Восстание в Москве показало необходимость перемен. Глинских постигла опала. Иван IV ищет новые пути управления государством, собирает вокруг себя советников. Постепенно складывается круг людей, самых близких по взглядам и наиболее преданных царю. Фактически сформировалось неофициальное правительство, которое позже князь Андрей Курбский назовет на польский манер "Избранной радой". Негласным руководителем этого правительства был выходец из мелких костромских вотчинников Алексей Адашев, ставший любимцем царя благодаря своим способностям и исключительной преданности. В Избранную раду входили также и представители других слоев общества: аристократы - князья Дмитрий Курлятев и Курбский: представитель высшей бюрократии, посольский дьяк Иван Висковатый; протопоп Благовещенского собора Кремля Сильвестр. Скорее всего, это было правительство компромисса, рассчитанного на примирение враждующих политических сил при дворе.
Избранная рада обсуждала планы государственных реформ и внешней политики, а затем и руководила их проведением. Идеологами намечавшихся реформ в стране были митрополит Макарий и Сильвестр. Макарий обосновал и пропагандировал идею о необходимости самодержавной власти в России, которая должна утвердиться в мире как совершенное "православное царство". Сильвестр всю свою деятельность подчинил идее прославления монарха и утверждения его власти. Он оказывал сильное воздействие на сознание царя в духе самосовершенствования, покаяния и смирения, развил в царе сильное религиозное чувство.
Земские соборы.
В начале 1549 г. в Москве было созвано совещание, на котором присутствовали Боярская дума в полном составе, Освященный /церковный/ Собор во главе с митрополитом Макарием, высшие должностные лица, воеводы и дворяне. На этом совещании, получившем в литературе название "собор примирения", царь объявил о намерении положить конец бесправию, которое "чинилось" от бояр и дворцовых чинов. В ответ бояре "били челом о прощении", обещали служить царю "в правду". Обсуждалась также программа проведения государственных реформ.
Созыв "собора примирения" 1549 г. означал перемены в государственном управлении. Так появился новый орган власти, известный позже под названием Земский собор. Это был эпизодически созываемый высший законодательный и исполнительный орган власти, в который выбирались представители основных сословий России /крупные светские и церковные землевладельцы-вотчинники, прежде всего - бояре; служилые землевладельцы - дворян; купцы и зажиточные слои посадского населения городов; в отдельных случаях даже государственные крестьяне и казаки/. В течение примерно ста лет существования Земских соборов /середина ХVI - середина ХVII вв. / политический строй России представлял собой сословно-представительную монархию. В отличие от западноевропейских парламентов, в которых буржуазия стремилась ограничить власть монархов, русские Земские соборы нужны были царям для того, чтобы поддерживать их власть и на деле выполняли эту роль. Опираясь на соборы, монархи могли успешно лавировать между боярством и дворянством, постепенно ограничивать права крупных феодалов и расширять права дворян, на которых, в первую очередь и опирался Иван IV, реформируя государство.
Судебник 1550г.
Реформы проводились в 1550-х гг. Они затронули центральное и местное управление, систему суда и законодательство, налоговую систему, церковь и армию, оказали влияние на культуру страны. По решению "собора примирения" был подготовлен и принят в 1550 г. новый русский сборник законов Судебник, взамен старого Судебника 1497 г.
Судебник 1550 г. был обновлен примерно на треть статей. В нем полностью сохранилась статья об ограничении крестьянского перехода от одного феодала к другому неделей до Юрьева дня осеннего /24 ноября/ и неделей после, но плата за переход /"пожилое"/ увеличивалась. Ограничивалась власть наместников, отменялись податные льготы монастырей.
Приказы.
Создавалась система центральных правительственных учреждений - приказов. Первые из них появились еще в конце ХV в. и назывались сначала избами. В середине ХVI в. один за другим были организованы: Челобитенный приказ /специально для приема дворянских челобитных с жалобами на бояр, казначеев и дворецких/, Посольский приказ /ведал организацией дипломатической службы/, Ямской /дорожная служба/, Разрядный /ведал личным составом и службой поместного войска/, Поместный /обеспечение дворян землей/, приказ Казанского дворца /управление территорией покоренного Казанского ханства/ и другие приказы. К концу ХVI в. было уже более двадцати приказов. Для многих из них характерно совмещение судебных, административных и финансовых функций, а также соединение функционального принципа управления с территориальным. Складывание приказной системы управления явилось важным элементом процесса формирования единого русского государства с сильной центральной властью.
Реформа местного управления. Серьезные изменения произошли и в системе управления. К середине ХVI в. управление на местах возглавляли наместники /гражданские администраторы/ и воеводы /военные руководители/. Основным доходом наместников было не государственное жалованье, а так называемое "кормление" за счет жителей подведомственной территории, а также отчисления от различных пошлин /судебных, торговых и др. /. Наместническое управление в период раздробленности соответствовало интересам великих князей, т. к. противодействовало власти местных удельных князей. Но по мере ликвидации удельных княжеств наместничество становилось не выгодным для Москвы. Поэтому, как уже отмечалось выше, в 1530-х годах в России начали учреждать губные органы, которым переходили судебные полномочия наместников.
В 1549 г. появился царский указ, освобождавший во всех городах дворян от юрисдикции наместников. А в 1555-1556 гг. правительство отменяет во многих местах страны кормление наместников и самих наместников заменяет органами земского самоуправления, выбиравшимися из среды посадского населения и зажиточных крестьян. Это были старосты и "излюбленные головы", которые с помощью своих канцелярий /земских изб/ и помощников /выборных целовальников и "лучших людей"/ судили население по делам второстепенной важности и собирали подати, поступавшие ранее на содержание наместников. Теперь же они отправлялись в царскую казну и шли, в основном, на обеспечение дворянской армии. Губные и земские учреждения были представительными органами дворянства, верхов посада и зажиточных государственных /черносошных/ крестьян. В тех местах, где не было земских органов самоуправления, вместо наместников назначались воеводы, которые получали не только военные, но и административно-судебные полномочия.
Военная реформа.
К числу важнейших реформ относилось упорядочение военной службы и перестройка армии. В 1550 г. началось создание постоянного войска - 3000 стрельцов, вооруженных огнестрельным оружием /пищалями/ и бердышом, мечом или саблей. Стрелецкое войско делилось на полки /"приказы"/. В них могли записаться любые свободные люди. За службу стрельцы получали денежное и хлебное жалование; жили отдельными слободами, в некоторых местах наделялись землей, могли заниматься ремеслом и торговлей. Стрельцы были единообразно обмундированными, вооруженными и обученными. К концу XVI в. стрелецкое войско выросло до 25 тысяч человек.
Одновременно с организацией стрелецкого войска в 1550 г. правительство приступило к массовому наделению землей дворян. Намечалось их поместить в Московском уезде 1070 дворян из провинции. Эта "избранная тысяча" должна была войти в состав царского двора и стать ядром дворянского ополчения. Принятое в 1556 г. "уложение о службе" строго регламентировало воинскую службу дворян. Она начиналась с 15 лет и передавалась по наследству. Каждый служилый человек помимо личного участия, должен был выставить воинов из числа своих людей: один конный воин в полном вооружении, снабженный запасным конем для дальнего похода. За каждого выставленного господин получал небольшое вознаграждение, а за недоданного - платил штраф. За службу дворянин получал денежное жалование и землю. Так были созданы условия для роста поместного ополчения /конницы/ и укрепления экономического положения дворянства.
Стоглав.
Реформы середины века затронули и русскую православную церковь. К тому времени церковь не была строго унифицированной организацией. Существовали различия в составе святых, которым поклонялись в разных местах страны, не было строго порядка в исполнении церковных обрядов, не было четкого управления. Еще с XV в. распространились еретические учения. Среди иерархов церкви не прекращался спор между сторонниками богатой и сильной церкви /"иосифляне"/ и нищенствующей церкви в духе первых христиан /"нестяжатели"/. Государство с одной стороны было заинтересовано в сильной церковной организации, но с другой - хотело бы сократить количество церковно-монастырских земель, чтобы увеличить земельный фонд дворян.
В 1551 г. состоялся церковный собор, созванный по инициативе царя и митрополита Макария. Итоговый документ собора /приговор/ состоял из ста глав и поэтому получил название Стоглавого или Стоглава. На основании Стоглава церковь провела унификацию церковных обрядов и иконописи. Был принят единый перечень всех святых русской церкви, а их жизнеописания /жития/ опубликованы в 12-ти томах книги "Великие Четьи Минеи". По вопросу о церковном землевладении победу одержали иосифляне. Но царь устанавливал контроль над ростом этой земли, впредь церковь могла приобретать и продавать свою землю только с разрешения царя. По решению собора церковь должна была вернуть прежним владельцам земли, полученные от них после 1533 г. В целом, на соборе был достигнут определенный компромисс между царской властью.
Опричнина. Опричная политика.
Избранная рада проводила компромиссную политику в расчете на интересы всех феодальных землевладельцев. Поэтому такое правительство не было прочным. К концу 1550-х годов, укрепив свою власть, Иван IV перешел к более решительному наступлению на привилегии мощного боярства. В 1560 г. Избранная рада распалась. Последовали репрессии против Адашева и Сильвестра, вскоре были казнены родственники и сторонники Адашева. Поводом к расправе над членами Избранной рады послужила смерть в августе 1560 г. жены царя Анастасии Романовны и подозрение в ее отравлении. Иван IV начинает подозревать в измене каждого, о ком мог получить плохие вести. Подозрительность и жестокость царя усилилась с тех пор, как на фронтах Ливонской войны русские войска стали терпеть поражения. Так, после проигранной битвы под Полоцком в январе 1564 г. по приказу царя были казнены князья Оболенские, Репнины, боярин Н. Шереметев. Перед этим, на основании доноса о готовящейся измене, царь подверг опале своего двоюродного брата удельного князя Владимира Андреевича Старицкого и его мать . В апреле 1564 г. бежал в Литву доверенный человек Ивана IV князь Андрей Курбский, командовавший русской армией на войне. Все эти события сильно повлияли на царя и подтолкнули его к изменению внутренней политики.
3 декабря 1564 г. царь вместе с семьей и казной выехал на богомолье в Троице-Сергиев монастырь и на обратном пути остановился в своей резиденции в Александровой слободе. Оттуда 3 января 1565 г. он отправил две грамоты в Москву. В одной царь обвинял бояр и духовенство в "изменных делах" и заявлял о своем намерении отказаться от престола. В другой грамоте царь сообщал посадским людям Москвы, что на них у него зла нет. Расчет Ивана IV оправдался. К нему срочно явилась депутация духовенства и бояр с мольбой не покидать "государьство". Царь согласился, но в ответ выдвинул условия: неограниченное право расправы над всеми "изменниками" и создание особой территории внутри государства - "опричнины" /от слова "оприч" - отдельно/, где царь будет иметь полную власть над всеми людьми и землями, где будет своя опричная Боярская дума и свое опричное войско. Остальная территория страны будет называться "земщина" со своими органами власти, войском и традиционными политическими порядками. В состав опричнины вошли в основном северные и небольшое число центральных уездов страны. Опричниной стали также называть и внутреннюю политику Ивана Грозного, направленную, по его мнению, на искоренение "крамолы".
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17