Рефераты. Россия с древних времен и до наших дней

p align="left">В 1900 г. годовой доход на душу населения составлял в России 63 руб., Германии -- 184, в Англии -- 273, в США -- около 350 руб., что в общем-то объективно отражало уровень экономического развития этих стран. Заметим также, что по всем качественным показателям (производительность труда, объем продукции на душу населения и др.) Россия в 3 -- 10 раз уступала Германии, Англии и США. В то же время упрочение позиций капитализма в России неизбежно вовлекало ее в созданную индустриальной стадией развития мира систему экономических и геополитических противоречий. С 1878 г. Россия четверть века прожила без войны. Однако она не могла оказаться вне того баланса политических и военных сил, который стал складываться в Европе, и совместно с Англией и Францией создала военно-политический блок -- Антанта (1907), направленный против аналогичного блока в составе Германии, Австро-Венгрии и Италии -- Тройственного союза (1882). Цивилизованный мир медленно, но неуклонно продвигался к большой войне.

Отмена крепостного права и другие реформы 1960--1970-х гг., как уже говорилось, положили начало переходу России к индустриальному обществу, основанному на частной собственности и рыночной экономике. Главной особенностью этого перехода было то, что он осуществлялся в условиях незавершенности процесса первоначального накопления капитала и сохранения в стране многочисленных остатков традиционного общества.

В отраслях крупной промышленности осуществлялся переход от мануфактур, основанных преимущественно на принудительном труде, к фабричному производству. После отмены крепостного права начал расширяться внутренний рынок, в том числе и рынок рабочей силы, создавались условия для конкуренции между товаропроизводителями. В то же время предприятия, находящиеся в сфере интересов государства, не были включены в систему рыночных отношений и оставались своего рода монополистами.

Процесс накопления капитала внутри страны шел достаточно медленно, и новоявленные российские предприниматели стремились вкладывать средства в те отрасли промышленности, которые приносили быструю и устойчивую прибыль. Поэтому в 1870 -- начале 1880-х гг. преимущественное развитие получили отрасли легкой промышленности, главным образом текстильная, на долю которой приходилось свыше половины стоимости всей промышленной продукции России. Крупные центры текстильной промышленности были созданы в Московской и Владимирской губерниях, Санкт-Петербурге, Лодзинском районе Польши. При активном участии текстильных магнатов Морозовых, Прохоровых, Рябушинских в стране были созданы банки, которые составили ядро финансовых групп, бравших под контроль российскую промышленность.

В 1870-х гг. зарождаются отечественное транспортное машиностроение и рельсовое производство, и хотя Россия тогда выплавляла около 3% мирового производства чугуна, рельсы на русских заводах делали из импортного. Основные виды станков, машин, оборудования для фабрик и заводов также закупались за границей. Отставание Российской империи от передовых государств Запада становилось угрожающим, поэтому в 1880-х гг. был взят курс на индустриализацию страны. Главной силой организации процесса индустриализации в России выступало государство. Его вмешательство в экономическую жизнь проявлялось в приоритетном и льготном финансировании отдельных отраслей промышленности, в проведении протекционистской таможенной и налоговой политики, в привлечении в российскую промышленность иностранного капитала. Внутренние источники накоплений для индустриализации формировались преимущественно за счет экспорта хлеба и сырья.

Экономика огромной страны не могла развиваться без разветвленной транспортной сети. Дороги были (и остаются!) одной из главных бед России. Во второй половине XIX в. страна переживала настоящий «бум» железнодорожного строительства. К 1880 г. в европейской части страны частными компаниями был создан костяк железнодорожной сети (19 тыс. км). Это было время, когда в течение нескольких лет железнодорожные подрядчики С.С. Поляков, Д. Е. Бернадаки, и другие сколотили миллионные состояния. Чтобы возместить понесенные убытки государство стало выкупать частные железные дороги и организовывать их казенную эксплуатацию. Новые железнодорожные пути в стране начали строиться преимущественно государством по схеме, позволяющей связать центр и окраины и дать выход традиционным товарам российского экспорта к морским и речным портам. Протяженность железных дорог в России к началу XX в. увеличилась более чем вдвое и составила около 50 тыс. км.

В ходе железнодорожного строительства в страну с помощью займов были привлечены крупные западные инвестиции, составившие около 4 млрд. руб. Почти половина из них была направлена в горно-металлургическую, машиностроительную, химическую и текстильную промышленность. Иностранный капитал способствовал и введению в стране золотого денежного обращения, созданию банковской сети и рынка ценных бумаг. Внутренние источники индустриализации в 1890-х гг. пополнялись за счет увеличения налогов и введения монополии винной торговли, а также роста экспорта хлеба и сырья.

Железнодорожное строительство во многом стимулировало индустриализацию и способствовало бурному развитию ряда отраслей отечественной промышленности. В России наметился поворот к производству средств производства, хотя производство предметов потребления еще составляло 2/3 валового продукта промышленности. В 1880-х гг. Россия прекратила ввозить паровозы и вагоны, но растущие потребности в станках и фабрично-заводском оборудовании по-прежнему удовлетворялись за счет импорта.

В 1880-- 1890-х гг. происходят значительные сдвиги в территориальном размещении промышленности. Наряду с развитием прежних центров (Урал, Петербург, Москва) возникли новые промышленные районы: Южный -- угольно-металлургический, Бакинский -- по добыче и переработке нефти. Главным центром добычи угля и производства металла в стране стал Донецко-Криворожский район, в котором к концу XIX в. выплавляли более 40% всего чугуна. В стране складывались и районы, специализирующиеся на переработке сельскохозяйственной продукции: сахарной свеклы, молока, картофеля.

В ходе промышленного подъема 1893--1899гг. промышленное производство в стране увеличилось вдвое, а общий рост его объема за 40 пореформенных лет превысил 700%. Однако даже столь быстрые темпы развития позволили Российской империи к началу XX в. лишь незначительно сократить свое отставание от развитых государств Запада.

Не было в России и значительного слоя богатых людей. В начале XX в. из 150 млн. человек, населявших империю, только немногим более 550 тыс. физических и юридических лиц имели годовой доход свыше 1 тыс. руб., а доход свыше 10 тыс. руб. получали около 30 тыс. человек, что вместе с членами их семей составляло 0,1% населения.

Процесс утверждения капитализма в России отличался тяжелыми формами эксплуатации трудящихся, нищенской зарплатой подавляющего большинства работников, произволом владельцев предприятий, отсутствием охраны труда и элементарных бытовых условий. По данным статистики (исследование Ф.Ф. Эрисмана), на 1000 человек рабочих на московских ткацких фабриках приходилось ежегодно от 277 до 303 увечий. Обычными для российских фабрик и заводов были квартиры коечно-каморочного типа, когда большая казарма разделялась легкими, не доходящими до потолка перегородками на жилые семейные отсеки.

Символами модернизации аграрной страны обычно являются города. По переписи 1897 г. в России насчитывалось 865 городов, но лишь в 19 из них численность населения превышала 100 тыс. человек, в 37 -- 50 тыс. человек, и в 112 проживало от 20 до 50 тыс. человек. Численность населения остальных 697 городов составляла от 400 человек до 20 тыс., и никакие признаки цивилизации абсолютно не нарушали патриархальную жизнь многих уездных городов империи. В начале XX в. Только в 17 городах страны была канализация и в 35 -- трамваи. Среди всех жилых строений в 50 губерниях России насчитывалось лишь 3,6% каменных зданий.

Об уровне развития страны и ее месте в мире очень красноречиво свидетельствует экспорт товаров.

В начале XX в. Российская империя вывозила за границу всего 6--8% производимых товаров, и ее доля в мировом экспорте (4,2%) была ниже доли в мировом промышленном производстве. В структуре российского экспорта до 50% составляло зерно, второе место занимала продукция текстильной промышленности. Россию на мировом рынке не встречали аплодисментами, он уже был поделен. Попытка товарищества «Братья Нобель» пробиться на мировой рынок с бакинской нефтью в конкуренции с американской «Стандарт Ойл» оказалась безуспешной.

В начале XX в. промышленный подъем сменился в России спадом производства. Он совпал по времени с мировым экономическим кризисом 1900-- 1903 гг. и был обусловлен в значительной степени сокращением притока иностранных капиталов в российскую промышленность. Спад производства сопровождался банкротством и разорением около 3 тыс. мелких и средних предприятий, ростом безработицы, снижением жизненного уровня населения. Крупные промышленники использовали кризис для расширения своего влияния на рынке товаров, создания монополистических объединений, контролировавших производство, ценообразование и сбыт.

В первое десятилетие нового века монополии превратились в решающий фактор хозяйственно-экономической жизни России. Возникшее в 1902 г. «Общество для продажи изделий русских металлургических заводов» вскоре превратилось в крупнейший синдикат «Продамет», который взял под контроль производство и продажу более 80% продукции металлургической промышленности. Синдикат «Трубопродажа» монополизировал предприятия трубопрокатного производства. В нефтяной промышленности две фирмы -- товарищество «Братья Нобель» и общество «Мазут» -- с 1905 г. контролировали более 77% торговли нефтепродуктами. Синдикат «Продуголь» объединил под своим влиянием до 75% добычи донецкого угля и политикой цен или резким снижением производства топлива мог влиять не только на потребителя, но и на правительство. В транспортном машиностроении два синдиката, «Продвагон» и «Продпаровоз», почти полностью монополизировали производство вагонов и паровозов в стране.

Вместе с тем в ходе концентрации производства в России возникали в основном монополии низших типов -- картели и синдикаты, которые, несмотря на серьезные успехи, не могли полностью монополизировать производство. В период промышленного подъема 1909--1913гг. монополизация вышла на новый уровень. В стране стали возникать монополии высшего типа -- тресты и концерны, крупнейшие комбинированные предприятия, монополизирующие все стадии производства -- от добычи сырья до сбыта готовой продукции. Монополизация этого вида проходила под контролем возникших в стране финансово-промышленных групп и при непосредственном участии правительства. Именно так были созданы военно-промышленные концерны на базе Путиловско-Невского объединения и Николаевского судостроительного треста, закрепившие существующую в стране тенденцию к сращиванию государственного аппарата с военно-промышленными монополиями. В годы предвоенного промышленного подъема отраслевая и региональная структуры промышленности России остались неизменными, общий объем производства вырос на 2/3. В 1913г. промышленность страны полностью удовлетворяла внутренние потребности в черных металлах и прокате, паровозах, вагонах и речных судах, нефтепродуктах, хлопчатобумажных тканях и сахаре. Однако сложившаяся в прошлом «транспортная» направленность машиностроения ставила Российскую империю в зависимость от импорта станков для обработки металлов, фабрично-заводского оборудования, сложных сельхозмашин. Из промышленных продуктов Россия экспортировала лес и пиломатериалы, нефтепродукты, ткани, марганцевую руду, сахар, в незначительном количестве паровозы и рельсы. Несмотря на бурное развитие промышленности, Россия оставалась аграрной страной. Для 3/4 ее населения труд на земле был главным источником существования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.