Рефераты. Проблема истории формирования караимской общины в Евпатории

p align="left"> Училище располагалось в большом двухэтажном жилом доме с фасадом на улицу(Володарского, 4); [рукопись с 69] Этот дом был построен специально для нужд учебного заведения. Также имелось здание для школы и квартир заведующего училищем и преподавателей ремесел. (Володарского, 13)Здесь имелось шесть мастерских - слесарно-кузнечная, столярная, колесная, токарная по металлу, токарная по дереву, а позже и чугунно-литейная. Последняя была создана после смерти Когена его женой Фумла Исааковной и обошлась ей в 20 тысыч рублей.[нар и культ с 105] В этом учебном заведении готовили специалистов высокой квалификации.[евп здр 27 июля 91г] Училище просуществовало до 1919 г. [Кр. изв.№ 36 с. 4 2003]

Караимские девушки могли получить не только начальное, но и среднее образование.[с 40-41 лебедева]

В 1874 г. по инициативе С. М. Пампулова было основано «Общество попечительства о бедных караимах». При нем находилось женское ремесленное училище. [с 47 лебедева]

В конце XIX в. на средства А.М.Гелеловича было открыто бесплатное женское ремесленное караимское училище. Оно получило название «Женское городское училище для бедных девиц им. Гелеловича». Это училище давало возможность девушкам караимского вероисповедания получить общее образование и овладеть ремесленными навыками настолько, чтобы обеспечить свое существование.[с47 лебедева]

5 марта 1899 г. Аарон Моисеевич Гелеолович пишет письмо Таврическому и Одесскому караимскому гахаму, в котором он говорит: «… я имею желание открыть в Евпатории для бедных девиц женское караимское ремесленное профессиональное училище». На это дело Гелеолович жертвует 1551 десятину 2083 ? квадратных саженей земли. [с. 1АРХИВ241,1,771]

28 октября 1899 г. гахам ходатайствует об утверждении этого училища перед директором народных училищ Таврической губернии.[с. 25АРХИВ241,1,771]

Был предложен проект, который не поддержал директор народных училищ. [с. 40 АРХИВ241,1,771]

Позднее этот проект был преобразован в новый.

Занятия в училище начинались с 15 августа и заканчивались 20 июня. Время проведения занятий было следующим: с 8.00 до 13.00 и с 15.00 до 18.00. Были тут и каникулы. Они продолжались с 20 июня по 15 августа, в это время проводились занятия ремеслами с 8.00 до 12.00.

Ученики освобождались от занятий в высокоторжественные дни и главные христианские праздники, а также в субботние дни и главные караимские праздники.

Число учениц, занимающихся в училище бесплатно, составляло 30. Это не исключало обучение тут на платной основе, плата в таком случае устанавливалась училищным советом.

В этом учебном заведении было три класса с общеобразовательными предметами, с годичным курсом обучения в каждом из них, и два класса исключительно практических. В первый класс принимались дети с 8 до 10 лет без экзаменов, а в остальные - с 10 до 16 лет после прохождения испытания.

В училище преподавались следующие предметы:

? караимское вероучение;

? русский язык;

? арифметика;

? чистописание;

? черчение и рисование.

Также тут преподавались такие ремесла:

? швейное;

? белошвейное;

? вышивание;

? вязание;

? модное портняжское и шляпное.

Этот перечень ремесел мог быть дополнен.

Училище располагалось в двух домах и имело, соответственно два отделения: общеобразовательное, включавшее в себя четыре класса и профессиональное, состоящее из трех классов(один год посвящался белошвейному мастерству и два - портняжному, изготовлению дамской одежды). [евп здр 27 июля 91г]В начале XX в. училище переименовали в «Караимское профессиональное женское училище».[с47 лебедева]

С 1898 по 1905 г. шла работа по созданию общества «Вспомоществования нуждающимся», целью которого было помочь бедным девушкам в приобретении приданого при выходе замуж и распространение профессионального практического образования среди караимов обоего пола. [с 131 этнопедагогика]

21 февраля (5 марта) 1898 г. в Евпатории было торжественно открыто единственное в России караимское духовное училище. Назвали его Александровским в память о спасении императора Александра III и его семьи при крушении поезда в Борках в октябре 1888 г.

Создавалось училище на средства, собранные караимской общиной с разных городов империи. В общей сложности было собрано 200 тыс. руб. [с 45 лебедева] С. Пампулов разработал проект Положения об училище, представленный вначале в министерство народного просвещения, а затем переданный на утверждение императору.[пилигримы кр]

Вначале оно располагалось в частном доме по ул. Лазаревской (ныне ул. Революции,54) принадлежащем Б.Каракозу. Однако по мере увеличения числа учащихся очень остро встал вопрос о собственном помещении. Благодаря средствам, собранным национальной общиной из пожертвований караимов всей России, 1913 году возводится здание по проекту архитектора Е.Исаковича.

Место для строительства не случайно было выбрано на углу улиц Александровской (сейчас Пионерская) и Гимназической (Чернышевского). В этом районе в конце ХIХ - начале ХХ века были возведены здания мужской и женской гимназий, женское караимское профессиональное училище. То, что Александровское училище разместили именно здесь, как бы подчеркивало значимость и роль караимской общины в городской жизни.

Училище предназначалось для подготовки священнослужителей, караимских вероучителей, и формирования национальной интеллигенции. Полный курс обучения был расчитан на 7 лет и распределен на 5 классов. [Павленкова единств в рос] Преподавание велось на русском языке. Предметы религиозного характера могли преподавать только караимы. [с 45 лебедева] Изучались как общеобразовательные предметы - русский язык и словесность, география, история, арифметика, немецкий язык и чистописание - так и специальные - догматическое и нравственное богословие, этика, экзегетика, древнееврейский язык.

Первоначально был открыт только один класс, в котором обучалось 32 ученика - 18 из Евпатории, остальные - из Одессы, Харькова, Николаева, Москвы, Симферополя.

Первым инспектором училища назначается статский советник Илья Ильич Казас, ранее преподававший в Симферопольской классической гимназии, высокообразованный человек, автор ряда учебников. Это был талантливый педагог и крупный ученый, филолог, писатель и поэт. Руководил училищем И.И.Казас - со дня его открытия и до 1907 года(12 лет). Рядом с ним работали талантливые и знающие педагоги из местных мужской и женской гимназий - А.И.Стефановский, И.М.Сапицкий, И.А.Пузанов, К.И.Гос, И.Лукашевич.

После революции училище было расформировано. [Павленкова единств в рос]Оно просуществовало 25 лет. Последний выпуск был в 1918 г. [с 45 лебедева]

4. Отношение государства к караимам.

После присоединения Крыма к России караимы и их вероисповедание вызвали пристальный интерес властей, духовенства и ученых. Они постепенно начинают расселяться по территории империи.[с 111 рус- кар разговорник] Еще в 1795г. Екатерина II своим указом приравнивала караимов к прочим жителям Крыма, повелев им оказывать по возможности «выгоды и облегчения». Это было достигнуто благодаря прошению крымских караимов.[ищите в библии евп здр 14 авг 1997] В России караимов считали «с самого принятия их в свое подданство равноправным прочим гражданам Российской империи, пользующимися одинаковым покровительством общих законов».

О положительном отношении к караимам Российского государства и православной церкви свидетельствуют следующие факты. Все бывшие в Крыму цари, члены их семей, и все главы Таврической епархии присутствовали на богослужениях в кенасах, бывали в караимских домах. Во время посещения Александром I в 1818 г. Евпатории он остановился в доме Хаджи Аги Бабовича. Николай II с семьей во время последнего визита в Крым в 1916 г. посещал в Евпатории дом городского головы С. Дувана. [Наука и религ 9 сент 93 с. 33]

Что касается Российского законодательства, то его отношение к караимской общине имеет характер скорее отрицательный, чем положительный. Если принять в расчет количество Российских узаконений касательно прав и состояния караимов, изданных в продолжении целого почти столетия, то нельзя не удивиться незначительности этого количества, особенно если сравнить его с массою разных постановлений и правил, регулирующих отношения некоторых других иноверцев, обитающих в России. Это значит только то, что Российское имперское Правительство считает караимов, с самого принятия их в свое подданство, равноправными со всеми прочими гражданами Российской империи, пользующимися одинаковым покровительством общих законов, а потому и не видело надобности в какой-либо особой регламентации, специально касавшейся членов караимской общины. Поэтому, если изредка и появлялись такие узаконения, то они вызывались, как правило, лишь недоразумениями житейской практики, случайно расходившейся с основными, принципиальными правительственными воззрениями. Данные законы в большинстве случаев отрицательного характера: ими обыкновенно устраняются от караимов те или иные ограничения.[сборн стар грам с XVIII-XIX]

В Государственном архиве АРК в ф.241, оп.1, д.1 хранится множество ходатайств караимского народа о предоставлении им льгот и преимуществ, а также копии документов и переписки по этому вопросу.

19 октября 1821 г. Министр духовных дел и народного просвещения князь Александр Голицын пишет ходатайство о правах караимского народа на имя Таврического Гражданского Губернатора.

Тут сказано, что «… крымские караимы завели обширные виноградные сады. И в помощь для обрабатывания оных нанимали помещичьих крестьян и других людей». Здесь же князь Голицын говорит, что они просят, чтобы им было позволено «нанимать из христиан работников для земледельчества и для поездок, которые они имеют по торговым делам».

В этом же послании Голицын интересуется у адресата, действительно ли караимы имеют большое садоводство и без помощи работников из христиан оно может расстроиться. Также князь наводит справки, о том, не были караимы замечены в преступлениях. То есть Голицын, по сути, спрашивает о поведении этого народа, так как он передает его просьбу.(АРХИВ С 17,241,1,1)

В 1825 г. на имя императора было написано ходатайство со стороны караимов. В этом послании они «…молят: Простри Великий Государь взор милосердия твоего на нас, караимов, таковых всех, как и татар, природных жителей Крыма, повели облегчить столь неравное наше с татарами, и по совместному сожитию с ними тягостное для них в отношении производства торговли и промыслов положение». Тут же они просят о даровании караимскому духовенству навсегда, по примеру всех прочих религий, изъятия от податей и повинностей.

Подписано это послание: «Таврической губернии города Евпатория караимы».(АРХИВ С 19,241,1,1)

Также в Государственном архиве АРК хранятся письма караимов к графу Воронцову, князю Волконскому(с. 30), Министру Внутренних Дел Перовскому(с.30) и другим известным людям. Некоторые послания без имен адресатов(с.109,110). Все эти письма примерно одного содержания. Приведем цитату из письма к графу Воронцову, в котором они просят последнего «…ходатайства Вашего перед престолом Великого Государя о даровании караимам, сообразно их правам, особой Высочайшей грамоты, могущей навсегда оградить их спокойствие».( АРХИВ С29,241,1,1)

От 15 декабря 1827 г. в Государственном архиве АРК хранится копия письма на имя Городского Исправляющего Должность Таврического Гражданского Губернатора. Там сказано, что автора послания уведомляет управляющий Министерством Внутренних Дел о том, что Император повелевает приостановить набор рекрутов из евреев-караимов в Таврической губернии, так как там не берут рекрутов также из татар. Автор письма, на основании этого, извещает Таврического Гражданского Губернатора о повелении императора и просит приступить к выполнению Высочайшей Воли. Таким образом, мы видим, что как сами караимы в своих ходатайствах, так и указы относительно их положения, носят сравнительный с татарами характер, между этими народами проводится параллель, хотя в более ранний период их сравнивали с евреями.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.