В коллекции Авраама Сергеевича Норова было 16000 книг. Эта коллекция одних только редкостей до сих пор является жемчужиной фонда РГБ. Ее отличает хороший подбор научных изданий XVIII-XIX вв. В состав ее вошли издания греческих и римских писателей, сочинения Макиавелли, русские научные монографии первой половины XIX в. Исключительную ценность представляет единственная в своем роде коллекция (18 из 26 книг) прижизненных изданий произведений Джордано Бруно с автографом на одной из книг, а также собственноручная рукописная тетрадь Дж. Бруно - "Московский кодекс" (по месту нахождения). В собрании Норова 155 инкунабулов, в том числе "Естественная история" Плиния, изданная в 1469 г. в Венеции, первое иллюстрированное издание "Божественной комедии" Данте (Флоренция, 1481 г.), богатая коллекция эльзевиров.
Собрание исследователя области библиографии Сергея Дмитриевича Полторацкого, вобравшее в себя библиотеку Хлебниковых, было приобретено Румянцевским музеем в 1863-1864 гг. за счет средств, пожертвованных А.И. Кошелевым. В составе коллекции свыше 22000 томов отечественной литературы XVIII-XIX вв., коллекция первых "Русских ведомостей", ценные библиографические пособия, старопечатные книги, рукописи, гравюры. В 1868 г. Полторацкий сам передал Музеям две собственноручные записки Екатерины II и отрывок собственноручной записки Петра I.
Члены императорской фамилии проявляли большой интерес к Московскому публичному и Румянцевскому музеям, неоднократно посещали их, о чем сохранились записи в Книге почетных гостей. Много сделали они и для поддержания и пополнения коллекций Музеев. Александр II в 1861 г. подарил Музеям картину А.А. Иванова "Явление Христа народу". В 1862 г. император пожаловал Музеям 201 картину из отобранных в Эрмитаже специально для Румянцевского музея, а также 20170 листов эстампов и чертежей из дублетов Эрмитажа, помог в приобретении коллекции Норова. Собрание великой княгини Александры Николаевны (3244 тома) в марте 1861 г. было передано в будущие Музеи великой княгиней Ольгой Николаевной.
Наследники императрицы Александры Федоровны в мае 1862 г. передали в Библиотеку будущих Музеев собрание из 9000 роскошных изданий. В последующие годы это собрание неоднократно пополнялось. Великая княгиня Елена Павловна подарила в 1863 г. собрание слепков (121 ед.) со скульптурных памятников Древнего Египта, Ассирии, Малой Азии, Греции с оригиналов из Британского музея. Великий князь, почетный член Румянцевского музея Константин Константинович (К.Р.) не раз передавал сюда книги. В начале XX в. он пожертвовал книги собственного сочинения, в том числе "Сборник стихотворений К.Р. 1900-1910" (СПб., 1911), драму "Царь Иудейский" (СПб., 1914), собственный перевод "Гамлета".
Великий князь Михаил Николаевич в год основания Музеев при посещении их пожаловал диплом, данный графу П.А. Румянцеву на звание генерал-фельдмаршала за подписью императрицы Екатерины II, 1770 г.. напечатанный на большом пергаменном листе с изящными, раскрашенными красками и золотом бордюрами вокруг текста. Великий князь, попечитель Музеев Николай Михайлович в 1912/1913 гг. "препроводил" в Музеи по одному экземпляру своих трудов: "Император Александр I. Опыт исторического исследования". 2 т. (СПб., 1912); "Военная галерея 1812 г. в Зимнем дворце", изданная по высочайшему повелению под редакцией его императорского высочества (СПб., 1912); "Письма высочайших особ к графине А.С. Протасовой" (СПб., 1913); "Генерал-адъютанты императора Александра I с 47 портретами" (СПб., 1913); "Донесения австрийского посланника при русском дворе Лебцельтерна за 1816-1826 гг." (СПб., 1913). Об этих и других дарах и иными путями поступивших в фонд Румянцевского музея коллекциях можно почитать в книге Л.М. Коваль "Не славы ради…" (М., 2000).
1.6. 300-летие Дома Романовых и музеи
В 1913 г. отмечалось 300-летие Дома Романовых. К этому же времени и ко дню рождения Н.П. Румянцева (3 апреля 1913 г.) было приурочено и празднование 50-летия Московского публичного и Румянцевского музеев. Уже говорилось, в связи с пожертвованиями в пользу Музеев, о роли императорской семьи в жизни Музеев. С самого начала попечителем Московского публичного и Румянцевского музеев становился один из великих князей. Члены императорской фамилии избирались почетными членами Музеев.
Они нередко посещали Музеи, оставляя записи в Книге почетных гостей. У Музеев впервые появился покровитель. Им стал император Николай II.
С 1913 г. Московский публичный и Румянцевский музеи в соответствии с высочайшим решением стали именоваться Императорский Московский и Румянцевский музей. В связи с празднованием 300-летия Дома Романовых, Государственная дума в ходе обсуждения юбилейных мероприятий посчитала, что лучшим памятником этому событию будет "Всероссийский народный музей", роль которого были призваны сыграть Московский публичный и Румянцевский музеи. Это потребовало от директора Голицына, сотрудников Музеев мобилизации всех организаторских, интеллектуальных, материальных усилий. И хотя официально "Всероссийским народным музеем" Румянцевский музей никогда не назывался, но, по сути, в годы директорства Голицына Музей был таковым. Князь Василий Дмитриевич Голицын прекрасно понимал, сколь значительно должно быть общественное лицо этого народного по существу и императорского по имени Музея. При нем в состав почетных членов Музеев, наряду с выдающимися государственными деятелями России, избираются российские и зарубежные ученые, директора ведущих библиотек и музеев. С 1913 г. Библиотека Музея впервые стала получать деньги на комплектование фонда.
1.7. Дом Пашкова
Волшебным замком назвал этот дом немецкий путешественник XVII в. И.Рихтер.
Не удивительно. Представьте себе: на Ваганьковском холме, что против Кремля, недалеко от Каменного моста, возвышается белый дом из сказки. И не просто дом - дворец. Парадный вход в усадьбу - через украшенные лепниной ворота со стороны Староваганьковского переулка. На Моховую улицу смотрит фасад. Устремленный вверх четырехколонный портик дворца, вазы над ним. Венчает здание беседка-бельведер. Все здание кажется ажурным, легким, парящим над Москвой. По склону холма перед фасадом за дивной оградой разбит сад. В нем - два каменных бассейна. Между ними - фонтан, редкие иноземные птицы - китайские гуси, попугаи разных пород, белые и пестрые павлины гуляют на свободе либо пребывают в дорогих клетках. Перед домом и садом любили прогуливаться горожане. Особенно много собиралось здесь московского люда по воскресеньям и праздникам. А какая тут была иллюминация, особенно при коронационных торжествах! Иногда в саду играли собственные крепостные музыканты. Бывали в "замке" и театральные представления. Современники вспоминали, что хозяева дома "жили всегда весело и открыто".
Пашков дом, так еще называли это архитектурное чудо, был построен в 1784-1787 гг. по заказу отставного офицера, богатого купца, сына денщика Петра Великого, служившего после Петра губернатором в Воронеже, Астрахани, бывшего членом военной коллегии. Сына звали Петр Егорович Пашков (1721-1790). А споры по поводу зодчего, построившего дворец на Ваганьковском холме, велись издавна, т.к. документов, подтверждающих авторство, не сохранилось. Большинство специалистов склоняется к тому, что автором этого чуда был знаменитый русский зодчий Василий Иванович Баженов (1737/1738-1799), воспитанник Славяно-греко-латинской академии, член Академий художеств в Болонье и Флоренции, академик, а затем вице-президент Петербургской академии художеств.
П.Е. Пашков умер бездетным. Жена ненадолго пережила его. Все владения П.Е. Пашкова перешли к его двоюродному брату А.И. Пашкову, который расширял и украшал дом. С 1831 г. последней владелицей дома была внучка А.И. Пашкова, по мужу Д.И. Полтавцева.
В 1839 г. Пашков дом, по высочайшему повелению, был приобретен для Университетского дворянского института, а с 1852 г. в Пашковом доме помещалась Московская 4-я гимназия.
Но в 1812 г. Пашков дом был еще частным владением. Когда французы вошли в Москву, Стендаль был в Пашковом доме и описал его. Во время Отечественной войны 1812 г. дом серьезно пострадал от пожара. Выгорели интерьеры, обрушилась крыша. Несмотря на то, что дом был частной собственностью Пашковых, деньги на реставрацию самого красивого здания Москвы были отпущены из казны. Авторами реставрации Пашкова дома исследователи называют архитекторов О.И. Бове, С.И. Мельникова и И.Т. Таманского. Бельведер, восстановленный после пожара, имел уже не свободно стоящие колонны, а примыкающие к стене парные полуколонны. Утрачены скульптура, первоначально завершавшая бельведер, и герб Пашкова в обрамлении скульптурной группы, венчавший центральный портик со стороны Моховой улицы. При реставрации были сохранены внутренние пропорции здания. К 1817 г. дом был восстановлен.
В Третьяковской галерее висит картина художника Н.С. Матвеева, посвященная событию, прямо связанному с Пашковым домом. Когда в 1818 г. Прусский король Фридрих Вильгельм Ш, отец супруги будущего императора Николая I, посетил Москву, то пожелал он увидеть панораму Первопрестольной столицы с крыши какого-нибудь высокого дома. Проводили короля с двумя его сыновьями на бельведер Пашкова дома. Посмотрел король на погорелые дома и крыши, встал с сыновьями на колени, отдал три земных поклона Москве и со слезами несколько раз повторил: "Вот она наша спасительница". Это и запечатлено на картине Н.С. Матвеева.
В 1850-е гг. по всей Российской империи ширилось движение за демократические реформы, за создание учебных заведений, библиотек, за открытие музеев. Идея создания общедоступной библиотеки владела умами и в Москве - в канун реформы 1861 г. Такая библиотека вот уже полвека имелась в северной столице - Санкт-Петербурге - Императорская публичная библиотека. В Первопрестольной же, кроме научной библиотеки Московского университета, книжных лавок да еще богатых личных книжных собраний, никаких других библиотек больше не было. Румянцевский музей в Санкт-Петербурге приходил в упадок. 3 мая 1861 г. Высочайшим повелением Румянцевский музей был переведен в Москву. Не последнюю роль в решении вопроса о переводе Румянцевского музея в Москву сыграло предоставление под размещение Румянцевских коллекций именно Пашкова дома, где до того располагалась 4-я гимназия, находившаяся в подчинении попечителя Московского учебного округа Н.В. Исакова. Он чрезвычайно много сделал для положительного решения вопроса о переводе в Москву Румянцевского музея, предложил перевезти именно в Пашков дом Румянцевский музей и, объединив его с коллекциями Московского университета, отобранными для создания Московского публичного музея, разместить их под одной крышей Пашкова дома. Комиссия, изучавшая этот вопрос, сочла знаменитый дворец подходящим для пребывания здесь музеев. Н.В. Исаков стал первым директором Московского публичного и Румянцевского музеев.
Под руководством архитекторов Н.В. Дмитриева и К.К. Рахау в доме была проведена необходимая реконструкция для размещения фондов Музеев. В здании манежа разместился читальный зал, вход в который был устроен со стороны Знаменки. В зале было 20 мест и работал он только световой день. Переходы и анфилады комнат первого этажа главного корпуса были заняты книгохранилищем. Весь второй этаж главного корпуса был отведен для экспозиции иностранной живописи, а на третьем этаже размещался отдел русской живописи. Здесь были представлены подаренные Александром II картина А.А. Иванова "Явление Христа народу" и 201 картина из отобранных в Эрмитаже специально для Московского публичного и Румянцевского музеев, другие картины, принесенные в дар Музеям жертвователями. В перестроенном помещении конюшен были сосредоточены собрания этнографического музея. В левом флигеле Пашкова дома, в нижнем этаже со стороны Знаменки в 1860-е гг. располагалось минералогическое отделение. В 1870-1880-е гг. на месте минералогического отделения расположился читальный зал. Сначала в нем было 80 мест, а к началу века XX-го уже 180 мест, и проведено электричество. В этом зале читали Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Д.И. Менделеев и многие другие. Дежурным при читальном зале последнюю четверть XIX в. служил великий философ и идеальный библиотекарь Н.Ф. Федоров.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15