта" напоминал "соляной бунт" 1648 г., только на этот раз правительство смогло быстро и жестоко расправиться с восставшими. Однако эти события заставили царя прекратить выпуск медных денег и вернуться в 1663 г. к прежним серебряным деньгам.

Церковная реформа и Раскол.

Одним из важнейших событий в XVII в., повлиявшим на дальнейшую историю России, была церковная реформа. Ее начал проводить в 1653 г. патриарх Никон, один из самых ярких людей своей эпохи, прошедший путь от нижегородской крестьянской семьи до патриаршего престола благодаря своим выдающимся способностям. Он стремился укрепить церковную организацию. Для устранения различий в местной церковно-обрядовой практике была проведена большая работа по унификации обрядов, по пересмотру и исправлению религиозных книг и канонов иконописания. Авторитетные церковные деятели того времени поддерживали саму идею реформы, но часть из них /протопопы Аввакум, Даниил, Иван Неронов и др. / выступила резко против того, как это предлагал сделать патриарх. Никон считал, что унификацию в церкви надо проводить на основе греческих образцов. Такой вариант реформы открывал дорогу для распространения влияния русской церкви на украинскую и южнославянские православные церкви. Никона поддерживал царь Алексей Михайлович. Нововведения /исправленные богослужебные книги, иконы, обряды: троеперстие вместо двоеперстия во время крещения, произнесение трижды, а не дважды "аллилуя" во время церковной службы и т. д. / были одобрены церковными соборами в 1654-1655 гг. Реформа меняла только внешнюю, обрядовую сторону, не затрагивая основ церкви и православия. Тем не менее, перемены в церкви стали для русского православного общества событием большого значения. Противники Никона считали, что русская церковь сохранила "древнее благочестие" и поэтому ее реформа возможна только на основе древних русских богослужебных книг. Круг защитников "старой веры" расширялся по мере того, как Никон стал использовать реформу для усиления власти патриарха и насильственно насаждать нововведения, публично сжигая, к примеру, иконы старого письма, решительно расправляясь с недовольными. Протест "староверов", идеологами которых были протопопы Аввакум, Даниил и др., получил широкую поддержку различных слоев общества, которое впервые за всю историю перестало быть монолитным в церковном смысле и раскололось.

Так возникло в народе движение, получившее название "Раскол". Раскольники идеализировали и защищали старину, с ненавистью относились ко всему новому, массами уходили за учителями раскола в далекие леса Севера, за Волгу, и там основывали раскольничьи общины - скиты. Наиболее радикальные раскольники ради спасения души и во имя "старой веры" решались даже на самоуничтожение. В сущности это было консервативное движение, но с 1660-х годов оно стало приобретать форму социального протеста, а преследования раскольников со стороны церковных властей и правительства еще более усиливали этот протест.

Конечно, царь и правительство были на стороне официальной церкви. Но при этом сам инициатор реформы вскоре оказался не у дел. Пока Никон был в дружеских отношениях с царем, его главенствующее положение в церкви было прочным. Но как только этот необыкновенный властолюбец попытался приравнять свою патриаршую власть с монаршей, сразу все изменилось и, в конце концов, в 1658 г. в отношениях между царем и патриархом произошел разрыв. Демонстративные попытки Никона отстоять свою независимость закончились тем, что собор вселенских патриархов, созванный в 1666 г. в Москве, осудил поведение Никона и снял с него патриарший сан.

Крестьянская война под предводительством С. Разина.

Движение раскольников расширялось в обстановке заметно ухудшившегося положения основной массы крестьян и горожан. Это было следствием усилившейся эксплуатации крестьян после их полного закрепощения и ужесточения налогового гнета. Широко распространились массовые, иногда целыми деревнями, бегства крестьян и холопов от своих господ. Район Дона был переполнен беглыми, от чего среди казаков усилилось социальное расслоение и углубились противоречия. Правительство несколько раз в 1660-х годах организовывало специальный сыск беглых крестьян. Это вызывало с их стороны сопротивление, перераставшее порой в вооруженные выступления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.