Рефераты. Адаптация к дошкольно-образовательному учреждению (ДОУ)

Адаптация к дошкольно-образовательному учреждению (ДОУ)

37

Курсовая работа

Тема:

Адаптация к дошкольно-образовательному учреждению (ДОУ)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………..... 3

1. Периодизация дошкольного детства, как основа

создания благоприятных условий развития ребенка…….……...... 5

1.1. Подходы к периодизации ………………………………………… 6

1.2. Показатели  полноценного психологического развития

ребенка  в дошкольный период как условие его

успешной адаптации ……………………………………………... 16

2. Адаптация ребенка, как этап социализации ………………………. 21

2.1. Роль дошкольно-образовательного учреждения

в развитии ребенка ……………………………………..………… 21

2.2. Психологические трудности дошкольников ………………... 22

2.3. Формы и приемы работы воспитателя по адаптации

детей …………………………………………………………………. 29

Заключение ………………………………………………………………….. 33

Список использованной литературы …………………………………... 35

Приложения …………………………………………………………………. 36

ВВЕДЕНИЕ

Детство - страна удивительная. В ней все возможно, все по-зволено. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемо-гущим, скучное и неинтересное может оказаться веселым и за-нимательным. В этой стране каждый может преодолеть все не-взгоды и неприятности, сделать мир вокруг ослепительно красочным, ярким и интересным. Для этого достаточно всего лишь быть ребенком, воображение и творчество которого могут создавать чудеса.

Об этом не раз писали известные педагоги, убежденные в том, что способности даны каждому человеку с рождения. Однако, будут ли они развиваться или наоборот угасать, зависит от того, как растить ребенка. Боязнь жизненных осложнений порой за-ставляет взрослого ограждать малыша и лишать его самостоя-тельности.

В представленной курсовой работе изучается проблема психологической готовности и адаптации детей к ДОУ.

Поступление в детский сад коренным образом меняет поло-жение ребенка. Учение становится для него основным ве-дущим видом деятельности. Он начинает понимать, что учебный процесс важен не только для школьников и их родителей, но и для всего общества. Вся жизнь, поступки, отношения детей со сверстниками и со взрослыми рассма-триваются через призму школьных дел, успехов или не-удач. Необходимо понимать состояние внутренней тревоги ребенка: ему хочется стать учеником, но он ощущает оп-ределенный страх перед школой, так как предстоит зани-маться делом общественно значимым, обязательным. У ребенка возникает потребность учиться в школе, желание стать школьником, занять новую позицию в жизни. Стрем-ление дошкольника старшего возраста включиться в мир серьезных взрослых обязанностей выражается в желании стать учеником, идти в школу, заниматься тем, чем зани-маются старшие ребята. Возникновение у ребенка такого уровня самосознания означает, что наступил конец до-школьного периода. В русле и рамках учебной деятельно-сти у младшего школьника формируются психические про-цессы, складываются основные качества личности. Поэтому очень важно рассмотреть основные направления, концепции и взгляды ведущих психологов и детских педагогов, чтобы иметь представление об имеющихся данных и знать, в каких направлениях следует проводить новые исследования и практические наработки. Это мы рассматриваем в первой главе параллельно с вопросом об отношении к ребенку и его личностном формировании в учебной деятельности.

Под психологической готовностью понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для воспитания в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к ДОУ - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.

Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема адаптации дошкольников приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

1. Периодизация дошкольного детства,

как основа создания благоприятных условий развития ребенка

Сегодня любой образованный человек на вопрос о том, что такое детство, ответит, что детство - это период усиленного развития, изменения и обучения. Но только ученые понимают, что это период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс развития. О парадоксах детского развития писали В. Штерн, Ж. Пиаже, И. А. Соколянский и многие другие. Д. Б. Эльконин говорил, что парадоксы в детской психологии - это загадки развития, которые ученым еще предстоит разгадать. Свои лекции в Московском университете Д. Б. Эльконин неизменно начинал с ха-рактеристики двух основных парадоксов детского развития, заклю-чающих в себе необходимость исторического подхода к пониманию детства. Рассмотрим их.

Человек, появляясь на свет, наделен лишь самыми элементарны-ми механизмами для поддержания жизни. По физическому строе-нию, организации нервной системы, по типам деятельности и спосо-бам ее регуляции человек - наиболее совершенное существо в при-роде. Однако по состоянию в момент рождения в эволюционном ряду заметно падение совершенства - у ребенка отсутствуют какие-либо готовые формы поведения. Как правило, чем выше стоит живое су-щество в ряду животных, тем дольше длится его детство, тем беспомощнее это существо при рождении. Таков один из парадоксов при-роды, который предопределяет историю детства Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1996. С. 14..

Проблема истории детства - одна из наиболее трудных в совре-менной детской психологии, так как в этой области невозможно про-водить ни наблюдение, ни эксперимент. Теоретически вопрос об историческом происхождении периодов детства был разработан в трудах П. П. Блонского, Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина Блонский П.П. Педология. - М., 1934; Выготский Л.С. Собр.соч. в 6-ти т. - М., 1982, т. 4; Эльконин Д. Б. Психология игры. - М., 1978.. Ход психического развития ребенка, согласно Л. С. Выготскому, не подчиняется вечным законам приро-ды, законам созревания организма. Ход детского развития в классо-вом обществе, считал он, «имеет совершенно определенный классо-вый смысл». Именно поэтому, он подчеркивал, что нет вечно детско-го, а существует лишь исторически детское.

Как уже отмечалось, вопрос об историческом происхождении пе-риодов детства, о связи истории детства с историей общества, об истории детства в целом, без решения которых невозможно составить содержательное понятие о детстве, был поставлен в детской психоло-гии в конце 20-х годов XX века и продолжает разрабатываться до сих пор. Согласно взглядам советских психологов, изучать детское раз-витие исторически значит изучать переход ребенка от одной возра-стной ступени к другой, изучать изменение его личности внутри каждого возрастного периода, происходящее в конкретных историче-ских условиях. И хотя история детства еще не исследована в доста-точной мере, важна сама постановка этого вопроса в психологии XX века.

1.1. Подходы к периодизации

Объектом дошкольной педагогики является ребенок в период от рождения до поступления в школу. Этот доволь-но продолжительный (6-7 лет) отрезок жизни человека раз-делен на два больших периода - ранний возраст и дошколь-ный возраст. Каждый период разделим, в свою очередь, еще на несколько этапов: ранний возраст - на 7 этапов, дош-кольный возраст - на 4. С чем же связано такое «дробле-ние»? Прежде всего, с особенностями психофизиологичес-кого роста и развития детей.

Темп и содержание развития ребенка в первые 7 лет его жизни столь стремительны и разнообразны, что для того, чтобы проследить это развитие и создать адекватные это-му развитию условия, действительно, нужно выделить оп-ределенные этапы и их границы. Такая детализация рас-смотрения и изучения возрастных изменений будет благо-приятна для становления личности, так как позволит не пропустить существенные новообразования. Но хотя каж-дый ребенок и развивается по «собственной программе», есть общие закономерности, которым это развитие подчи-нено: то, что может ребенок в 3 года, недоступно для мла-денца, то, что не составляет труда в 5 лет, невыполнимо в 3 года и т. д. Необходимость ориентироваться в этих зако-номерностях и как-то их упорядочить по отношению к раз-витию привела к возникновению возрастной периодизации. Весь период жизни человека состоит из смысловых отрез-ков, внутри которых и осуществляется накопление, вызы-вающее новообразование и качественный переход на оче-редной этап Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2000. С. 69-70..

В науке разработано несколько разных подходов к воз-растной периодизации. В каждом из них сделана попыт-ка выделить какое-то единое основание, позволяющее проследить динамику развития человека и определенные, более или менее законченные его этапы. Например, П.П. Блонский в основу периодизации детства положил периоды смены зубов. Он утверждал, что дентиции - по-явление и смена зубов - не только характеризуют физи-ческий рост и укрепление организма, но непосредственно связаны с умственным развитием человека, с процессом его социализации. Были и другие попытки выделить единое основание для рассмотрения возрастных изменений: сексуальное развитие (К.Штратц), темп психического развития (А.Гезелл) и др.

Наиболее основательным и отсюда правомерным мож-но считать подход, предложенный Л. С. Выготским: «...толь-ко внутренние изменения самого развития, только перело-мы и повороты в его течении могут дать надежное основа-ние для определения главных эпох построения личности ребенка, которые мы называем возрастами» Выготский Л.С. Пед. соч. Т. 4. С. 247.. Как известно, Л. С. Выготский разработал теорию стабильного возраста и кризисов в раз-витии, на основании которых и выстраивается возрастная периодизация: новорожденность, младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст.

Д.Б. Эльконин связывал возрастную периодизацию со сменой ведущего вида детской деятельности. Его теория не противоречит теории Выготского, более того, она опира-ется на нее и дополняет. Появление деятельности связано с определенным уровнем психического развития ребенка, с его возможностями. Виды деятельности постепенно сменя-ют друг друга, обеспечивая полноценность развития.

Д.Б. Эльконин предложил рассматривать каждый психологический возраст на основе следующих критериев:

Ш Социальная ситуация развития. Это та система отношений, в которую ребенок вступает в обществе. Это то, как он ориентируется в системе общественных отношений, в какие области общественной жизни он входит

Ш Основной, или ведущий тип деятельности ребенка в этот период. При этом необходимо рассматривать не только вид деятельности, но и структуру деятельности в соответствующем возрасте и анализировать, почему именно этот тип деятельности ведущий.

Ш Основные новообразования развития. Важно показать, как новые достижения в развитии перерастают социальную ситуацию и ведут к ее «взрыву» - кризису.

Ш Кризис. Кризисы - переломные точки на кривой детского развития, отделяющие один возраст от другого.

Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. В чем же она заключается? Впервые ребенок выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Идеальной формой, с которой ребенок начинает взаимодействовать, становится мир социальных отношений, существующих в мире взрослых людей. Идеальная форма, как считал Л. С. Выготский, это та часть объективной действительности (более высокая, чем уровень, на котором находится ребенок), с которой он вступает в непосредст-венное взаимодействие; это та сфера, в которую ребенок пытается войти. В дошкольном возрасте этой идеальной формой становится мир взрослых людей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.