Рефераты. Отечественная история

p align="left">Крещение Руси.

Этому шагу предшествовала языческая реформа Владимира. Он попытался заменить племенные верования единой общегосударственной религией, сплотив языческие культы в пантеон богов во главе с Перуном. По приказу князя у дворца в Киеве и в некоторых городах были поставлены идолы Перуна, Даждьбога, Стрибога, Хорса и Мокоши. Однако язычество уже не устраивало княжескую власть, и Владимир повернул к принципиально новой религии - единобожию.

Соседние государства уже исповедовали монотеистические религии: Византия - христианство, Хазария - иудаизм, Волжская Булгария - ислам, но самые тесные связи были с Византией. К тому же христианство стало проникать на Русь задолго до Владимира.

По-видимому, христианство принял в своё время князь Аскольд вместе с частью дружины, а при Игоре в Киеве уже было немало христиан и стояла церковь святого Ильи. После крещения Ольги христианизация пошла быстрее, но кардинальный поворот к новой религии связан с именем Владимира.

Обстоятельства крещения Владимира известны нам по русским и византийским источникам. Византийский император Василий II попросил у Владимира помощи против мятежного полководца Варды Фоки. Князь согласился помочь, если за него выдадут царевну и, в свою очередь, обещал, креститься. Однако империя не торопилась выполнять договор, и Владимиру пришлось овладеть Корсунем /Херсонесом/. Там, и принял князь православную веру. Вернувшись домой, он приказал уничтожить языческих идолов, и крестить киевлян в Днепре. Затем пришла очередь новгородцев и жителей других городов. Традиционно принятие христианства Русью датируется 988 г., хотя называют и другие даты.

Новая религия приживалась непросто и поначалу встретила сопротивление населения, особенно на окраинах. Ещё долго она переплеталась с привычными народу языческими верованиями. Они сплетались с новым вероучением в пёструю смесь веры и суеверия, которую нередко называют "языческим христианством, "двоеверием".

Крещение способствовало ликвидации племенной разобщённости, укрепляло княжескую власть и международный авторитет Руси.

Более тесными стали культурные связи с Византией. Каменное зодчество, иконопись, фресковая живопись возникли на Руси благодаря христианству. Христианская церковь стала оказывать всестороннее влияние на русскую жизнь способствовала распространению грамотности, книжного дела, летописания.

Запрет жертвоприношений и ритуальных убийств, многожёнства, проповедь крепкой семьи способствовали смягчению нравов. В то же время подавлялась культура, основанная на языческих традициях. А борьба церкви против "латинства", особенно после окончательного раскола византийской и римской церквей в 1054 г. способствовала изоляции Руси от некоторых духовных процессов, протекавших на Западе.

Правление Ярослава Мудрого.

После смерти Владимира в 1015 г. началась усобица между сыновьями. Её начал старший в роду - приёмный сын Святополк /его отцом был Ярополок, а матерью - Рогнеда/, которого Владимир не любил. Убив братьев Бориса, Глеба и Святослава, Святополк утвердился в Киеве, получив прозвище "Окаянного". Следующий за ним по старшинству 28-летний Ярослав, сидевший в Новгороде, собирает войско и вступает в борьбу за престол. Несколько лет братья воевалили с переменным успехом, пока удача не улыбнулась Ярославу.

Святополк бежал за границу и умер в пути. Ярослав же, сумевший пробиться к отцовскому престолу, сохранял его почти 35 лет /1019-1054/, оттеснив от управления остальных братьев.

Правление Ярослава считается временем расцвета Киевской Руси, её наивысшего могущества. В 1036 г. он разгромил печенегов, и они перестали нападать на Русь. На правом берегу Днепра была возведена новая линия укреплений, граница Руси продвинулась до реки Рось. Ярослав совершил несколько походов против ятвагов, ляхов, а в землях прибалтийской чуди построил крепость Юрьев.

Члены русского княжеского дома породнились со многими королевскими домами Европы. Сам Ярослав женился на дочери шведского короля Инигерде, дочь Анастасию выдал за венгерского короля, Елизавету - за норвежского принца/после его гибели она вышла замуж за датского короля/, Анну - за французского короля Генриха I. Сын Ярослава Владимир был женат на сестре польского короля, а Всеволод-на дочери византийского императора Марии.

В 1016 г., готовясь к походу на Святополка, Ярослав ввёл в Новгороде первый на Руси писаный свод законов - "Русскую правду", который стал потом действовать во всём государстве. Он устанавливал порядок и законность назначив наказания за различные преступления, ограничивал кровную месть-пережиток родового общества. Вместе с тем "Русская Правда" отразила и развивающееся социальное неравенство : наряду со свободными людьми в ней говорится и о зависимом населении - челяди и холопах.

При Ярославе укрепилась церковь, которая сделала первый шаг к независимости от Константинополя. Вместо назначаемого из Византии митрополита-иностранца Ярослав выдвинул русского священника Илариона, который был избран на этот пост собранием русских епископов в 1051 г. Ярослав, по отзывам современников, отличался большой набожностью, знанием церковных сочинений, за что и был прозван "Мудрым".

При нем по стране развернулось грандиозное по тем временам строительство: закладывались новые города, возводились церкви. В 1037 г. в Киеве был заложен собор Святой Софии, где потом князь был похоронен. Открывались школы, были созданы первые библиотеки.

Умирая, Ярослав распределил управление Русью между пятерыми сыновьями. Трое старших получили наиболее важные уделы Изяслав - Киев и Новгород, Святославу досталась Черниговская и Муромо-Рязанская земли, Всеволоду - Переяславль и Суздаль. Ярослав завещал сыновьям жить в согласии и во всём слушаться старшего Изяслава.

Владимир Мономах.

В 1113 г. в Киеве умер нелюбимый великий князь Святополк Изяславич. Его смерть стала сигналом к восстанию. Жадный и корыстолюбивый, он успел возбудить всеобщую ненависть. Народ разграбил двор тысяцкого Путяты, дома ростовщиков. Киевляне не захотели принять на престол старейших в роде черниговских Святославичей. Пригласили Владимира Мономаха из Переяславля, который пользовался заслуженной славой на Руси. Вокняжение Мономаха было нарушением решения Любечского съезда, и он сначала отказался идти в столицу в обход старших князей. Но упорство киевлян заставило согласиться.

За время княжения ( 1113 - 1125 ) он сумел восстановить единство страны. Половцы, потерпев ряд тяжких поражений, на время прекратили набеги. Чтобы успокоить население, Владимир принял специальный "Устав", облегчивший положение закупов и запретивший долговое рабство.

Вступив на престол на закате жизни /в 60 лет/, Владимир оставил яркий след в истории Руси. И при жизни своей и после смерти он пользовался заслуженной любовью и уважением народа. Причиной тому были не только мудрость и мужество государственного деятеля, но и личные качества князя, отразившиеся в его знаменитом "Поучении", обращённом к детям, и в "Послании" к князю Олегу Святославичу.

После смерти Мономаха в Киеве сел править его сын Мстислав, хотя были живы более старшие по возрасту дядья и двоюродные братья. Он во всём продолжал политику отца и, по словам летописца, "много пота утёр за землю Русскую". Его смерть в 1132 г. положила конец достигнутому с таким трудом единству Руси. Необратимо наступал новый исторический этап и новый политический порядок.

Тема 2. Русь в период феодальной раздробленности в XII-XIII вв.

Феодальная раздробленность и ее причины. Характеристика основных феодальных княжеств и земель. Политическое устройство. Хозяйство. Культура.

Государственная раздробленность Руси.

Причины и историческое место периода раздробленности.

Государственное единство Руси, как и империи Карла Великого, никогда не было прочным.

Признаки её дробления намечаются со второй половины ХI в. однако окончательный распад на самостоятельные княжества происходит лишь во второй трети ХII в.

Дробление страны было связано с развитием хозяйства и эволюцией феодализма. С середины ХI в. начинают появляться вотчины. Главным источником доходов феодалов становится не дань, а хозяйство на земле. Их интересам теперь ближе свой удельный князь. Земельные пожалования сократили домен великого князя до пределов киевщины. Ослабилась экономическая и политическая основа великокняжеской власти. После крестовых походов торговые пути на Восток пролегли мимо Киева. Кочевники вплотную подошли к его землям, побуждая население уходить в более спокойные края.

Хозяйственный прогресс отдельных земель, питал их стремление к независимости от Киева. С развитием городов как центров ремесла и торговли у древней столицы появилось много новых центров-соперников.

В Х11 в. на Руси было около пятидесяти князей-Рюриковичей. Киевский стол передавался старейшему в роде: от брата к брату, а после смерти последнего - к старшему племяннику. Соответственно в движение приходил весь род Рюриковичей: князья передвигались на ступеньку вверх, так называемый /"очередной порядок"/. С разрастанием княжеского рода множились конфликты. Сыновья умершего великого князя, не хотели подчиняться своим дядьям, а те в свою очередь не пускали племянников к власти, отдавая ее сыновьям. После смерти Ярослава Мудрого шло формирование местных княжеских династий. В Чернигове, например правили Ольговичи, в Смоленске - Ростиславичи. В Ростово-Суздальской земле - Мономаховичи. В каждом из этих центров за спиной местных князей выросли и сплотились феодальные кланы - боярство со своими вассалами, церковные иерархи. Своя, местная власть могла вполне и решительнее отстаивать их интересы.

Раздробленность длилась на Руси со второй трети ХII в. до середины ХV в., завершившись созданием Московского государства при Иване III и Василии III. Внутри этого периода есть чёткий и тягостный рубеж - монголо-татарское нашествие, которое разделяет удельное время на домонгольский и послемонгольский периоды.

Каково было историческое место этой эпохи? Современникам и потомкам в первую очередь бросались в глаза негативные следствия распада некогда процветавшего государства. Это кровопролитные усобицы, когда русские шли против русских. Это череда половецких набегов на ослабевшую Русь, не смогшую объединиться для отражения степного натиска и рухнувшую перед опасностью смертельной - монгольским нашествием. Это катастрофическое нарастание дробления, когда полтора десятка княжеств второй трети ХII в. через столетие превратились в пятьдесят. Неудивительно, что, Н. М. Карамзин считал время раздробленности потерянным для нашей истории, видя в нем лишь нарастание экономического, политического и культурного упадка.

Однако не менее важны явления противоположного порядка. В обособившихся княжествах успешнее, чем раньше, развивались ремёсла, города, множились вотчины, которые в то время были наиболее прогрессивной формой организации крупного хозяйства на земле. Складывались новые центры летописания, строились замечательные архитектурные сооружения, расцветала литература, публицистика, богаче и разнообразнее становилась культура.

Политический распад Руси никогда не был полным.

Самостоятельные княжества-государства сохраняли немало черт общерусского единства. Волжский и Днепровский торговые пути укрепляли связи между ними. Власть великих киевских князей, пусть призрачная, формальная, цементировала Русь. Церковь с митрополичьей кафедрой в Киеве оставалась общерусской организацией. "Русская правда" имела силу повсюду. Сохранялось этническое и языковое единство. Созывались княжеские съезды, хотя, впрочем, договорённости часто нарушались. Наконец, в общественном сознании сохранялась идея единой Руси, которая так ярко отразилась в "Слове о полку Игореве". Недаром В. О. Ключевский назвал политическую систему того времени "средневековой федерацией".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.