Рефераты. Россия с древних времен и до наших дней

p align="left">Третий этап охватывал весь 1906 г. и первую половину 1907 г. С весны 1906 г. вновь стал нарастать накал стачечной борьбы. С апреля по сентябрь бастовало 775 тыс. рабочих. В 1906 и 1907 гг. политическая борьба активизировалась в связи с выборами в 1-ю и 11-ю Государственные думы. В отличие от «Булыгинской» думы эти представительные органы избирались при участии более широких слоев общества. Депутаты наделялись правом внесения и обсуждения законопроектов. I Дума функционировала с конца апреля до начала июля 1906 г. Проведя, по сути, одну сессию, она была распущена указом царя. Причиной роспуска Думы явилось то, что ее демократическое большинство обратилось к народу с воззванием добиваться принудительного отчуждения земель в пользу крестьян.

II государственная дума была созвана 20 декабря 1906 г. Она была более революционной по своему составу депутатов, что не устраивало царя и его правительство. К середине 1907 г. соотношение классовых и политических сил в стране изменилось в пользу контрреволюции. В этих условиях царское правительство искало предлог, чтобы разогнать II Думу и окончательно покончить с революцией. В Думу было внесено сфабрикованное охранным отделением обвинение в адрес социал-демократической фракции, якобы готовившей выступления в войсках с целью государственного переворота. На этом основании царь (без согласования с Думой) заменил избирательный закон от 11 декабря 1905 г. законом от 3 июня 1907 г, и распустил 11-ю Думу. Новый избирательный закон явился грубым нарушением Манифеста от 17 октября 1905 г. и основных законов империи. Роспуск 2-й Государственной думы и изменения избирательного закона вошли в историю под названием «третьеиюньского переворота». Этот день считается окончанием первой революции в России.

Причины поражения в России

v отсутствовало единство в рядах РСДРП;

v рабочему классу не удалось создать прочного союза с крестьянством в борьбе против царизма;

v крестьянское движение носило стихийный и неорганизованный характер;

v русская либеральная буржуазия играла в событиях 1905-- 1907 гг. контрреволюционную роль;

v выступления различных отрядов пролетариата были разрозненны, не удавалось достигнуть единства в выступлениях трудящихся национальных окраин;

v царизм получал активную поддержку со стороны империалистических государств;

v армия в основном оставалась верной царю.

Таким образом, 1905--1907гг. по насыщенности событиями не имели аналога в предшествовавшей истории России. Мощь правительственного лагеря во главе с самодержавием, незаинтересованность российской буржуазии в решительной победе революции, социальная и национальная неоднородность революционно-демократического лагеря, острое соперничество между политическими партиями и организациями, политическая неопытность народа, сила «инерции покоя» накопленной почти за три столетия крепостного права, сложившаяся международная ситуация -- все это привело к тому, что результатом первой российской революции 1905 -- 1907 гг. явилась частичная модернизация государственного строя и его дальнейшая эволюция по пути превращения в буржуазную монархию.

Два других возможных варианта -- народная демократическая республика или буржуазное правовое государство--не состоялись. В сложившихся условиях меньше всего шансов на успех имела идея правового государства, т. к. российская буржуазия в ходе революции обнаружила свою политическую слабость. Революция 1905-- 1907 гг. ускорила развитие событий в России. После этого потрясения самодержавие, казалось законсервированное на века, уже не смогло выдержать последующих ударов. Не случайно, тяжелые испытания для царизма и всего российского общества, вызванные Первой мировой войной, вылились в могучую народную Февральскую революцию 1917 г., которая буквально в несколько дней покончила с самодержавием и вышла на свой демократический этап.

Тема 13. Россия в 1907 - 1917гг.

Становление российского парламентаризма

На фоне изменений в мире к началу XX в. российская монархия выглядела политическим анахронизмом. Система органов государственной власти и управления России, сложившаяся еще в царствование Александра I, оставалась в неизменном виде. Вся полнота власти в государстве принадлежала императору. При царе существовал в качестве совещательного органа им же назначаемый Государственный совет. В стране не было ни парламента, ни легальных партий, ни элементарных политических свобод. «Силовые» министры (военный, морской, иностранных дел) подчинялись непосредственно императору. Сам царь был убежден, что самодержавие является единственно приемлемой для России формой правления, и все предложения о введении хоть какого-то представительного учреждения называл «бессмысленными метаниями».

В конце 1904 г. Николай II в очередной раз не принял предложение либеральной оппозиции, поддержанное министром внутренних дел князем П.Д. Святополк-Мирским, о введении в стране представительного органа власти. И менее через месяц в России началась революция. Она заставила российского самодержца вернуться к вопросам назревавших социально-политических преобразований.

В июле 1905 г. на совещании в Царском Селе пять дней обсуждался вопрос о том, как с минимальными потерями выйти из сложного положения. Император поручил министру внутренних дел А.Г. Булыгину разработать проект об учреждении Думы -- законосовещательного представительного органа и Положение о выборах. Характерно, что на этом совещании Николай II предлагал назвать Думу не «Государственной», а «Государевой». Однако провести выборы не удалось. В обстановке нарастания революционных выступлений и бойкота «Булыгинской» думы Николай II подписал 17 октября 1905 г. подготовленный С.Ю. Витте Манифест, в котором провозглашались политические свободы, царь обещал править в согласии с Государственной думой. Дума наделялась законодательными правами, к выборам допускался более широкий слой подданных. 19 октября председателем объединенного Совета министров России был назначен С.Ю. Витте.

Предложенный в Манифесте режим правления один из российских журналов назвал «конституционной империей при самодержавном царе». Вместе с тем Манифест 17 октября стал основой временного компромисса правительства и либерального движения и обеспечил выживание самодержавия в условиях революции. Возникшие на основе либерального движения партии октябристов и кадетов составили своего рода «центр» оппозиционного движения в стране, который в значительной степени уравновешивал два лагеря -- правых и левых.

Избирательный закон был опубликован 11 декабря 1905г., в разгар вооруженного восстания в Москве. Закон предоставлял значительные преимущества крестьянам, и от их выбора зависело распределение почти половины депутатских мандатов.

Выборы в I Государственную думу проходили в марте--апреле 1906г. Одновременно правительство стремилось создать противовес Думе в верхнем эшелоне власти. С этой целью Госсовет из совещательного органа при царе в феврале 1906 г. был преобразован в верхнюю палату будущего российского парламента. Половина членов Госсовета, а также председатель и вице-председатель назначались царем, другая половина избиралась, причем дворяне избирали 74 из 98 членов совета. Представители от мещан, рабочих, крестьян не избирались. При таких условиях Госсовет просто не мог не стать опорой царя и надежным фильтром законопроектов, принятых Думой. Совершенствовалась и законодательная база. В апреле 1906 г., за три дня до открытия I Думы, были внесены изменения в «Основные государственные законы Российской империи». Изменения определяли, что император, сохраняя титул и право самодержавия, осуществляет законодательную власть в единении с Госсоветом и Госдумой. «Основные законы» устанавливали, что законопроекты, не принятые палатами российского парламента, не могли вступить в силу. В то же время статья 87 «Основных законов» предоставляла царю и правительству право принимать во время думских каникул любые указы, за исключением вносящих изменения в «Основные законы», законы о

Государственном совете и Государственной думе и в Положение о выборах. Принятая для «чрезвычайных обстоятельств», эта статья стала излюбленным орудием правительства. По его просьбе царь мог «организовать» парламентские каникулы, распустив Госсовет и Думу на несколько дней. В результате внесенных в политическую систему государства изменений в России установился странный строй -- конституционное самодержавие. Накануне выборов в Думу царь еще верил в преданность народа и рассчитывал, что крестьяне поддержат консервативных кандидатов. Итоги выборов оказались во многом неожиданными. Значительное место в составе Думы заняли депутаты, выступавшие за решительное обновление российского общества и цивилизованные формы и методы управления социальными процессами.

По мере прояснения политических взглядов и определения партийной принадлежности в составе Думы оказались: 161 кадет, 97 трудовиков, 70 автономистов (украинцы, поляки, литовцы, латыши, мусульмане), 103 беспартийных, 17 социал-демократов, 53 члена представляли политические партии «правого центра». Черносотенные организации в Думе представлены не были.

Заседание первого российского парламента открылось 27 апреля 1906 г. приветственной речью царя на торжественном приеме членов Государственного совета и Государственной думы в Зимнем дворце. В дальнейшем заседания Думы проходили в Таврическом дворце. Председателем Думы был избран московский профессор, юрист, член кадетской партии С.А. Муромцев. Он выступил в Думе с трибуны всего один раз, когда поблагодарил депутатов за избрание его председателем.

Центральное место в работе Думы занял аграрный вопрос. С деятельностью этой Думы кадеты, имевшие в ней самую большую фракцию, связывали также реализацию в стране своего проекта радикально-либерального развития. Однако царь отклонил предложение кадетов и отказался обсуждать проекты, предусматривавшие различные варианты отчуждения помещичьих, государственных и монастырских земель. Слаженной совместной работы правительства и Думы явно не получалось. К тому же правительство, которое накануне созыва Думы возглавил И.Л. Горемыкин, настойчиво убеждало царя распустить неугодную ему Думу. Проработав всего 72 дня, Дума 9 июля 1906 г. была распущена. В определенной степени недолгую историю этой Думы предопределила и не всегда оправданная поспешность депутатов в выдвижении ряда требований (упразднение Госсовета, расширение прав Думы, отставка правительства и подчинение его парламенту и др.), а также излишняя эмоциональность, превращавшая заседания парламента в политические баталии и митинги.

На этом парламентаризм в России мог бы и закончиться. Но ситуация в стране была еще очень сложной, что заставило правящий режим лавировать и идти на определенные реформы. В день роспуска I Думы правительство возглавил П.А. Столыпин. При этом он сохранил за собой ключевой в системе управления империей пост министра внутренних дел. В деятельности Столыпина ярко проявлялось стремление стабилизировать положение в стране путем сочетания жестких мер борьбы с революционными настроениями с постепенными реформами по обновлению старого строя. Для борьбы с революционным движением власти у Столыпина было больше, чем достаточно. Для проведения реформ требовались пропаганда в обществе новых идей и политическая поддержка. Орудием своей политики Столыпин пытался сделать II Государственную думу. Она начала работу 20 февраля 1907 г.

II Дума избиралась по старому избирательному закону и, несмотря на различные манипуляции в ходе выборов, по своему составу оказалась даже левее первой. Из 518 мандатов 222 принадлежали партиям и фракциям левого блока (трудовики 104, социал-демократы -- 65, эсэры -- 37, народные социалисты -- 16). Кадеты получили в Думе 98 мест, автономисты -- 76, черносотенцы и октябристы -- 54. Председателем Думы был избран кадет Ф.А. Головин.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.