Рефераты. Связь экономической истории с историей экономической политики

марте 1931 г. для изучения экономического положения страны и выработки рекомендаций под руководством финансиста Дж Мэя была создана королевская Комиссия по национальной экономии, в июле 1931 г. был опубликован доклад Комиссии, в котором предрекался дефицит бюджета в 120 млн. фунтов стерлингов в год.

Комиссия считала необходимым уменьшить государственные расходы и использовать национальный доход для перераспределения выделяемых средств из менее существенных отраслей в те, которые предназначены смягчить социальную несправедливость, или в те, которые улучшают экономическую структуру нации. Было предложено увеличить прямые и косвенные налоги на 24 млн. фунтов стерлингов, сократить государственные расходы на 96 млн. фунтов стерлингов.

Поскольку доклад Комиссии получил одобрение отечественных и зарубежных банкиров, они готовы были выдать английскому правительству займы, необходимые для платежного баланса страны. В сентябре 1931 г. более ста американских и французских банков предоставили Великобритании заем в размере 80 млн. фунтов стерлингов.

В целом регулирование государственных расходов во время депрессии оказало стабилизирующий эффект. Общие государственные расходы в реальном выражении по отношению к валовому национальному продукту увеличились с 24% в 1929 г. до 29% в 1931 г., немного упали в конце 1931 г. (28%), а к 1934 г. снизились почти до уровня 1929 г. Кроме того, бюджет был хорошо сбалансирован, и финансовая стабильность позволила вернуть доверие к правительству и в самой Великобритании, и за границей.

Кроме осуществления политики экономии, правительство Макдональда принимало и другие меры для оздоровления экономики.

20 сентября 1931 г. был отменен золотой паритет фунта стерлингов, в результате обесценивался бумажный фунт - его стоимость к концу 1931 г. снизилась на 30%, повысились розничные цены на внутреннем рынке. Большое число стран (Скандинавия, Япония и Др.) последовали за Великобританией, отменившей золотой стандарт. А поскольку США, Германия, Франция, Бельгия, Голландия, Италия не отказались от золотого паритета, стерлинговые товары приобрели внезапное ценовое преимущество, изменив неблагоприятную ситуацию 1925-1931 гг. Конечно, большинство стран отреагировало соответственно, повысив пошлины на британские товары, но благоприятное воздействие на торговый баланс на время сохранилось, т.к. Великобритания также ввела протекционизм. В 1931-1932 г. был принят ряд законов об обложении таможенными пошлинами не менее 10% стоимости всех видов ввозимых товаров: Великобританию. Внутренний рынок был огражден от иностранной конкуренции, что положительно отразилось на английской промышленности и позволило улучшить платежный баланс за счет сокращения импорта. В стране цены оставались стабильными, уровень жизни практически не менялся в 1931-1936 гг., цены возросли: среднем лишь на 10%. Доверие к фунту почти восстановлено, вклады начали возвращаться в английские банки. Банковский процент постоянно снижался и достиг 2% в июне.

Высвобождению дополнительных денежных ресурсов способствовал переход к более низкой процентной ставке по военному займу, позволивший в 1932 г. сэкономить 31 млн. фунтов стерлингов.

В 1934 г. Великобритания окончательно вышла из кризиса, концу 1932 г. в экономике наблюдались уже первые признаки оздоровления, а в 1934 г. объем промышленного производства достиг уровня 1929 г.

6.5 Экономическая политика французского правительства Национального фронта

Мировой экономический кризис носил затяжной характер во Франции и резко обострил социально-экономические проблемы в стране. Правительство Народного фронта создает программу выхода из кризиса, главной задачей которой было удовлетворение ближайших нужд широких слоев страны. Так, требование национализации было ограничено объектами военной промышленности и финансовым монстром - Французским банком. Другое экономической положение программы - требование создания национального фонда безработицы, сокращения рабочей недели без уменьшения содержания, увеличение числа рабочих мест за счет снижения пенсионной барьера, организация общественных работ, регулирование закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию в интересах производителей, реформы системы налогообложения и др.

В мае 1936 г. началось общенациональное движение за осуществление программы Народного фронта. Его пик пришелся на конец мая - начало июня этого года, когда в забастовках принимало участие около 2 млн. человек. Правительство столкнулось с острой проблемой дефицита государственного бюджета. Непомерные расходы на социальные выплаты заставили пойти на первую девальвацию франка, что сильно ударило по гражданам страны. Усилилось бегство капиталов из страны, ускорилось сворачивание производства. Несмотря на существенное сокращение расходов из бюджета, состояние финансов ухудшалось, что вынудило прибегнуть к новой девальвации франка. Правительство вводит более высокий налог на капитал, превышающий 150 тыс. франков, увеличивает налоги на так называемые привилегированные предприятия, облагает налогами сверхприбыли предприятий, работающих на оборону страны, устанавливает контроль за валютными операциями, импортом и т.п.

В социально-экономической политике правительства Народного фронта проявилась антимонопольная направленность, был установлен контроль над Французским банком, проведена частичная национализация военной промышленности. В 1937 г. государство стало участвовать в национальном Обществе железных дорог, было создано Национальное зерновое бюро, покупавшее у крестьян зерно по твердым ценам. Осуществленная налоговая реформа, увеличившая сборы с крупных наследств и высоких доходов, облегчила положение мелких и средних предприятий. В социальной политике правительством Народного фронта был принят закон о 40-часовой рабочей неделе, об оплачиваемых отпусках, коллективных договорах. Были повышены зарплата и пенсия, для безработных открывался фронт общественных работ.

Таким образом, опыт Народного фронта заложил основы политики реформирования экономических отношений в интересах общества без применения крайних форм социальной борьбы.

Контрольные вопросы

1. Перечислите причины мирового экономического кризиса 1929-1933 гг.

2.Что было теоретической основой программы “Новый курс” Рузвельта?

3. Перечислите основные мероприятия “Нового курса”.

4. В чем сущность общественных работ?

5. Какие меры были приняты для повышения цен на сельскохозяйственную продукцию в США ?

6. Цель экономической политики фашизм.

7. В чем сущность плана экономии Дж. Мэя?

8. Основные мероприятия программы Народного фронта Франции.

7. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТРАН МИРА ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

7.1. Экономические итоги Второй мировой войны

Забвение, а порой и прямое попрание условий Версальского мирного договора после Первой мировой войны, всемирное западное и американское содействие возрождению германского фашистского милитаризма с его мировыми претензиями и амбициями, острейшие межимпериалистические противоречия стран-лидеров привели к новой мировой войне. Вторая мировая война (1939-1945 гг), подготовленная силами международной реакции, развязанная главными агрессорами - Германией, Италией, Японией, стала крупнейшей экономической катастрофой.

В войну были вовлечены более 60 государств с населением свыше 4/5 жителей планеты. Военные действия велись на территории 40 государств Европы, Азии, Африки и охватывали просторы Атлантического, Тихого, Индийского и Северного Ледовитого океанов. В рядах вооруженных сил насчитывалось 110 млн. человек. Война унесла около 55 млн. человеческих жизней. Она уничтожила национальные богатства стоимостью 316 млрд. долл. Общие военные расходы в 4,5 раза превзошли соответствующий показатель Первой мировой войны.

В тяжелом экономическом положении оказались почти страны-участницы, в том числе и страны Западной Европы. Произошел разрыв сложившихся за долгие годы связей в промышленности, финансах, торговле. Оборудование требовало обновления и значительных капиталовложений. Ощущался дефицит в самых необходимых продуктах. Растущая инфляция, неустойчивость европейских валют подрывали заинтересованность аграрного сектора экономики в обмене своей продукции на деньги, вели к сужению аграрного сектора.

Фактически страны Западной Европы за счет собственного производства могли обеспечить свои потребности, к примеру, в зерне, хлопке, алюминии и меди на 40%, свинце и цинке на 30%, сале и масле примерно на 15%, жидком топливе и мясе - только на 10%.

Лишь США, находясь в географическом удалении от основных театров военных действий, смогли умело использовать сложившуюся экономическую конъюнктуру. За годы войны промышленное производство этой страны удвоилось, а чистая прибыль корпораций даже утроилась. Ряд стратегических отраслей дал высочайшие результаты роста: алюминиевая промышленность - в 6 раз, самолетостроение - в 16, производство каучука - в 400 раз и т.д. В результате США стали обладателями двух третей промышленного производства и золотого запаса мира.

В этих условиях США выступили в качестве своеобразного спонсора. Официальным автором программы так называемого “восстановления и развития” Европы стал генерал, бывший начальник генерального штаба США, назначенный в 1947 г. государственным секретарем, Джордж Кэтлетт Маршалл (1880-1959 гг.).

7.2. План Маршалла и его вклад в возрождение послевоенного хозяйства стран Западной Европы

План Маршалла был выдвинут 5 июня 1947 г. Его основные положения прошли согласования с представителями крупнейших монополий и банков. Летом того же года на совещании министров иностранных дел Великобритании, Франции и СССР Советский Союз подверг критике идею плана, рассматривая его в качестве механизма вмешательства во внутренние дела европейских стран, раскола Германии и разделения Европы на две противостоящие группы государств. В плане Маршалла не участвовали СССР, Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия, Финляндия.

В середине июля 1947 г. на Парижской конференции 16 европейских стран-участниц плана Маршалла (Австрия, Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Турция, Франция, Швейцария, Швеция, ФРГ) был учрежден Комитет европейского экономического сотрудничества. Его главная задача сводилась к составлению на основе подробных отчетов о состоянии экономики, валютных резервов, военных разрушениях, восстановительных работах, сводной заявки на американскую помощь, суммарно выразившуюся в 29 млрд. долл.

Почти год потребовался для принятия американским конгрессом в апреле 1948 г. “Закона о помощи иностранным государствам. Оказание экономической “помощи” осуществлялось на основе сторонних соглашений при соблюдении довольно жестких условий. Среди них - отказ от национализации промышленности, предоставление полной свободы частного предпринимательства при заметном торможении конкурирующих с США отраслей западноевропейской индустрии, одностороннее снижение таможенных тарифов на импорт американских товаров, ограничение торговли с социалистическими странами и др. Специально созданная в США Администрация экономического сотрудничества осуществляла контроль за реализацией плана Маршалла.

За 4 года выполнения плана (1948-1951) США оказали европейским странам помощь в объеме около 17 млрд. долл. Причем 6 лее 2/3 этой суммы выпали на долю четырех ведущих европейских стран - Великобритании, Франции, Италии и ФРГ. За первый год реализации плана Маршалла ФРГ получила от США 2,422 млрд. долл., Англия - 1,324 млрд. долл., Франция - 1,13 млрд. долл., Италия - 0,704 млрд. долл. 70% всей помощи составили поставки продовольствия и топлива.

Главный смысл плана Маршалла заключался в подпитывании слабых европейских экономик, создании условий для собственного возрождения: быстрого развития внутриевропейской торговли, активизации наиболее эффективных производственных мощностей для достижения ускоренного выпуска продукции через межотраслевую кооперацию, укрепления своих валют и восстановления доверия к ним.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.