ВВЕДЕНИЕ
Предмет экономической истории.
Связь экономической истории с историей экономической политики
Будущему экономисту необходимо знать историю народного хозяйства. Изучение данного курса поможет лучше ориентироваться в настоящем, в том, что происходит в современной экономике, предусмотреть будущее. Предметом изучения экономической истории является изучение хозяйственной деятельности народов разных стран, развития их производительных сил и производственных отношений, смены способов производства на всем протяжении развития человеческого общества.
Изучение экономического развития человеческого общества поможет осознать причины и значение решающих социально-экономических сдвигов в мировой истории, понять основные этапы развития производительных сил, производственных отношений и неизбежность общественно-экономических формаций; определить, как влияют на экономику различных стран революции, войны, политические события.
Экономическая история (ЭИ) рассматривает историю человеческого общества как историю развития способов производства в их хронологической последовательности:
? первобытнообщинный;
? рабовладельческий;
? феодальный;
? капиталистический;
? социалистический.
Материальное производство - основа жизни развития общества - осуществляется не вообще, а только при определенном способе производства, одну сторону которой составляют производительные силы (средства производства и люди), а вторую - производственные отношения: отношения между людьми в процессе производства. Развитие производительных сил в каждой стране и в каждую историческую эпоху осуществляется в единстве с развитием производственных отношений и происходит под влиянием различных политических и исторических событий.
Определяющим фактором сущности, характера производственных отношений является форма собственности на средства производства. Именно отношение к средствам производства определяет в первую очередь положение различных общественных групп и классов в том или ином обществе, взаимоотношения между ними, распределение материальных благ (результатов производства). Совокупность производственных отношений и составляет экономическую структуру общества, его экономический базис, на который опираются политическая, идеологическая и др. надстройки общества.
Экономическая история как наука занимается исследованием процесса исторического развития производства, изучением способов производства, сменяющих друг друга на протяжении веков, анализом производительных сил и производственных отношений людей на конкретном историко-экономическом материале отдельных стран по историческим периодам и эпохам.
Экономическая история изучает развитие народного хозяйства в разных странах и в разные эпохи, развитие экономики той или иной страны в комплексе, во всех отраслях: промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, строительстве, торговле, финансах, кредите, денежном обращении, внешнеэкономических связях. ЭИ изучает также экономическую политику государств в том или ином периоде, развитие форм организации и планирования отраслей народного хозяйства и систем управления ими, рассматривает сдвиги, происходящие в развитии производительных сил.
К истории народного хозяйства экономисты обращаются (осознавая или не осознавая это) буквально на каждом шагу. Казалось бы, что общего у экономической истории с бухгалтерским годовым отчетом предприятия? Тем не менее, он в значительной степени построен на историко-экономических материалах и методах. Ведь вся динамика данного хозяйства носит исторический характер.
При сравнении показателей разных периодов, по сути, отражается историко-экономический процесс формирования и развития производства. Разные периоды - разные мощности, разные задачи и технико-экономические характеристики, и все это учитывается в системе управления предприятием, отражается на результатах его деятельности. Нельзя научиться основам экономического мышления, не научившись представлять хозяйство в его историческом аспекте.
Изучая ЭИ, можно научиться анализировать и понимать не только коллективные показатели экономического развития отдельных стран. На конкретных материалах можно понять сущность социально-экономического строя общества на различных этапах его развития, почему и как происходит смена способов производства.
ЭИ тесно связана с экономическими дисциплинами. Это экономика и организация промышленности, финансы и денежное обращение, планирование и др. Однако в отличие от этих дисциплин экономическую историю интересует конкретная экономика не сама по себе, а историко-экономическая сущность той или иной ее отрасли и роли в масштабе всего общества.
Изучение развития экономики той или иной страны невозможно без учета влияния на нее политической и идеологической надстроек общества. Поэтому ЭИ тесно связана с общей историей, историей науки, культуры и т.д, Однако она не повторяет все эти науки, а имеет свой собственный предмет изучения.
Задача ЭИ состоит в том, чтобы сначала собрать и описать исторические факты, события, явления экономического развития стран, а затем после анализа и изучения объединить в единую картину хозяйственного развития.
ЭИ включает изучение внутренней и внешней политики государства, общественных движений, войн, национальных и этнографических особенностей, религиозных культур, науки, искусства и т.д. Все эти проблемы изучаются не сами по себе, а с точки зрения их роли в развитии экономики. Для ЭИ важны не подробности политической или вооруженной борьбы, не военная стратегия, а экономическая политика и экономический аспект войн, т.е. изменения в экономической жизни общества, вызванные теми или иными политическими событиями. ЭИ исследует не историю той или иной религии вообще, а прежде всего влияние, какое она оказывает на хозяйственную жизнь, ищет факторы изменений в хозяйстве.
Изучение ЭИ невозможно без ее периодизации. Задачей периодизации является установление определенных, хронологически последовательных этапов истории экономического развития общества.
В основу каждого периода должны быть положены общие для всех стран черты исторического развития.
Различные ученые предлагали периодизацию ЭИ по-разному.
Так, немецкий буржуазный экономист Гильдебранд предложил делить ее на три периода:
* натуральное хозяйство, когда продукты обмениваются непосредственно без участия денег;
* денежное хозяйство, при котором обмен происходит при посредстве денег;
* кредитное хозяйство, при котором в обмене участвует кредит.
Русский ученый Л.И.Мечников предложил периодизацию по степени развития водных путей сообщения:
* речной период;
* средиземноморский период (средневековье);
* океанический период (новая и новейшая история).
Древние ученые, такие как Хентингтон из США, предлагает разбить изучение ЭИ по второстепенным факторам - торговля и обмен, денежное обращение и кредит, а Тойнби из Англии - по культуре, религии и роли отдельных личностей.
Маркс предложил периодизацию ЭИ по социально-экономическим формациям:
* первобытнообщинная;
* рабовладельческая;
* феодальная;
* капиталистическая;
* социалистическая.
Это дает возможность проследить восхождение общества от низшего способа производства к высшему.
Таковы основные задачи и сущность ЭИ как самостоятельной научной дисциплины.
1. ГЛАВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАН В ПЕРИОД ДОКАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО СПОСОБА ПРОИЗВОДСТВА
1.1. Основные черты первобытнообщинной экономики и направления ее развития
Первобытнообщинный строй, через который прошли все народы мира, охватывает огромный исторический период: отсчет его истории начался сотни тысяч лет назад.
Основой производственных отношений первобытнообщинного строя была коллективная, общинная собственность на орудия и средства производства.
Труд первобытного человека еще не мог создать прибавочного продукта, т.е. излишка средств к существованию сверх их необходимого жизненного минимума. В этих условиях распределение продуктов могло быть только уравнительным, что, в свою очередь, не создавало объективных условий для имущественного неравенства, образования классов и формирования государства. Производительные силы развивались медленно.
Самыми первыми, древними отраслями хозяйственной деятельности человека были собирательство и охота. Для присвоения даже готовых продуктов природы члены первобытных стад использовали примитивные орудия труда из камня или дерева.
Одним из первых переломных моментов в развитии хозяйственной деятельности человека стало овладение огнем посредством трения. Это произошло в суровый ледниковый период около 100 тыс. лет до н.э. в северных частях Европы и Азии. Наступление ледников заставило человека максимально мобилизовать свои силы в борьбе за существование. Происходит усовершенствование существующих орудий, увеличивается их разнообразие, они были более производительными. Достижения людей в изготовлении орудий труда привели к тому, что на первый этап стала выдвигаться охота, оттесняя назад собирательство. В местах, богатых охотой, люди создавали более или менее постоянные поселения, строили жилища из костей и шкур животных или укрывались в пещерах.
Далее, в эпоху мезолита, произошло еще одно крупное событие в жизни первобытного человека - были изготовлены лук и стрелы, что позволило увеличить охоту и рыболовство.
Возрастающее разнообразие хозяйственной деятельности и совершенствование орудий труда в первобытном стаде обусловили зарождение половозрастного разделения труда. Молодые мужчины занимаются охотой, старики - изготовлением орудий труда, женщины - собирательством и ведением хозяйства. Вместе с тем возникла объективная необходимость укрепления связей между членами первобытного общества. В связи с развитием хозяйства нужна была более устойчивая и прочная общественная организация. Такой организацией и стала первобытная кровнородственная община. В составе рода было несколько десятков людей. Несколько родов составляли племя. Здесь не было частной собственности, труд был совместным, а распределение продуктов - уравнительным. Происходит переход от хозяйства, основанного на присвоении продуктов природы, к активному воздействию на нее, производству питания. Именно в эту эпоху происходит первое крупное общественное разделение труда - отделение скотоводства от земледелия.
Первобытное скотоводство появилось из охоты, а земледелие возникло из собирательства.
Возникновение и развитие земледелия и скотоводства привели к прогрессивным сдвигам в жизни и быте первобытных людей. Для обработки земли нужны были более совершенные орудия труда и приспособления для домашних животных. Новые общественные потребности привели к появлению производства ряда ремесленных изделий, посуды, тканей, строительства более прочного жилья. Крупнейшую роль в развитии материальной культуры сыграло освоение металлов для изготовления орудий труда. Начинается металлическая эпоха, когда возникла выплавка меди и чугуна. Это дало возможность производить более долговечные и высокопроизводительные орудия труда, что, в свою очередь, повышало производительность труда человека.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21