Название Чуфут-Кале появилось в конце 18 века. Раньше крепость называлась Кырк -- Ер, это было принято с 14 века, после овладения татарами Крыма.[Норманнская вопр о культ кар]
Сейчас на месте некогда процветавшего города остались только руины, которые привлекают интерес своей монументальностью.
Впервые археологические исследования Чуфут-Кале были предприняты в 1853 г. известным русским археологом А. С. Уваровым. Позднее исследования проводили такие известные ученые, как Е. В. Веймарн, В. В. Кропоткин, М. Я. Чореф, А. Г. Герцен, Ю. М. Могаричев.[ евр кр с 23]
С восточной стороны Чуфут-Кале замыкается большими массивными воротами «Биюк - капу», обитыми грубыми кусками железа. Эти ворота построены 500 лет назад. От этого места на запад, до другого конца города идет улица, заканчивающаяся узкими потайными воротами «Кичик - капу» (Малые ворота). Между большими и малыми воротами в середине города находятся «Орта - капу», что значит средние ворота. По бокам их сохранились древние стены, когда - то бывшие наружными.
Постройку «Биюк - капу» начал караим Менагем - Бен - Моше, а закончил их сооружение Эльзар - Бен - Исаак. Построение наружных стен, башен и «Биюк - капу» относится к концу ХIV века. Время сооружения ворот «Орта - капу» и стен, к ним примыкающих, неизвестно.[с 16-17 шапш кар в кр]
В городище сохранились две кенасы. До начала XX в. молельные дома караимов именовались синагогами. Название кенаса впервые зафиксировано в лите-ратуре в 1910 г.
Они находятся во дворике за каменным забором. С улицы, носящей условное название Кенасской. Входящий в дворик оказывается перед двумя кенасами, представляющими в плане прямоугольные каменные здания под двускатной черепичной крышей. Большая кенаса выстроена более тщательно и монументально. Вход в нее акцентирован каменной аркадой, поддеривающей навес и образующей веранду перед дверным проемом. О времени сооружения этой кенасы высказывались различные предположения. Традиционная дата -- XIV в., исходящая из устной караимской традиции, вызывает сомнения. Постройка в дошедшем до нас виде имеет выразительные черты зодчества XVII в.
Малая кенаса скромнее и проще первой, построена она в конце XVIII в., когда мангупская караимская община покинула пришедший в упадок город и частью перебралась в Чуфут-Кале. Материалы и оборудование для этой кенасы бьли вывезены с Мангупа. Перед большой кенасой стоит каменный резервуар для воды с небольшим сливным отверстием. Вероятно, это остатки миквы.
Об убранстве кенас можно судить со слов путешественника конца XVIII -- начала XIX в. П. Сумарокова: " Синагога в Дчуфут-Кале хорошо сооружена. Украшение ее состоит в нескольких серебряных паникадилах, лампадах, коврах и Библии, хранимой в бархатном ковчеге с богатыми приборами". По своєму внутреннему устройству кенасы Чуфут-Кале не отличаются от других караимских кенас. Еще один путешественник конца XVIII, академик Паллас, пишет, что «около хорошего строения синагоги разведен маленький садик, на время праздника кущей».[ с 81 Паллас]
Дома жителей Чуфут-Кале того же типа, что у других народов Крыма. Большей частью они были двухэтажными с балкончиками (софа), окнами во двор. Крыши были черепичными. Комнаты отапливались печами -- тандырами, устроенными в земле, или переносными жаровнями, верхний этаж был жилым, а в нижнем располагались конюшня и хлев. Все дома, по свидетельству Палласа, обнесены высокими стенами из камня на глине. Он же приводит примерное количество домов на Чуфут - Кале - 200.[ с 81 Паллас]
К настоящему времени на Чуфут-Кале полностью сохранился лишь один дом, где в XIX в. жил известный караимский собиратель древних текстов А. С. Фиркович. .[ евр кр с 28-29]
Балта-Тиймез (в переводе - «Топор не коснется»)- древнее родовое кладбище караимского народа, находящееся вблизи Чуфут-Кале, в Иосафатовой долине. [Кр изв №19 98] Оно расположено на двух весьма крутых склонах долины, густо поросшей лесом. [ евр кр с 29] От крепостных ворот к кладбищу ведет дорога. Оно было огорожено каменной стеной с узким арочным входом, символизировавшим бренность бытия и необратимость смерти. Возле ворот находился дом смотрителя. От ворот кладбища вглубь ведет извилистая аллея, по обе стороны которой вверх по склонам поднимаются надгробия.[бахчисарс. 50] Его территория вытянунута с запада на восток. До сих пор не установлено точное количество надгробий, по приблизительным оценкам их не менее 5 ты сяч. Как показали раскопки, проводившиеся здесь в прошлом веке, многие надгробия ныне скрыты землей.
Иосафатова долина была почитаемым местом пгребения, куда привозили умерших даже из других городов.[ евр кр с 29] Умершему и похороненному в дали от Чуфут-Кале ставили безмогильный памятник в виде вертикальной прямоугольной стелы.[с 37 Полк обр и обыч] Такие памятники называются кенотафами.[бахчис с. 50] В долине росли вековые дубы, которые, видимо, дали кладбищу название: „Балта-тиймез”. Этим деревьям поклонялись, во время засух возле них произносились молитвы. Сегодня еще можно видеть до десятка древних дубов, в основном же территория кладбища почти полностью заросла кустарником и молодым лесом.[ евр кр с 29]
На кладбище сохранилось множество памятников. Расположены они хаотично, но если присмотреться, то можно увидеть следы планировки. Формы надгробий разнообразны: это и простые прямоугольные горизонтально лежащие плиты, и надгробия домикообразной формы, двурогие и однорогие монументы, стало- и гробообразные памятники, обелиски, вертикально стоящие плиты, другие типы.[Бахчисарай с. 50] Форма памятников, как уже было сказано, разнообразна, она видоизменялась в зависимости от эпохи. Некоторые исследователи считают наиболее характерными седловидные памятники и в виде бэшика (детская колыбель). [Кр изв №19 98]Другие же выделяют прямоугольные, домикообразные и гробообразные формы надгробий. Эпитафии на памятниках выполнены в подавляющем большинстве на иврите, хотя есть и на караимском, но еврейскими буквами. Надгробия конца прошлого -- начала нынешнего века, как правило, имеют двуязычные надписи, на русском и иврите. [ евр кр с 29-30]
Надписи размещены на северной торцевой стороне. Отсутствие эпитафий на некоторых могилах объясняется широко распространенным среди караимов культивированием аскетического образа жизни. В надписях обычно указывали имя, родовую принадлежность, дату смерти, реже - ее причину. Иногда приводили профессию и другие сведения.нередко надписи включают краткие напутствия усопшему.[с36 обр и обыч полканов] Изредка на могилах встречаются цитаты из Ветхого Завета.[бахчисарс 50]
Академик Паллас в своем известном путешествии по Крыму так описывает Балта - Тиймез: «Надгробные памятники его (кладбища), хорошо иссеченные из камня, сделаны почти все по одному образцу и напоминают вид саркофагов, на конце которых находится возвышенная плита в виде фронтона на домах. Все памятники стоят рядом, на многих из них иссечены еврейские надписи ».[ с 81 Паллас]
Характерная ориентировка могил - с севера на юг.[с36 обр и обыч полканов] Украшения на надгробиях, как правило, отсутствуют, изредка встречается простой геометрический орнамент либо стилизованные схематические изображения деревьев.[с36 обр и обыч полканов]
На некоторых надгробиях можно увидеть разнообразные символы. Кипарисы (символ скорби) и розетки (символ тор жества и радостной жизни) отражают малоазийские корни культовой обрядности. Некоторые надмогильные памятники в виде прямоугольных стел с полусферическим экраном напоминают армянские хачкары (по всей видимости это связано с тем, что в Чуфут-Кале была армянская община). Есть надгробия типа распространенных в Западной Европе в XV-XVIII вв. Особенно показательны памятники, резко вьщеляющиеся по архитектуре и орнаментальным мотивам, южная ориентация которых указывает на принадлежность иному погребальному обряду, нежели караимский. В эпитафиях часто приводятся краткие цитаты из Танаха.
Название местности, где находится кладбище -- Иосафатова долина, -- упоминается путешественниками с конца XVIII в. По преданию, оно появилось в память о семье, вышедшей из Иерусалима, проживавшей на Чуфут-Кале и похороненной на этом кладбище. Если верхняя хронологическая граница существования кладбища устанавливается без особых проблем -- вторая половина XIX в., а последние захоронения -- 50-е гг. XX вв., то проблема времени возникновения некрополя стоит очень остро.
Вопрос о времени появления кладбища остается нерешенным. Оно археологически не исследовалось, не проводилось и серьезной работы по систематизации и установлению даты большинства памятников. [ евр кр с 29-30]
После того как жители покинули Чуфут-Кале, кладбище не забрасывалось, а наоборот, становилось в некотором роде национальной усыпальницей. Захоронение здесь считалось почетным. Именно в это время появились памятники, выполненные из дорогих пород камня, поставленные над могилами богатых караимов. Члены бахчисарайской караимской общины продолжали хоронить умерших на этом кладбище до 50-х гг. XX в.
В наше время кладбище постигла печальная участь. Оно практически не изучено, но неумолимо разрушается временем и человеком. В течение долгих лет окрестные жители здесь добывали камень, упражнялись кладоискатели, которые разрывали могилы, разбивали и опрокидывали памятники в поисках несуществующих сокровищ.[бахчисар с 50-51]
Необходимо решать этот вопрос. Памятник караимской культуры требует тщательного археологического исследования, иначе многие вопросы караимской истории так и останутся без ответов.
Заключение
Таким образом, автор данной работы в ходе разрешения поставленных в начале исследования задач, пришел к следующим выводам.
1. История евпаторийской караимской общины является фактически неисследованной, нет ни одного труда, посвященного данной теме. Встречаются лишь отдельные упоминания по этому вопросу в работах, посвященных истории крымских караимов, так как невозможно, рассматривая историю этого народа не уделить внимание караимской общине Евпатории. Интересным также является тот факт, что ученые, работающие в этой области фактически не уделяют внимание жизни и деятельности караимской общины Евпатории до того, как этот город стал центром крымских караимов, то есть до XIX в. Однако и после переноса караимской столицы внимание исследователей мало сосредоточено на жизни общины, не существует исследовательских публикаций по этому вопросу. Это, несомненно, является белым пятном, как истории Евпатории, так и истории Крыма в целом. Если о жизни евпаторийской караимской общины, начиная с XIX в. мы можем черпать кое-какие сведения из периодической печати, связанные с активной общественной деятельностью представителей этого народа, то о жизни общины до этого периода в литературе вообще отсутствуют какие-либо данные. Поэтому до сих пор неизвестно с какого времени караимы появились в Евпатории, хотя этот вопрос является очень интересным, так как, по всей видимости, для перенесения культурного центра караимов с Чуфут-Кале именно в этот город у властей империи были серьезные основания. Надо полагать, до этого времени в Евпатории была достаточно большая по численности община. Также о том, что здесь существовала караимская община свидетельствует то, что в городе уже существовал караимский храм, который мог быть воздвигнут только в случае достаточно плотного населения города караимами. Итак, этот вопрос является очень проблематичным и требует тщательного исследования. В связи с этим автор данной работы планирует расширить свое исследование в этом направлении.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10