Рефераты. Россия и мировые войны: уроки и итоги

Россия и мировые войны: уроки и итоги

49

Россия и Мировые войны: уроки и итоги

Содержание

  • Введение 3
  • 1. Первая мировая война 5
  • 2. Вторая мировая война 22
  • 3. Великая отечественная война: героический подвиг советского народа 28
  • 4. Решающая роль Советского государства в разгроме фашизма 45
  • Заключение 49
  • Список литературы 51
Введение

В политической истории России первая и вторая мировые войны занимают особое место.

По истории мировых войн существует обширная литература. Поэтому в данной работе не затрагиваются не все аспекты истории России в мировых войнах, а выделяются лишь отдельные ключевые проблемы, связанные с итогами и уроками.

Войны в истории России особенно взятые в качестве рассмотрения 1-я и 2-я Мировые, наиболее глобальные и насыщенные по своей событийной сущности явления в жизни государства. Каждая из них была Мировой, в них участвовали более 38 стран, были задействованы огромные человеческие массы, технические и экономические ресурсы государств - участников.

Каждая из них оказала огромное влияние на последующие развитие все сфер жизнедеятельности государства, таких как социально-экономическую, политическую и культурную.

Современная Россия, также не свободна от ведения боевых действий, конечно не в том масштабе, в котором они велись в первую и вторую мировые, но также как и тогда сейчас ежедневно гибнут люди. Постоянно и по настоящему реальной угрозой выступает международный терроризм, событие недавнего времени в Нью-Йорке и на Дубровке в Москве, самые яркие примеры. В данном ракурсе изучения того, бесценного опыта поможет не только осмыслить, но и взять на вооружение те способы и приемы которые применяли страны, объединив собственные усилия для преодоления угрозы фашизма, в мировых масштабах.

Автор данной работы не задается целью детального всестороннего изучения поставленной проблемы уроков и итогов для России в результате участия в двух самых крупных войнах не только XX-века, но и всей истории человечества, поскольку это в рамках реферата не представляется осуществимым. Будут рассмотрены наиболее ключевые моменты данной проблемы, такие как исторические условия накануне войн, причины их вызвавшие, и конечно итоги и уроки.

Будет использоваться достаточное количество специальной литературы, посвященной данной проблематике, такие как учебная литература, монографии, а также периодические издания.

Структурно работа будет состоять из 4 глав, большая часть работы будет раскрывать нюансы Второй мировой войны, ей отведены со второй по четвертую главы, а в первой - Первой мировой войне в мировой истории.

1. Первая мировая война

В последние десятилетия
XIX в. и в первое десятилетие XX в. в мировом сообществе сложились две враждебные политиче-ские группировки империалистических государств, начавшие в 1914 г. мировую войну -- Тройственный союз и Антанта. Герма-ния, Австро-Венгрия и Италия, оформившиеся в Тройственный союз, и Англия. Франция и Россия, объединившиеся в Антанту, задолго до начала схватки готовились к войне. Германские по-литические деятели предвидели для Германии возможность вой-ны на два фронта -- против России и Франции, предполагалось, что германские войска сумеют нанести поражение Франции еще до того, как Россия завершит мобилизацию своих сил. Основ-ную же тяжесть борьбы с русскими армиями до высвобождения германских сил во Франции должна была выдержать Австро-Венгрия.

Война началась 1 августа 1914 года. Поводом для начала вой-ны послужило убийство 28 июля 1914 г. в Сараево (Босния) сербским националистом--студентом Гаврилой Принципом на-следника австро-венгерского престола эрц-герцога Франца Фер-динанда. Германские и австрийские милитаристы использовали это убийство для развязывания войны. Война началась между 8 государствами Европы (Германия, Австро-Венгрия и противо-стоящие им Великобритания, Франция, Россия, Бельгия, Сер-бия, Черногория). Со временем войной были охвачены 38 государств.

В чем состояли причины войны? Главная причина -- край-нее обострение противоречий между двумя государствами гла-венствующих держав, соперничавших в борьбе за сферы влия-ния, рынки сбыта, источники сырья, территориальный раздел и передел мира. Другая причина войны -- стремление правящих кругов ведущих держав, погасить нарастание социальных кон-фликтов внутри своей страны. В поисках средств по стабилиза-ции обстановки буржуазия делала ставку на «внешние акции». В войне виделась возможность не только по-новому разделить мир, но и локализовать революционную борьбу народов.

Противоречия возникали и нарастали на протяжении ряда десятилетий и привели к образованию враждебных коалиций: Тройственного союза (Союза центральных держав) в 1882 г. (Германия, Австро-Венгрия, Италия) и Антанты (Тройственного согласия) в 1907 г. (Англия, Франция, Россия).

Конкретные цели военно-политического блока центральных держав состояли в разгроме Англии, Франции, России, захвате англо-французских колоний, Украины и Прибалтики, распро-странении влияния на Балканы и Ближний Восток.

Страны Антанты также преследовали захватнические цели. Англия стремилась не допустить утверждения германо-австрийского блока на Ближнем Востоке и Балканах, разгромить морские силы Германии, захватить Месопотамию и Палестину, укрепить свои позиции в Египте. У Франции было желание вер-нуть отторгнутые от нее территории в результате поражения в войне с Пруссией (1870-- 1871 гг.), а заодно захватить Саарский угольный бассейн и расширить свои колонии на Ближнем Восто-ке. Россия со своей стороны претендовала на то, что Балканы -- это сфера ее влияния, стремилась к захвату проливов Босфор и Дарданеллы, рассчитывала присоединить Австрийскую Галицию.

Остальные государства, участвовавшие в войне на стороне противостоящих блоков, также преследовали свои цели.

Подготовка к войне началась заблаговременно. Экономиче-ские и военно-технические меры сопровождались идеологиче-ской обработкой населения. Теоретической основой такой обра-ботки являлись программы и политика правящих кругов и их партий по национальному вопросу. Они внушали народам мысль о неизбежности противостояния наций, военных столк-новений, отравляли их сознание ядом шовинизма и национа-лизма. Играя на национально-патриотических чувствах народов, оправдывали гонку вооружений, маскировали захватнические цели рассуждениями о необходимости защиты отечества, чести и достоинства нации от внешних врагов.

Война являлась испытанием для всех политических партий, движений и лагерей. Практически социал-шовинисты всех стран, в том числе и России, выступали с политикой защиты буржуаз-ного отечества. Лишь большевистская партия провозгласила ло-зунг «поражения своего правительства в империалистической войне». Однако, выступая за военное поражение царского прави-тельства, большевики подчеркивали, что политику поражения своего правительства должны проводить не только российские большевики, но и революционные пролетарские партии во всех воющих странах с тем, чтобы империалистическая война перерос-ла в гражданскую за интересы трудящегося народа.

Не вдаваясь в подробности военно-политических событий, остановимся коротко лишь на роли Восточного фронта и поли-тического влияния войны на углубление кризиса самодержавия.

Основные сражения с началом войны в 1914 г. развернулись на Русском (Восточном) театре военных действий. Это были жестокие бои на северо-западе (против Германии) и юго-западе (против Австро-Венгрии). Восточно-прусская операция в авгу-сте--сентябре 1914 г. закончилась серьезной неудачей для рус-ской армии, но способствовала провалу немецкого наступления на Париж (немецкое командование было вынуждено перебро-сить на Восток свои крупные силы). Галицкая битва (август-сентябрь 1914 г.) привела к значительной военно-стратегической победе России: русская армия продвинулась вперед до 300 км., заняв Галицию и ее столицу Львов.

Сложная обстановка на Восточном фронте вынуждала Гер-манию предпринять ряд шагов по сдерживанию активности Рос-сии. Германии удалось в октябре 1914 г. втянуть в войну с Рос-сией Турцию. Но первая же крупная операция русской армии на Кавказском фронте в декабре 1914 г. привела к поражению ту-рецкой армии.

Активные действия русской армии заставили германское ко-мандование в 1915 г. радикально пересмотреть свои планы. Центр тяжести перемещался на Восточный фронт против Рос-сии. Но к концу 1915 г. война на всех фронтах приняла позици-онный характер, что было крайне невыгодно Германии. Стре-мясь скорее добиться победы и не имея возможности осущест-вить широкое наступление на Русском фронте, германское ко-мандование осуществило прорыв в сторону французской крепости Верден. И снова, как и в 1914 г., союзники обращаются за помощью к России, настаивая на наступлении на Русском фронте. Верные союзническим обязательствам, российские вой-ска летом 1916 г. под командованием А.А. Брусилова перешли в наступление, в результате которого были заняты Буковина и Южная Галиция. «Брусиловский прорыв» вынудил немцев снять с Западного фронта свои дивизии и направить их в помощь ав-стрийским войскам. Тогда же ряд побед был одержан и на Кав-казском фронте, где русская армия углубилась на территорию Турции на 250--300 км.

Парадокс царизма в области истории состоял в том, что, наряду с защитой своих колониальных владений и тер-риторий страны, борьбой с революционными движениями в стра-не, самодержавию пришлось активно поддерживать своих союз-ников по войне, спасая их от разгрома в тяжелейших для них во-енно-политических ситуациях. В 1914--1916 гг. русской армии пришлось принять на себя мощные удары неприятельских сил, оказывать союзническую помощь в их борьбе. В то же время не-достаточность вооружения и снабжения не только снижали бое-способность армии, но и значительно увеличивали ее жертвы.

Все это не могло не сказаться на военно-политической об-становке в России. Российская буржуазия все больше и больше разочаровывалась в государе и его правительстве. Начавшийся процесс консолидации буржуазии постоянно усиливался. Уже к лету 1915 г. русская либеральная буржуазия располагала тремя «общественными» организациями всероссийского масштаба. Это были созданные во время войны Земский и Городской союзы, «военно-промышленные комитеты». Через данные организации буржуазия пыталась осуществлять политическое давление на царское правительство с целью добиться от него уступок в ас-пекте дальнейшего приспособления монархии к условиям капи-талистического развития России.

С этой целью буржуазия через своих представителей в Думе вы-ступала с критикой действий правительства и выдвинула про-грамму, основным пунктом которой было создание «правительства доверия». Вокруг программы объединилось большинство фрак-ций Государственной Думы, создавшее политическое объедине-ние под названием «Прогрессивный блок». Это объединение по существу стало политическим центром буржуазной оппозиции, в которую вошли шесть думских фракций от «прогрессивных на-ционалистов» до кадетов.

Тем не менее, не обращая внимания на оппозицию, в сен-тябре 1915 г. царь своим указом распустил Государственную Ду-му (до января 1916 г.). Но члены «блока» даже не выразили ни-какого протеста. Между тем, создание «Прогрессивного блока» и роспуск вышедшей из повиновения Думы, стали ярким прояв-лением «кризиса верхов». В сентябре 1915 г. стачечное движение вообще и политическое в особенности резко возросло. Вся бур-жуазная пресса, все буржуазные средства пропаганды стреми-лись доказать, что сентябрьская политическая стачка разверну-лась как стачка в защиту Государственной Думы. Однако по-пытки эти успеха не имели. Главным мотивом сентябрьской по-литической забастовки был решительный протест против войны.

Мощный размах сентябрьских забастовок напугал либераль-ную буржуазию. Именно поэтому «Прогрессивный блок» не высту-пил с протестом против разгрома Думы. Стремление буржуазии подчинить себе рабочее движение также не увенчалось успехом. За «рабочими группами», созданными в военно-промышленных коми-тетах, рабочие не пошли.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.