В Государственном архиве АРК, в фонде 241, оп. 1, д. 1 хранится письмо генерал-лейтенанта Жуковского, адресованное евпаторийскому городничему от 7 июня 1858 г. В нем говорится, что Новороссийский и Бессарабский генерал-губернатор уведомил автора послания о том, что Евпаторийскому караимскому обществу дозволено воздвигнуть на могиле павших под стенами Евпатории в деле 5 февраля 1855 г. воинов, мраморный памятник, с разрешением выписать его из заграницы без пошлины. Император изъявляет на это свое согласие и повелевает поблагодарить караимское общество за это. Причем Министр Внутренних Дел перепроводил утвержденный императором рисунок. Тут же предлагается этот рисунок выдать караимскому обществу и объявить ему благодарность.(с 1)
15 августа 1869 г. в Евпатории при Евпаторийском Уездном училище было открыто женское училище для девиц всех званий. Об этом свидетельствует хранящееся в 241 фонде, оп.1, д. 145 Государственного архива АРК письмо главного смотрителя Евпаторийских училищ, адресованное Таврическому и Одесскому караимскому гахаму. В письме сказано: «… его(училища - автор) будущее существование зависит от успеха в начатом и от сочувствия зажиточного общества, поэтому считаю долгом доложить об этом караимскому обществу в лице Вашем, не найдется ли желающих между караимами отдать своих дочерей для обучения в наше женское училище».
В этом заведении преподавало пять учителей и три классные дамы, наблюдавшие за поведением учениц, одна из них, кроме того, обучала рукоделию, другая - музыке и французскому языку, а третья - немецкому языку. Тут преподавались следующие предметы: закон божий, русский язык, история, арифметика, география, рисование, чистописание, а для желающих, кроме того - французский, немецкий, греческий языки и музыка.
В училище два класса и один подготовительный для начинающих. Обучение было платным. Оно составляло 60 рублей в год без музыки и языков, а за музыку отдельно доплачивали 25 рублей в год. В подготовительном классе годовая плата без преподавания музыки составляла 25 рублей серебром.
Занятия в этом заведении каждый день начинались с «1 ? часу до 5 часов после обеда», то есть в 15.30. Два раза в неделю, в понедельник и четверг, в 9 часов утра начинались занятия рукоделием и музыкой.(с 1,2)
Последним в XIX в. Таврическим и Одесским гахамом был Самуил Моисеевич Пампулов(1831 - 1911гг.). Он возглавлял караимов с 1879 по 1911 гг. Кроме того, он 18 лет занимал должность городского головы Евпатории. Его деятельность ознаменована учреждением в караимских общинах множества благотворительных обществ, сооружением кенас в других городах, в которых проживали караимы. Стараниями гахама Самуила Пампулова в мае 1885 года было получено разрешение Министерства внутренних дел на открытие типографии. Хотя первоначально с созданием типографии связывались надежды на издание древних караимских рукописей, она выпускала издания в основном на русском языке. [Приднев кар кн изд в евп]
В 1887 г. С.Пампулов подписал решение об открытии при Евпаторийском уездном училище женской прогимназии из трех классов и Подготовительного отделения. Обучение тут также было платным.
В 80-е гг. в Евпатории была открыта женская гимназия.[с 40-41 лебедева]
В 1895 г. Коген С.А. основал при поддержке Пампулова «Бесплатное ремесленное караимское училище для детей всех званий имени С. Когена», вложив в развитие этого учреждения 140 тысяч рублей. [Кр. изв.№ 36 с. 4 2003]
2 апреля 1890 г. Коген Соломон Аронович пишет письмо Пампулову С.М.
В этом письме он говорит, что он человек бездетный, не имеющий потомства, которое бы продолжало его род. Далее Коген пишет следующее: «Память обо мне должна исчезнуть из мира живых вместе со мною». Тут же он изъявляет желание часть своего имущества вложить в «такое благотворительное и вечное учреждение», которое будет носить его имя, надеясь, что это хоть в некоторой степени поможет удовлетворить одну из множества потребностей бедного класса караимов. Коген желает утвердить в Евпатории, месте своего рождения, учебное заведение для беднейших караимов по типу городских училищ Министерства Народного Просвещения, согласно с программой последних, с одной только разницей - вместо христианского вероучения и церковно-славянского чтения должно преподаваться вероучение караимское в связи с древнееврейским языком. «С этой целью я жертвую 70000 государственными билетами четырехпроцентного внутреннего займа по их номинальной цене». [с.1 АРХИВ241,1,500]
5 апреля 1890 г. Гахам, в свою очередь, пишет ходатайство о создании Когеновского училища на имя Директора училищ Таврической губернии.[c.2АРХИВ241,1,500]
Существовало несколько проектов положения об учреждении в Евпатории киевским купцом С.А. Когеном караимского училища. Эти проекты отличались друг от друга небольшими поправками, внесенными в более поздние варианты.
В караимском училище С.Когена должны были воспитываться бедные мальчики караимского вероисповедания в количестве 30 человек. Также тут могли обучаться дети за плату, размер которой по первому проекту положения должен был составлять 12 рублей,[с.9АРХИВ241,1,500] позднее же, с учетом замечаний директора Народных училищ, эта плата была обращена в минимум, а номинальный размер устанавливал училищный совет.[с. 56 АРХИВ241,1,500]Число воспитанников, обучавшихся на платной основе, в соответствии с параграфом 5 проекта, зависит от условий помещения заведения по усмотрению училищного совета. Ниже следует примечание, в котором оговаривается, что бедным ученикам должно определяться пособие для «приобретения для них платья, обуви и других необходимых вещей.
В соответствии с этим проектом. В училище должны были преподаваться следующие предметы:
? караимское вероучение;
? древнееврейский язык;
? русский язык;
? практическая геометрия;
? арифметика;
? география и история отечества с необходимыми сведениями из всеобщей истории и географии;
? сведения из естественной истории и физики;
? чистописание и черчение;
? гимнастика.
Пение должно было преподаваться в том случае, если это позволяли средства училища. Все предметы, кроме караимского вероучения и древнееврейского языка, преподавались согласно программам, выработанным Министерством Народного Просвещения для городских училищ.
Полный курс обучения составлял 6 лет. Учащиеся разделялись, согласно своим познаниям, на три последовательных класса, каждый из которых делился на два отделения с годичным курсом обучения на каждом.[c.9-10АРХИВ241,1,500] В конце каждого учебного года учащиеся проходят испытания в присутствии училищного совета. [c.12АРХИВ241,1,500]
В первый класс дети от семи до десяти лет поступали без всякого испытания; дети же от одиннадцати до пятнадцати лет включительно могли быть приняты в один из последующих классов по выдержании надлежащего испытания из всего пройденного по день их поступления в том отделении, в которое они поступают.
Прошение о поступлении в училище подается на простой бумаге на имя заведующего училищем. К прошению прилагается метрическое свидетельство и свидетельство о привитии оспы. Прием осуществляется один раз в году в начале учебного года, а по соответствующему испытанию и в течение учебного года.[c. 12АРХИВ241,1,500]
В первоначальном проекте предполагалось три преподавателя:
1. преподаватель караимского вероучения и древнееврейского языка во всех трех классах;
2. старший учитель, для преподавания других предметов в двух старших классах;
3. помощник старшего преподавателя, который под его руководством занимается в первом классе обучению детей русскому чтению и письму, объяснительным чтением и преподает арифметику в первом и во втором классах, а чистописание и черчение во всех классах.[с. 9-10 АРХИВ 241,1,500]
Но уже в новом проекте положения полагается еще два учителя с одинаковым образовательным цензом, вместо одного учителя и одного помощника, как это было предложено первым вариантом положения.[с. 55АРХИВ 241,1,500]
Старший учитель, по представлению директора училища и с утверждения Попечителя Одесского учебного округа, назначался заведующим училищем.
Старшим учителем могло быть лицо, успешно окончившее курс учения в одном из учительских институтов, а равно и лицо, выдержавшее в учительском институте полное испытание, как в теоретических научных познаниях, так и в умении преподавать в городском училище.
На старшем учителе, утвержденном в звании заведующего училищем, лежит ответственность за благосостояние училища по всем частям, также ему подчиняются другие служащие при училище лица. Он представляет ежегодно отчет о состоянии вверенного ему училища директору училища.
При училище учреждался училищный совет, состоящий из караимского Таврического и Одесского гахама, который председательствовал в нем, почетного попечителя и преподавателей этого учебного заведения. В соответствии с первым проектом положения об училище, в случае отсутствия или болезни гахама должность председателя исправляют лица, его замещающие.[с. 10-11АРХИВ241,1,500] А уже по второму проекту, в случае отсутствия или болезни гахама председательство предоставляется учителю, заведующему училищем[с. 56АРХИВ 241,1,500]
Училищный совет определял для учащихся однообразную форму, в которой они должны были посещать занятия.
Учебный год длился с 7 августа по 20 июня. Выходными днями были высокоторжественные дни, субботы. Также отдых предполагался в главные караимские (первый и седьмой день праздника Пасхи, Шавуот или Матон-Тора, Теруа или Рош-Гашана, Киппур, первый и восьмой день праздника Кущей и второй праздника Пурим) и христианские (Новый год, Крещение, Рождество, Светлое Христово Воскресение и день Святой Троицы) праздники. В остальные христианские праздники, которые в учебных заведениях Министерства Народного Просвещения являются выходными, также как и в воскресенье, занятия проводятся только по караимскому вероучению и древнееврейскому языку.
При училище должна была, в соответствии с данным положением, находится библиотека. Также тут сказано, что училище имеет свою печать с государственным гербом и надписью «Караимское училище Соломона Когена». [с. 12 АРХИВ 241, 1,500]
3 октября 1890 г. гахам С.М. Пампулов пишет письмо директору народных училищ Таврической губернии, в котором перечисляет изменения в проекте положения об учреждении в Евпатории киевским купцом С.А. Когеном караимского училища Соломона Когена. Эти изменения были сделаны с учетом замечаний директора народных училищ Таврической губернии. Следует отметить, что не все рекомендации директора нашли свое отражение в новом проекте положения. Например, директор предлагал вместо трех классов обучения в училище ограничиться двумя, но С. Коген отказался внести такого плана поправку, так как посчитал ее неэффективной для обучения детей. Были внесены поправки. Которые оговаривались автором данной работы в ходе изложения основного содержания первого варианта проекта положения об училище.[с. 54-56АРХИВ 241,1,500] Таким образом, проекты отличались друг от друга лишь незначительными изменениями, внесенными в некоторые пункты. Также мы видим, что в новом варианте положения не совпадает с предыдущим количество недельных уроков по разным предметам.(см. приложение )
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10