Дети
Интенсивность общения
(кол-во контактов)
Экстенсивность общения
(широта круга общения)
% случаев одиночной игры
Гера А.
76/70
16/17
12/14
Вова Л.
69/50
15/10
26/28
Алла Г.
80/86
19/17
10/6
Оля Г.
92/68
15/16
14/16
Света Г.
80/76
18/17
4/2
Надя К.
80/52
12/10
20/40
Женя Н.
00/76
17/15
3/6
Оля П.
54/48
10/7
34/46
Света С.
69/40
11/7
22/26
Алла С.
96/80
6/8
Маша С.
92/80
22/24
4/6
Кирилл Т.
62/54
4/12
9/20
Илья К.
65/15
17/12
28/24
Сережа Ж.
80/72
18/18
18/24
Настя Н.
100/94
17/17
17/18
Миша Т.
20/19
11/2
Кирилл Ж.
96/96
2/8
Олег У.
80/80
16/16
6/10
Алеша Н.
72/72
19/20
3/3
Лепя Л.
70/72
16/22
10/10
Дима Н.
73/74
22/20
Таня А.
60/52
14/7
24/36
Люда В.
80/78
Сергей 0.
96/98
Миша 0.
70/90
10/0
Лена С.
76/76
20/16
17/16
Лена Т.
88/80
19/19
3/4
Средние данные по
группе
79/72
Полученные результаты иссле-дования подтвердили предположение о наличии конфликт-ных отношений со сверстниками у некоторых детей и позволили выделить группы: малообщительного и открыто конфликтующего поведения.
Исследование симптоматики конфликтов позволило также уточнить специфику детского неблагополучия и, в соот-ветствии с ней дифференцировать некоторые подгруппы. Вместе с тем рассмотрение неблагополу-чия только в рамках малообщительного или открыто конфликтую-щего поведения мешало выявлению его подлинных, психоло-гических причин. Ответить на вопросы, почему к одним из де-тей указанных групп сверстники относятся доброжелательно, к другим - нет, а третьих активно избегают, почему сами не-благополучные дети в одних случаях стремятся к совместным играм, в других - уходят от них, оказалось невозможным.
Разными по содержанию причинами вызывается и неблагопо-лучие детей, недостаточное владение игровыми навыками, сочетаемое с отсутствием развитых спосо-бов положительного общения; излишняя импульсивность, подвиж-ность ребенка, препятствующая реализации адекватных способов сотрудничества (в этих двух случаях сверстники активно избе-гают контактов с ребенком); неправильная сформированность потребности в совместной игре, преобладание эгоистических, авторитарных тенденций.
В подобных случаях ребенок приходит в группу детского сада уже потенциальным носителем будущих серьезных осложнений в своих отношениях с детьми. В результате действия сверстников приобретают в его глазах негативную окраску, представляясь все более несправед-ливыми, и вызывают у ребенка напряженное аффективное сос-тояние, находящее, как правило, выход в открытом эмоцио-нальном протесте, в отрицательных поведенческих реакциях (повышенной обидчивости, упрямстве, недоверчивости, грубости, озлобленности, вплоть до элементов агрессии), что уже свиде-тельствует о качественном изменении отношения к детям и всей направленности его поведения.
Углубление и обострение переживаний ведет к все большей фиксации на них формирующегося самосознания. В результате никакого «движения вперед» в этой сфере не происходит: ни в субъективном плане, так как оно «застревает» на неуспехе, ни в объективном, ибо негативное отношение сверстников способ-ствует формированию у ребенка неправильного представления о себе, резкому снижению самооценки и уровня притязаний. Исследования притязаний ребенка обнаруживают, что даже при наличии объективных возможностей и умений в какой-либо деятельности такие дети стремятся к наиболее легким зада-ниям из-за боязни не справиться.
Успех в игре столь значим для ребенка данного возраста, что его отсутствие приводит к снижению важнейших образований личности - уровня притязаний и связанной с ним самооценки, к искажению детского самосознания.
Обнаружено, что ситуация неуспеха в игре, порождаемая про-тиворечиями в операциях, бло-кирует существенную, чрезвычайно устойчивую и, ничем не компенсируемую для младшего дошкольника потребность в совместной игре. В результате искажается полно-ценное развитие важнейших личностных структур: эмоций, потреб-ностей, самосознания. Ситуация неуспеха в игре оказывается негативной для развития личности ребенка. Возни-кающие и упрочивающиеся в условиях такой ситуации повышен-ная обидчивость, упрямство, грубость, а также равнодушие к окружающему неблагоприятные психологические новообразования - могут со временем породить устойчивые черты харак-тера, которые уже самостоятельно отрицательно воздействуют на развитие личности такого ребенка, на его отношения с окружающими людьми.
2.3. Формы и приемы работы воспитателя по адаптации детей
Основной целью занятий в ДОУ является формирование у детей знаний и умений, однако, не менее важно воспитать в ребенке любознательность, операционные стороны мышления, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Трудно предположить, что ребенок, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет активно работать на уроке, мобилизовывать усилие и волю для выполнения заданий, овладевать знаниями, достигать положительных результатов в учении. Таким образом, очевидно, что задачи умственного развития ребенка должны решаться в тесной взаимосвязи с задачами воспитания нравственно-волевых качеств личности: настойчивости, прилежания, старательности, ответственности, стремления достигать качественного результата, а также доброжелательного и уважительного отношения к сверстникам.
Дети, у которых сформированы навыки положительного взаимоотношения, легко входят в новый коллектив, находят правильный тон в отношениях с окружающими, умеют считаться с общественным мнением, доброжелательно относятся к товарищам, стремятся придти на помощь. Вхождение в новый коллектив иногда является одним из решающих факторов успешного учения ребенка в первом классе. Поэтому большое значение в подготовке детей к школе имеет воспитание в них «качеств общественности», умения жить и трудится в коллективе.
Одним из условий формирования детских положительных взаимоотношений является поддержка воспитателем естественной потребности детей в общении. Общение должно носить добровольный и доброжелательный характер. С самых ранних лет необходимо ставить ребенка в такие условия, чтобы он жил, работал, играл, делил радости и горести с другими детьми. Необходимо, чтобы совместная жизнь была как можно полнее, радостнее, ярче. Принято считать, что труднее всего адаптируются к школе дети «домашние», не посещавшие ранее детский сад, мало общавшиеся со сверстниками. Практика, однако, показывает, что это не всегда соответствует действительности.
Значительные трудности в адаптации могут испытывать и дети, посещавшие ранее детский сад, но не регулярно. Следовательно, мы можем сделать вывод, что общение детей - необходимый элемент подготовки к школе, а обеспечить наибольшую возможность его реализации может в первую очередь детский сад.
Среди широкого круга проблем, связанных с подготовкой детей к школе особое место занимает проблема взаимоотношений воспитателя и детей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7