Рефераты. Российская государственная библиотека

p align="left">С приходом в Библиотеку в 1974 г. Виктора Ивановича Жигалова, возглавившего научно-исследовательский отдел механизации и новой техники, по разработанным отделом исходным требованиям спроектированы и внедрены такие транспортные средства, как система разветвленной пневмопочты, автоматические подъемники в Химкинском книгохранилище, система вертикальных многокабинных конвейеров в 19-ярусном книгохранилище; разработана и внедрена пневмоконвейерная система транспортирования изданий между книгохранилищем и читальными залами, внедрен ряд средств оргтехники, копировально-множительных и микрофильмирующих устройств, информационных установок и средств информирования читателей.

Сессии ИФЛА, международных совещаний

Деятельность ГБЛ по сотрудничеству с зарубежными странами особенно широко развернулась после создания отдела международных библиотечных связей (первая заведующая отделом - Ольга Алексеевна Дьяконова. ГБЛ принимала активное участие в работе Международных библиотечных организаций, осуществляла двусторонние и многосторонние связи с библиотеками зарубежных стран, организовывала международные конференции и участвовала в конференциях, организуемых другими странами, принимала у себя зарубежных стажеров, вела активную переписку со своими коллегами за рубежом, изучала библиотечный опыт, издавала сборник "Библиотековедение и библиография за рубежом", вела активную работу по книгообмену и иностранному комплектованию. Открытие в 1955 г. международного абонемента расширяло возможности контактов с зарубежными коллегами, помогало продвижению нашей книги в другие страны, раскрытию нашего фонда.

Через всю историю РГБ проходит проблема "Библиотека и Музей". Библиотека была частью Московского публичного и Румянцевского музеев; в самой Библиотеке Музеев был музей "Комната людей 40-х годов"; в 1930-е гг. уже в Ленинской библиотеке создается комплекс литературных музеев. В 1970-е гг. снова встал вопрос о создании в ГБЛ Музея книги. Такой Музей в 1920-1930-е гг. был теоретически обоснован и создан Николаем Петровичем Киселевым. Когда во главе Библиотеки стал известный филолог и книговед Николай Михайлович Сикорский, и уже имелся опыт 1930-х гг., многолетний опыт работы выставки "Книжные сокровища", а главное - видение руководством Библиотеки необходимости раскрытия богатейших фондов Библиотеки для читателей и специалистов, вопрос о создании Музея книги стал особенно остро. В 1976 г. было принято решение о создании Музея книги в ГБЛ. Открыт Музей книги был в 1983 г.

Перспективы, которые открывала грядущая реконструкция Библиотеки, для Музея книги были особенно радужными - предполагалось разместить Музей книги в центральном здании Пашкова дома. В левом флигеле Пашкова дома планировалось открыть Музей истории Библиотеки. В 1986 г. началась работа по комплектованию фонда Музея истории Библиотеки. В фонде Музея истории Библиотеки было уже более 9000 музейных единиц.

Ввиду приостановки работ по реконструкции Пашкова дома Музей книги разместил в сокращении свою экспозицию на месте бывшей выставки "Книжные сокровища", а Музей истории Библиотеки продолжает комплектовать фонд, вести научную и популяризаторскую работу по раскрытию фонда, по истории Библиотеки, участвовать своими экспонатами в выставках других отделов и общебиблиотечных экспозициях.

Всю огромную работу Библиотеки делали люди - сотрудники ГБЛ. Очень многое зависело от директора Библиотеки. Ими были в эти годы: кандидат исторических наук Василий Григорьевич Олишев (1943-1953 гг.); кандидат исторических наук Павел Михайлович Богачев (1953-1959 гг.); Иван Петрович Кондаков (1959-1969 гг.); и.о. директора доктор педагогических наук, профессор Оган Степанович Чубарьян (1969-1972 гг.); доктор филологических наук, профессор Николай Михайлович Сикорский (1972-1979 гг.); доктор педагогических наук, профессор Николай Семенович Карташов (1979-1990 гг.); кандидат технических наук Анатолий Петрович Волик (1990-1992 гг.).

Объективные исторические процессы и востребованность именно этих руководителей поставили их во главе Библиотеки. И сами руководители, оказавшись во главе такого большого и непростого коллектива, такого большого чрезвычайной важности хозяйства, в силу своих личных особенностей оказывали несомненное влияние на саму Библиотеку, на восприятие ее внешним миром, на характер отношений в самом коллективе. Оказывали влияние и брали на себя всю меру ответственности за то, что происходило в Библиотеке и с самой Библиотекой. Так было всегда и везде. И ГБЛ не исключение.

Особенностью этого периода было то, что рядом со вновь приходящими в Библиотеку сотрудниками трудились те, кто на своих плечах вынес все тяготы войны, и те, кто воевал, и те, кто трудился в Библиотеке в годы Великой Отечественной. Это Герой Советского Союза Василий Сидорович Левченко и помощник директора по кадрам боевой генерал Афанасий Викторович Храмченков, и все те сотрудники Библиотеки, что трудились в ней в годы войны. Встречи с ними, митинги у Мемориальной доски ко Дню Победы, сама работа с этими людьми бок о бок - все это и было тем воспитанием патриотизма, которое не должно уйти с этими людьми. Им всем, всему многотысячному за эти годы коллективу сотрудников обязаны библиотекари третьего тысячелетия тем, что Библиотека живет, хранит многие добрые традиции, служит делу, завещанному нам основателями - пользы Отечеству и благого просвещения.

Ничто так не воспитывает и не сплачивает коллектив, как общее дело, общая цель. В середине 1980-х гг. началась работа по реконструкции Библиотеки. Были к тому и исторически обусловленные причины (здания были построены несколько десятилетий назад) и причина, вызванная строительством 4-й линии метро под зданием Библиотеки, приведшим к разной степени разрушениям и Пашкова дома и здания основного книгохранилища. Правда, начатая интенсивно работа по подготовке к реконструкции главной библиотеки страны в силу объективных и субъективных причин была приостановлена, но тогда...

В программу всех курсов повышения квалификации были включены вопросы, связанные с реконструкцией и техническим перевооружением. Руководители занимались в семинаре "Теория и практика научно-технической информации". Была проведена встреча коллектива с руководством мастерской № 7 управления Моспроект-2, которая выиграла открытый конкурс по реконструкцию Библиотеки. В отделах широко обсуждались вопросы реконструкции, технического перевооружения, строительства новых зданий, разработки новой технологии, перспективной номенклатуры услуг и продукции ГБЛ. Для ведущих сотрудников Библиотеки и проектных организаций, принимающих участие в реконструкции Библиотеки, осуществлялось информационное обслуживание в режиме ИРИ и ДОР.

Отдел кадров, Учебный отдел, Совет наставников, Совет молодых специалистов много делали для того, чтобы кадры в Библиотеке были стабильными. И то, что сегодня у нас сотни библиотечных династий, библиотечных семей, сотни ветеранов, отдавших Библиотеке 25 и более лет, заслуга не только воспитания в семье, но и самой Библиотеки.

В ГБЛ регулярно проводилась аттестация библиотечных кадров. Конкурсная система привлечения научных кадров позволила обеспечить подразделения Библиотеки высококвалифицированными специалистами широкого профиля, имеющими большой опыт научно-исследовательской и научно-методической работы. Придание ГБЛ статуса научно-исследовательского института 1-й категории и перевод отдельных категорий работников на новые условия труда дали возможность существенно поднять заработную плату почти 2000 работникам Библиотеки. Это позволило в определенной мере стабилизировать кадровый состав, интересы сотрудников, дало возможность выявить значительные резервы рабочего времени за счет лучшего его использования, способствовало укреплению трудовой дисциплины, улучшению условий труда. В отделах, где постоянно не хватало кадров (производственный, хозяйственный, в определенной мере отделы хранения, обслуживания), с начала 1980-х гг. стало практиковаться совместительство. Молодым мамам (а в женском коллективе это немалая его часть) предоставлялась возможность работать на полставки, использовать скользящий график и в тех отделах, где он еще не был введен, пользоваться сокращенным рабочим днем. Система морального и материального поощрения действовала в ГБЛ еще с 1930-х гг.: почетные грамоты, благодарности, поощрения (по представлению ГБЛ) от вышестоящих организаций, премии, Книга почёта и Доска почёта (с 1944 г.).

Десятилетиями складывалась в Библиотеке система повышения квалификации библиотечных кадров. В рассматриваемые годы система обучения и повышения квалификации кадров в самой Библиотеке (но ведь многие сотрудники обучались и за пределами Библиотеки - на вечерних и заочных отделениях

во МГИКе и других вузах, техникумах, школах рабочей молодежи) включала в себя: курсы библиотечного ученичества; курсы новых сотрудников по истории и организации Библиотеки (по одной программе - для сотрудников со средним образованием, по другой - с высшим); Высшие библиотечные курсы, которые окончили, в том числе многие руководители ГБЛ и будущие руководители других библиотек и организаций; курсы иностранных языков (в отдельные годы количество изучаемых сотрудниками языков доходило до 10; если учесть, что в Библиотеке литература представлена на 249 языков народов мира, то становится понятным, почему такое значение придавалось в Библиотеке языковой подготовке); тематические курсы (например, для каталогизаторов, по программированию, по работе с официальными изданиями, по общим проблемам научных исследований, обработке статистических данных по вопросам ББК, по проблемам малоспрашиваемой литературы); двухмесячные курсы для работников технических и производственных отделов. Проводилось обучение руководящего состава. Для руководителей отделов с участием заместителей директора в 1985 г. была проведена деловая игра, в которой отрабатывалось взаимодействие подразделений.

В 1970 г. была создана целевая группа Вечернего факультета МГИКа. Молодые сотрудники ГБЛ получили возможность без отрыва от работы, частично за счет рабочего времени, в стенах Библиотеки получить высшее библиотечное образование. В течение нескольких лет "целевикам" читался спецкурс по истории нашей Библиотеки. Целевая группа позволяла не только дать сотрудникам высшее образование, но и в определенной мере закреплять кадры. Многие из тех, кто окончил целевую группу, стали кадровыми сотрудниками, защитили диссертации, заняли руководящие посты.

Аспирантура в Библиотеке в эти годы то создавалась, то закрывалась. В те годы, когда у нас не было аспирантуры, наши соискатели получали от Библиотеки направления в целевую аспирантуру МГИКа, других вузов. Большим подспорьем для библиотечных исследователей стало создание в 1976 г. при учебном отделе курсов по подготовке к сдаче кандидатских экзаменов. В 1960-е гг. ежегодно было у нас и производственное обучение силами специалистов ГБЛ учащихся 9-10-х классов московской школы № 59. По окончании ребятам присваивалось звание помощника библиотекаря научной библиотеки. Кто-то из этих ребят связал свою жизнь с нашей Библиотекой, многим мы дали в руки ключ, который им помог в дальнейшей жизни и учебе.

Наряду с теми возможностями, которые предоставляла сама Библиотека своим сотрудникам в плане обучения и повышения квалификации, Библиотекой поощрялось и обучение сотрудников в других учебных заведениях. Так, только в 1976 г. в разных учебных заведениях обучалось около 400 сотрудников ГБЛ.

Все эти годы ГБЛ предоставляла возможность учиться на курсах не только своим сотрудникам, но и работникам других библиотек (например, за 50 лет из почти 2500 слушателей Высших библиотечных курсов, а созданы они были в 1947 г., 25 % - слушатели из других библиотек), проводила стажировку студентов МГИКа, МГУ, Полиграфического института, других вузов на базе нашей Библиотеки, принимала на стажировку коллег из других библиотек.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.