Рефераты. Российская государственная библиотека

p align="left">Не только сами Музеи требовали больших расходов на поддержание коллекций, приобретение новых, на обслуживание, на жалование сотрудникам, но и Пашков дом нуждался в постоянном к себе внимании. В 1870 г. директор Музеев В.А. Дашков, обеспокоенный "крайне обветшалым состоянием зданий Музеев", пишет министру народного просвещения, что средств, отпущенных Министерством (7226 р. 50 к.) для исправления этого положения, явно недостаточно, и что ввиду этого он вынужден, был по недостатку каких-либо денежных средств обратиться к частному содействию в лице временного купца А.А. Захарова. Проникнутый искренним желанием содействовать успехам Московского публичного и Румянцевского музеев, упомянутый к-ц Захаров по объявлению моему о неимении Музеями средств для приведения их зданий в должный порядок, изъявил готовность безвозмездно принять на себя все вышеизложенные исправления и сверх сего устроить кабинет при хранилище рукописей, помещение для канцелярии, квартиру смотрителя Музеев и казарму служителей, обязавшись исполнить все эти работы из своих материалов и своими мастеровыми людьми по сметам, предварительно составленным архитектором Дмитриевым". Император пожаловал "временно московскому 2-й гильдии купцу, из крестьян, Алексею Захарову, золотую медаль с надписью "За усердие" для ношения на шее на Аннинской ленте за пожертвование его в пользу Московского публичного и Румянцевского музеев".

В 1895 г. был проведен капитальный ремонт Пашкова дома. Ремонт проводился много раз, к примеру, в августе 1896 г. после большого пожара в библиотеке Музеев. В 1925 г. проведен капитальный ремонт Пашкова дома, начата перепланировка помещений, что дало прирост полезной площади в 3281 кв.м. В октябре 1927 г. при содействии академика А.С. Щусева и архитекторов И.П. Машкова, И.И. Рерберга, Е.В. Шервинского была проведена "продуманная" реставрация Пашкова дома, проведена, хотя и неполная, электрификация здания, рабочих залов и книгохранилищ.

Музеи ширились, коллекции росли. Требовались расширение площадей, определенные перестройки внутри самого Пашкова дома и пристройки к нему. В 1913-1914 гг. архитектор Л.Н. Шевяков построил новую картинную галерею с Ивановским залом. В 1914 г. было пристроено новое книгохранилище на 500 000 т. Особые неудобства испытывали читатели - мест в читальном зале давно не хватало. Читатели сидели на подоконниках, в комнатах для служителей. В 1915 г. Шевяков объединил помещения 2 и 3-го этажей главного корпуса в один двусветный зал с верхним светом, и был открыт читальный зал на 300 мест. Как отмечали специалисты, "перестройка выполнена с достаточным архитектурным тактом и не нарушает общего композиционного замысла сооружения". Зал был действительно прекрасен. Его описывали в газетах и журналах, живописали художники, фотографы оставили нам много его изображений. Зал этот в разные годы назывался просто Читальным залом, Главным читальным залом, Общим читальным залом, Залом для чтения диссертаций. И во все годы его существования, с 1915 до 1988 г., читатели видели на тех же столах те же особенные зеленые лампы, ту же волшебную хрустальную люстру, и благодарили судьбу за радость общения с прекрасным и возможность приобщиться к мудрости веков.

После решения Наркомпроса (1921 г.) об отделении музейных коллекций теперь уже (с 1917 г.) Государственного Румянцевского музея от Библиотеки и отдела рукописей, под книги и рукописи был передан весь Пашков дом. В самом доме стала работать ликвидационная комиссия, которой предстояло передавать музейные коллекции в другие музеи по своему профилю: западную живопись и графику - в Музей изящных искусств (ныне - Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина), русскую живопись - в Третьяковскую галерею, нумизматику, археологические материалы, другие древности - в Государственный исторический музей, этнографическая коллекция - в Центральный музей народоведения и т.д. Хранились в Государственном Румянцевском музее и предметы из золота и серебра. Их передавали в Государственное хранилище ценностей (Гохран). А где ценности, там неизбежна и детективная история. Слух о драгоценностях, хранящихся в Пашковом доме, распространился. 17 июля 1921 г. неизвестный злоумышленник, спрятавшись за витринами этнографического отдела после ухода посетителей, и, не имея возможности проникнуть дальше железных дверей одной комнаты, набрал разные этнографические предметы из блестящего сплава, которые грабитель принял за изделия из благородных металлов. Он хотел унести краденое через окно второго этажа. Во внутреннем дворе Пашкова дома охрана Музея попыталась остановить грабителя. Вор бросил награбленное и бежал. Но, оказывая сопротивление, он убил работника Музея Ивана Николаевича Байкова, члена большой библиотечной династии. Отец его Николай Никандрович Байков проработал в Пашковом доме с 1901 по 1952 г.

В 1930 г. начинается строительство нового здания Библиотеки. Строительство и освоение здания завершилось к 1960 г. И все эти годы, вплоть до 1988 г. Пашков дом продолжал выполнять свою культурную, научную и эстетическую миссию. Только все чаще называли его старым зданием Ленинской библиотеки.

В годы Великой Отечественной войны в здании Пашкова продолжали работать читальные залы. В мае 1942 г. в красивейшем Румянцевском зале был открыт Детский читальный зал. Во время воздушной тревоги дети прятались в специально оборудованном бомбоубежище в подвале Пашкова дома. Это бомбоубежище дети называли "Кошкин дом". Все окна в Пашковом доме в целях сохранности во время бомбардировок были заклеены бумажными крестами. Специально выделенные сотрудники следили за соблюдением светомаскировки. Во дворах и на крыше дежурили (каждый по три раза в неделю после основной работы) сотрудники, входившие в пожарное звено команды МПВО. Только на крыше Пашкова дома было обезврежено более 200 зажигательных бомб. Фугасные бомбы, сброшенные фашистами на Моховой и на Университет, нанесли определенный урон и зданиям Библиотеки. В Акте "Об ущербе, причиненном немецко-фашистским захватчиками Всесоюзной библиотеке им. В.И. Ленина воздушными бомбардировками" от 30 сентября 1944 г. было сказано, что старое здание (Пашков дом) находится на учете и охране памятников старины. Согласно Постановлению Совета министров РСФСР за № 1327 от 30 августа 1960 г. дом Пашкова был взят под охрану государства как архитектурный памятник.

Завершилось строительство нового здания Библиотеки, Библиотека получила освободившееся здание по Моховой, 16. Пашков дом продолжал оставаться в строю. Менялись размещаемые здесь отделы, и сотрудники их неизменно с гордостью говорили, что работают они в Пашковом доме.

Середина 1980-х гг. стала началом трагедии этого "волшебного замка". Строительство 4-й линии метро (станция "Боровицкая") под национальной библиотекой, государственным книгохранилищем нанесло урон всем зданиям Библиотеки, но, прежде всего Пашкову дому. В конце 1985 г. началась активная проработка вопросов реконструкции Библиотеки. Согласно победившему на конкурсе и утвержденному плану реконструкции в Пашковом доме должны были разместиться Музей книги и Музей истории Библиотеки. Специалисты по охране памятников категорически высказались против размещения в Пашковом доме после реконструкции фондов и читальных залов из-за непрочности перекрытий в доме, что позволило бы сохранить этот шедевр архитектуры.

В 1988 г. в связи с аварийным состоянием Пашкова дома все отделы Библиотеки вынуждены были из него выехать: отдел диссертаций переместился в Химкинский комплекс, фонд микрофильмов - на улицу Винокурова, архив Библиотеки и отдел гигиены и реставрации - на Пятницкую ул. Началось каждодневное разрушение красоты. Нельзя сказать, что никаких работ по поводу Пашкова дома не ведется. Но разрушение идет по нарастающей. А изображения Пашкова дома по-прежнему появляются в книгах, альбомах, на открытках и марках, на значках, на произведениях искусства и быта. О нем писали и пишут в серьезных научных трудах и художественных произведениях. Помните, у Булгакова: "На закате солнца высоко над городом, на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краёв". А газеты всё пишут и пишут о Пашковом доме: о его красоте, о его разрушении, о необходимости его реставрации, о тайнах, связанных с этим домом и его окрестностями. Не раз писали и о подземных тайниках, колодцах, ходах вблизи Пашкова дома. Неудивительно, ведь земля историческая. С XV в. здесь, на Ваганьковском холме, был княжеский дворец, потом опричный двор, дворовое место, казенный двор для семейства царского брата, земли раздавались дворовым людям, боярам, церквям и монастырям. На месте же самого Пашкова дома, по мнению историков, был либо дворец А.А. Меньшикова, либо Потешный двор, возобновленный в XVIII в. Да и пожары с XV в. не однажды уничтожали все строения. Как тут не быть загадкам. Последняя такая загадка - обнаружение в начале 1990-х гг. глубокого колодца диаметром 5 метров, уходящего вниз на 20-25 метров, с древней белокаменной кладкой. Что это - вход в систему старинных подземных ходов, пронизавших всю центральную Москву? Или это - водонапорная башня, опущенная глубоко под землю, чтобы не портить внешний вид усадьбы Пашкова? Историки еще спорят. Спорят и о другой таинственной находке под подвалом дома, названной "черным ящиком". Этот большой кирпичный короб, скорей всего, представлял собой остатки старинного княжеского терема, использованные под фундамент более позднего строения. Вопросы, вопросы… Ясно одно - надо срочно спасать Пашков дом, иначе потомки нам этого не простят.

1.8. Читатели

Важнейшей причиной перевода Румянцевского музея в Москву и основания Московского публичного и Румянцевского музеев была острая потребность именно в публичной общедоступной библиотеке. Первый читальный зал в Пашковом доме был открыт для "читающей публики" 14 (2) января 1863 г. "Московские ведомости" 30 декабря 1862 г. помещают объявление об открытии читального зала и "Правила для посетителей залы для чтения Библиотеки Московского публичного музея", где было записано: "1. Зала для чтения Библиотеки Московского публичного музея открыта посетителям только для занятий. 2. Читальная зала открыта круглый год, кроме воскресных и табельных дней, от 10 часов утра до 3-4-х по полудни, смотря по времени года. 3. Занятия допускаются вообще только в читальной зале. Для работ, требующих отдельного помещения, испрашивается особое разрешение директора…". В "Правилах для гг. посетителей Московского публичного и Румянцевского музеев", утвержденных Министерством народного просвещения 27 сентября 1869 г. сделаны существенные дополнения: "4. Курение табаку воспрещается не только в здании Музеев, но и на дворах и подъездах оного…9. Если прислуга обратилась не почтительно с кем-либо из посетителей, в таком случае покорнейше просят тотчас заявлять об этом г. Смотрителю". В зале насчитывалось 20 читательских мест.

Потребность москвичей в расширении возможностей читального зала росла постоянно. В 1870-е гг. в левом флигеле Пашкова дома был открыт новый красивый двухсветный читальный зал на 120 мест. В конце XIX в. вместо газового в нем было установлено электрическое освещение. Читальный зал Румянцевского музея посетило в 1902 г. 69 899 человек, в 1903 - 85 447, в 1904 - 100 396, в 1905 - 75 619, в 1906 - 96 512 читателей. Основную массу читателей составляли учащиеся, потом чиновники, преподаватели средних и низших учебных заведений, врачи, инженеры и техники, бухгалтеры и др. Среди читателей первой публичной библиотеки Москвы были Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов, В.Г. Короленко, К.А. Тимирязев, Д.И. Менделеев, К.Э. Циолковский. В начале XX в. Зал был расширен до 180 мест. Но количество посещений в день значительно превышало возможности зала: 1902 - 461 посещений, 1903 - 530, 1904 - 654, 1905 - 496, 1906 - 617. Мест в зале не хватало.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.