Рефераты. Связь экономической истории с историей экономической политики

сточники финансирования этапов плана Маршалла были такими. Все поставки разделили на три основных вида. Первый объединял продукты питания, топливо, одежду. Поскольку большинство стран не могли оплатить в долларах соответствующие поставки, основная часть их шла в виде дотаций, а не займов. В свою очередь местная валюта, вырученная от продаж ввозимых продуктов, использовалась правительством европейских стран для сокращения дефицита бюджета, а, следовательно, и темпов инфляции, для наращивания производства таких остро необходимых ресурсов, как сталь, цемент, уголь, оборудование, транспорт. Тем самым оказывалось противодействие инфляции в потребительском секторе экономики.

Второй вид поставок составляло промышленное оборудование. В его финансировании преобладали международные займы.

Третий вид поставок - сырье, сельскохозяйственная техника и запчасти, промышленные товары финансировались под гарантии американского правительства через специально созданное отделение экспортно-импортного банка США.

Высокая результативность плана Маршалла в сочетании с реализацией собственных экономических программ позволили за 1947-1950 гг. в странах Западной Европы увеличить производство калийных удобрений на 65%, стали - на 70%, цемента - на 75%, транспортных средств - на 150%, нефтепродуктов - на 200%. Экспорт западноевропейских стран за 1948-1952 гг. вырос на 49 пунктов, а в США и Канаде - на 60. На 40% вырос западноевропейский вывоз продукциии. Оказывалась также и американская военная помощь странам Западной Европы, что способствовало расколу послевоенной Европы.

7.3. Экономическая программа Л.Эрхарда в ФРГ

На общем фоне послевоенного состояния экономики западноевропейских стран особенно удручающей выглядела немецкая действительность тех лет. Разрушенные города, уничтоженные бомбардировками или демонтированные фабрики и заводы, отброшенное на несколько десятков лет назад аграрное производство. Пустые полки магазинов. Карточная система. Спекуляция... Об уровне обеспечения предметами первой необходимости говорят следующие данные. После войны на душу населения приходилась одна тарелка в пять лет, пара ботинок - в двенадцать лет, костюм - в пятьдесят лет т.д. Фактически страна производила едва ли половину продукции от выпуска 1936 г.

Государственный долг гитлеровского правительства катастрофически возрос с 27.,2 млрд. марок в конце 1938 г. до 377,2 млрд. марок к моменту капитуляции страны, т.е. почти в 15 раз. Впятеро возросло количество денег, находящихся в обращении и не имеющих товарного покрытия. Инфляция приближалась к 600% своего довоенного уровня. Усилия, направленные на сокращение величины денег, бывших в обращении, карточной системы, снижение государственного долга за счет увеличения налогов и “замораживания” наличных счетов в банках, давали противоположный эффект. Снижался интерес к деньгам. Косвенно поддерживалось натуральное хозяйство. Товарообменные сделки между производителями стали охватывать даже оплату труда. Элементы натуроплаты вводились наряду с официальной денежной оплатой в систему использования рабочей силы, транспорта, в сферу обслуживания.

Западные оккупационные власти вынуждены были завозить продукты питания и самые необходимые предметы потребления на один млрд. долл. ежегодно. Они же предлагали вывезти до 20 млн. немцев, обреченных на голодную смерть.

Полный хаос царил и в организации хозяйственной жизни. В стране одновременно функционировало несколько экономических порядков. Центральное управление и планирование было представлено двумя системами - оккупационных властей и немецких органов самоуправления. Официальную организацию экономики дополнял “черный рынок”.

Опасаясь возникновения эпидемий и волнений в народе, оккупационные власти в 1946 г. перевели предприятия на самоокупаемость, сохраняя лимитирование немецкого производства и внешней торговли. В это тяжелое время весьма весомой оказалась помощь США, предоставленная Германии по плану Маршалла.

Главным архитектором хозяйственных реформ послевоенной Германии стал профессор Людвиг Эрхард (1897-1977) - директор Управления хозяйства объединенных западных зон оккупации в 1948 г., министр народного хозяйства ФРГ (1949-1963 гг.), заместитель федерального канцлера (с 1957 г.) и канцлер республики в 1963-1966гг.

В книге “Благосостояние для всех” (1957 г.) Л.Эрхард отмечает, что основную цель экономических реформ он видел в создании “социального рыночного хозяйства”, повышении покупательской способности населения, сосредоточении всех усилий народного хозяйства на увеличении дохода. Рычаги экономического возрождения страны он определял как свободную частную инициативу и конкуренцию в сочетании с активной ролью государства в хозяйственной жизни. Планы Эрхарда опирались на денежную реформу, свободные цены и предпринимательство.

Денежная реформа произошла 21 июня 1948 г., когда наутро рейхсмарки были объявлены недействительными. Вместо них каждый получал по 40 новых дойчмарок, потом к ним добавили еще 20. Пенсии и заработная плата подлежали выплате в новых марках в соотношении 1:1. Половину наличности и сбережений можно было обменять по курсу 1:10. Вторая половина обменивалась позже в соотношении 1:20.

Денежные обязательства предприятий пересчитывались также в соотношении 1:10. Предприятия, получив наличность для первой зарплаты, в дальнейшем должны были существовать за счет сбыта своей продукции. Обязательства банков бывшего Рейха аннулировались. Новый эмиссионный банк - Банк немецких земель регулировал свои отношения с частными банками, определяя размер обязательных денежных резервов.

Фактически в один день, используя военную диктатуру оккупационной власти, Западная Германия освободилась от огромной массы обесцененных денег.

Через три дня после денежной реформы последовала реформа цен. Они были отпущены на свободу. Было упразднено административное распределение ресурсов и контроль над ценами.

Буквально на глазах исчез “черный рынок”, магазины заполнились товарами. Вместо поисков продуктов люди стали заботиться об их производстве. Инфляция почти не ощущалась. Цены выросли всего на несколько процентов. Росла заработная плата за счет повышения производительности труда, увеличившейся на одну треть за год.

Сохранению стабильности валюты и избежанию гиперинфляции способствовало принятие закона против произвольного завышения цен. На свободу предпринимательства были направлены кредитная и налоговая политика.

Анализируя ход и первые итоги этой программы экономического возрождения, можно наметить определенные фазы ее реализации.

Первый период восстановления хозяйства (1948-1949 гг.) прошел под знаком денежной и ценовой реформ, повышения ставок зарплаты с учетом роста производительности труда и производства.

Второй этап - 1950 г. - поднялся среднегодовой уровень занятости.

Третий этап - 1952 г. - прекращение роста цен и развитие социального рыночного хозяйства.

Четвертый этап - (1953-1954 гг.) - при растущей производительности труда, росте объема выпускаемой продукции и повышающейся в связи с этим зарплате цены не росли, а стабилизировались, что вело к благосостоянию для всех.

К середине 50-х гг. ФРГ вышла на второе место после США по объему золотых запасов. ФРГ становится передовой страной Западной Европы. Она выступила одним из главных учредителей Европейского объединения угля и стали. К началу 60-х гг. на ее долю приходилось более 60% добычи угля, около половины производства стали, 40% экспорта и 35% импорта ЕЭС (“Общего рынка”).

7.4. Экономическая политика голлизма во Франции

Период послевоенного восстановления народного хозяйства во Франции пройден весьма быстро. 1949-1953 гг. были отмечены некоторым оживлением экономики, в основе которого лежала военно-инфляционная конъюнктура как результат колониальных войн Франции в Африке, Индокитае и расходов по линии НАТО. С 1954 г. в экономике страны начался период подъема. Причем по темпам промышленного развития в 1954-1958 гг. Франция обогнала большинство капиталистических стран. Одной из причин быстрых темпов экономического роста стало обновление основного капитала, продиктованное возросшей конкуренцией со стороны ведущих стран. Другой не менее важной причиной стало осознание хозяйственными и правительственными кругами бесперспективности дальнейшей опоры на колониальные методы обогащения, опоры на ростовщичество. В новых условиях инвестиции устремились в национальные производственные отрасли хозяйства. Этот процесс ускорялся быстрыми темпами технического прогресса. Львиная доля капитальных вложений приходилась на тяжелую промышленность и новые отрасли. К середине 50-х гг. общий объем ежегодных инвестиций в основной капитал увеличился по сравнению с довоенным временем в 2,5 раза, а выпуск промышленной продукции к 1958 возрос более чем в 2 раза.

Модернизация сопровождалась интенсивным процессом концентрации и централизации производства, банковского дела, чему способствовали правительственные мероприятия. Для Франции была характерна высокая степень государственного участия в экономической жизни. В 1958 г. в руках государства находилось 97% угольной промышленности, 95% выработки газа, 80% авиационной производства и выработки электроэнергии, 40% автомобильной промышленности. Государство инвестировало исследовательские работы в области атомной энергетики, участвовало в нефтяных компаниях, владело железными дорогами, крупными военными предприятиями, акциями крупных авиационных и морских компаний.

В 1957 г. государство располагало 36% всего национального имущества, на его предприятиях создавалось около 13% продукции, не говоря уже о государственной собственности, размещенной в национализированных депозитных банках, во Французском банке, в страховых обществах.

Франции принадлежит приоритет в применении индикативного (необязательного) планирования как метода воздействия государства на экономику, осуществляющегося с 1946 г., когда был создан специальный орган - Генеральный комиссариат по планированию. Основной задачей первого плана страны (1947-1953) были модернизация государственного сектора и восстановления хозяйства. Задачей второго плана (1954-1957) стало укрепление конкурентоспособности частных фирм. Переход от протекционизма к “открытой экономике” был провозглашен третьим планом (1958-1961). В 60-е гг. был взят курс на создание фирм-гигантов европейского типа. В 1971-1975 гг. осуществлялся шестой план, в котором предусматривалось создание национальных компаний международного масштаба. Уделялось внимание увеличению нормы прибыли и стимулированию накоплений. В седьмом плане (1976-1980 гг) провозглашалась политика промышленной переориентации.

Экономическая политика, проводимая во Франции, получила название “дирижизма”, отличительные черты которой: прямые административные методы вмешательства в экономику (контроль за ценами, эмиссией ценных бумаг, кредитной деятельностью и т.д.), активная предпринимательская деятельность государства в национализированном секторе экономики и прямое финансирование капиталовложений, планирование.

После войны Франция продолжает колониальные войны, которые она ведет на протяжении двух десятилетий (1939-1962). На волне недовольства 4-летней войной в Алжире к власти приходит социалист Ги Молль (1905-1975). Его правительство предоставило независимость колониям Франции - Тунису и Марокко, что вызвало политический кризис. Готовился государственный переворот. Франция оказалась под угрозой гражданской войны. В этот момент на авансцену выходит де Голль, его власть была в состоянии примирить армию, арабов и французов, восстановить величие Франции на международной арене. 21 декабря 1958 г. де Голль был избран главой государства на 7-летний срок.

Голлистам потребовалось 4 года на решение острейших проблем бывших колониальных владений. Голлистская экономическая политика получила название “индустриального императива”. Это была последовательная и жесткая линия государства, направленная на всемерное поощрение промышленной экспансии Франции. Она основывалась на поощрении развития всех отраслей национальной промышленности, при этом внимание государства сосредотачивалось на задаче структурной перестройки промышленности пол влиянием НТП. В результате быстрыми темпами развивались автомобильная, авиационная, атомная, химическая отрасли промышленности. Развивалось производство пластмасс, вычислительной техники, радиоэлектроники и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.