Рефераты. Российская государственная библиотека

p align="left">Энтомолог и врач Карл Иванович Ренар (1809-1886) родился в Майнце в семье преподавателя и врача, получил медицинское образование в Гиссене, где был признан доктором медицины, хирургии, окончил Гейдельбергский университет. В 1834 г. переселился в Москву, принял русское подданство, трудился библиотекарем Московской медико-хирургической академии, библиотекарем при Московском обществе испытателей природы. В 1845-1863 гг. был хранителем Зоологического музея при Московском университете, в 1884-1886 гг. - президентом Зоологического музея. 16 августа 1863 г. пришел служить в Московский публичный и Румянцевский музеи сначала вольнотрудящимся, позже стал хранителем этнографического кабинета, заведующим отделением иностранной этнографии и прослужил здесь до 15 июня 1885 г. Состоял членом 26 российских и иностранных ученых обществ и учреждений, почетным членом 43 обществ, совещательным членом также 43 обществ, был избран членом Академии наук Болонского университета.

Все названные здесь люди были первыми, теми, кто не только закладывал основы нового для Москвы публичного музея, но и создавал тот нравственный климат беззаветного служения делу культуры, науки, подлинной интеллигентности, которыми отличались Московский публичный и Румянцевский музеи.

Н.В. Исаков так же, как и его преемник на посту попечителя Московского учебного округа и на посту директора Московского Публичного музеума и Румянцевского музеума Дмитрий Сергеевич Левшин, трудились директорами Музеев бескорыстно, не получая вознаграждения за этот свой труд. Д.С. Левшин (1801-1871), генерал-от-инфантерии. Образование и воспитание получил в школе колонновожатых. Принимал участие в Русско-турецкой войне, в Польской кампании 1831 г. Служил в Генеральном штабе. С 1858 г. был попечителем Харьковского учебного округа, с 1863 - Московского учебного округа. Одновременно с января 1864 по 13 мая 1867 он был директором Московского публичного и Румянцевского музеев. Продолжая дело Исакова, Левшин много способствовал пополнению Румянцевского музея ценными коллекциями и отдельными дарами, привлечению к служению в Музеях известных ученых. В 1867 г. был назначен членом Александровского комитета о раненых. Среди многих орденов, медалей, знаков отличия, которыми был награжден Д.С. Левшин, два ордена Св. Георгия, Св. Владимира трех степеней, Св. Анны, Св. Станислава.

Помощником директора при Исакове и Левшине был Василий Андреевич Дашков (1819-1896). А когда управление Музеев было отделено от управления Московского учебного округа, Дашков и стал в 1867 г. директором Музеев, оставаясь на этом посту до самой своей кончины. После окончания юридического факультета Московского университета был определен на службу в штат канцелярии Московского военного генерал-губернатора. Как тогда писали, "многих ученых обществ член" В.А. Дашков был попечителем многих богоугодных заведений, вице-президентом комиссии по сооружению Храма Христа Спасителя. Будучи директором Музеев, Дашков способствовал развитию всех направлений деятельности Музеев, инициировал и содействовал поступлению в фонд Музеев ценных пожертвований, продолжал привлекать к работе в Музеях лучших из лучших людей того времени, укреплял и поднимал уважение к Музеям. За свой счет издал ряд научных трудов, в том числе "Материалы для исторического описания Румянцевского музея" К.И. Кестнера (М., 1882).

В связи с 50-летием Румянцевского музея Дашков пожертвовал Музеям "Собрание изображений русских деятелей", которое состояло из 243 портретов, скопированных с лучших подлинников Крамским, Репиным, Васнецовым и другими художниками. В 1897 г. вдова Дашкова передала в дар Музеям 1000 рублей на пополнение собрания (в настоящее время собрание - в Государственном историческом музее в Москве). Дашков неоднократно передавал в фонд Музеев ценнейшие материалы: автографы А.С. Пушкина, старославянские книги, гравюры, картины, этнографическую коллекцию - "Дашковский этнографический музей", который в 1924 г. перешел в Центральный музей народоведения. Дашков был удостоен многих высоких Российских орденов, награжден иностранными орденами.

В 1869 г. император Александр II утвердил первый и до 1917 г. единственный Устав Московского публичного и Румянцевского музеев, а также Положение о штатах Музеев. В первые 56 лет истории Музеев можно говорить о таких основных категориях лиц, служивших в Музеях: штатные чины; прикомандированные для занятий в Музеях лица, причисленные к Министерству народного просвещения; сверхштатные чиновники 10-го класса; нижние служители; вольнотрудящиеся из платы по найму; лица, трудившиеся на пользу Музеев безвозмездно. Первые женщины в штате Музея появились только в 1917 г. До этого они были только в составе вольнотрудящихся и нижних служителей.

Штатную должность дежурного при Читальном зале последнюю четверть XIX в. занимал философ, основоположник русского космизма Николай Федорович Федоров. Музеи гордились тем, что в их стенах, на их благо и во благо их посетителей трудился этот, как говорили его современники, гениальный библиотекарь. И сам Федоров, отдавая все свои силы, все свои знания, все свое время читателям, видел в Музеях "опытное поле" для своих философских идей, для создания Философии общего дела. Н.Ф. Федоров приходил на службу за полтора-два часа до открытия Библиотеки, чтобы подобрать, не утруждая нижних служителей, заказанные читателями накануне книги. Писательница Е.С. Некрасова вспоминала: "Скорее вы сами отложите в сторону и забудете о вашей работе, чем он забудет о том, что для нее надо; он раньше не успокоится, пока не исчерпает всего материала". Он знал, как считали современники, весь фонд (а это более 350000 единиц) не по корешкам, а по содержанию. Он помогал читателям не только внимательным отношением к их запросам, но и в беседах с ними. К.Э. Циолковский считал Федорова своим "университетом". Л.Н. Толстой говорил, что он гордится тем, что жил в одно время с Н.Ф. Федоровым. По выходным, когда другие служители отдыхали, Николай Федорович открывал дверь в каталожную комнату Музеев и шла к нему для бесед вся ученая Москва. Богатое теоретическое наследие Федорова по вопросам музеев, библиотечного дела, книги изучается, будет исследоваться, стимулировать рождение новых идей. Н.Ф. Федоров оставил нам глубокие мысли о месте библиографии в познании; о том, какой быть библиотечной карточке, этой квинтэссенции содержания книги; о библиотечном каталоге; о международном книгообмене как важном пути научного общения. Библиотека, по мнению Федорова, - это пантеон всех произведений, где хранится всё, созданное отцами, предшественниками. Библиотеку Федоров видел живым организмом, "величавым энциклопедическим целым". Без библиотек, считал Федоров, сама грамотность не может иметь надлежащего значения, потому что останется почти без приложения. От читателей он ждал одного - почтительного отношения к книге, к Библиотеке. Сердце Библиотеки - книга, которую Федоров боготворил. Книга - неумирающее звено между прошлым и настоящим. Это не мертвая вещь, а проводник жизни, по словам Федорова. Он писал: "Не надо забывать, что под книгою кроется человек…Уважайте же книгу из-за любви и почтения к человеку". Опыт служения в Московском публичном и Румянцевском музеях, глубокие размышления философа над сущностью музея вообще, над его ролью в культуре, жизни общества в целом нашли отражение в ряде статей самого Федорова и работ его учеников. У Федорова музей в широком смысле - это материализованная память прошлого и экспонатами такого музея является вся опредмеченная деятельность человечества. Само существование музея как бы доказывает, что "совесть еще не совершенно исчезла". В музее Федоров видел "надежду века", полагая, что само "существование музея доказывает, что нет дел конченных".

В 1898 г. Федоров подал прошение об отставке. Умер он в 1903 г. Память о нем в РГБ живет: в книгах, рукописях, делах, идеях, в живописном образе Федорова, оставленном нам художником Л.О. Пастернаком, который, будучи читателем Библиотеки, пользовался помощью Н.Ф. Федорова. Незаметно для Федорова Пастернак нарисовал с натуры портрет этого "своего рода святого - по высоким нравственным принципам и по аскетическому образу жизни". На рисунке, сделанном еще в 1902 г, художник изобразил трех философов, часто бывавших в Библиотеке, многие часы проводивших в беседах между собой: Л.Н. Толстой, В.С. Соловьев, Н.Ф. Федоров. Рисунок этот хранится в теперь в Отделе рукописей РГБ. Позже, уже в 1920-е гг., Пастернак напишет две картины на ту же тему. Одна из картин была художником подарена Музею Л.Н. Толстого в Москве, другая находится в семье художника в Англии. В 1919 г. Ученая коллегия Государственного Румянцевского музея заказала Л.О. Пастернаку портрет Н.Ф. Федорова. Тогда же художник написал портрет пастелью, и теперь этот портрет находится в Музее истории РГБ.

Недавно стало известно еще об одном прекрасном портрете Николая Федоровича Федорова. Художник - С.А. Коровин. Портрет долго был в фонде Музея истории Москвы, а недавно был представлен в экспозиции. Время создания этого портрета, написанного маслом на холсте - 1902 г. Четвертьвековое служение Николая Федоровича Федорова в Московском публичном и Румянцевском музеях было знаковым как для самого Н.Ф. Федорова, так и для Музеев, их Библиотеки. Здесь считали за честь трудиться выдающиеся ученые, профессора Московского университета. В 1875 г. в Музеях по штату было всего 20 человек, из которых в Библиотеке - 7. Всего за время служения Н.Ф. Федорова в Музеях в разные годы по штату числилось 46 человек, да еще 14 вольнотрудящихся и "низших служащих".

Во времена служения Н.Ф. Федорова хранителями отделений Музеев были: Николай Григорьевич Керцелли (в 1870-1880 гг. - хранитель Дашковского этнографического музея при Музеях; действительный член Императорского русского общества акклиматизации животных и растений, действительный член Парижского общества акклиматизации, действительный член Императорского общества любителей естествознания при Императорском Московском университете, действительный член Комитета шелководства при Императорском обществе сельского хозяйства, действительный член Московского общества распространения технических знаний и др.); продолжал трудиться Карл Карлович Герц, хранитель коллекции изящных искусств; Георгий Дмитриевич Филимонов (в 1870-1898 гг. - хранитель отделения христианских и русских древностей, действительный член Общества любителей Российской словесности, член-корреспондент Общества шведских антиквариев, почетный член Императорского общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, почетный член Общества любителей древней письменности, действительный член Одесского общества истории и древностей и др., неоднократно за свои труды награждался учеными обществами золотыми и серебряными медалями); продолжал трудиться хранитель этнографического кабинета Карл Иванович Ренар; Всеволод Федорович Миллер (в 1885-1897 гг. - хранитель Дашковского этнографического музея, ординарный профессор Московского университета по кафедре сравнительного языкознания и санскритского языка, оставил службу в Московском публичном и Румяцевском музеях по случаю назначения его на должность директора Лазаревского института восточных языков); Иван Владимирович Цветаев, трудившийся в Музеях в1882-1910.

Хранителями отделения рукописей и старопечатных книг, с которым на протяжении всей своей истории Библиотека была особенно тесно связана, были А.Е. Викторов, Д.П. Лебедев, С.О. Долгов. Сейчас каждому из них посвящаются страницы энциклопедий, о них пишутся книги, статьи. Дмитрий Петрович Лебедев в 1879-1891 гг. - сначала помощник А.Е. Викторова по отделению рукописей, а после кончины Викторова заменил его на посту хранителя отделения. Высокообразованный историк, археограф Лебедев много сделал по раскрытию, описанию рукописных коллекций из фонда Музеев, в том числе собрания своего наставника и учителя А.Е. Викторова. Семен Осипович Долгов, историк, археолог, археограф, автор многих ученых трудов, в 1883-1892 гг. - помощник хранителя отделения рукописей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.