Рефераты. Адаптация к дошкольно-образовательному учреждению (ДОУ)

отличие от генетической, детская психология - учение о пери-одах детского развития, их смене и переходах от одного возраста к другому. Поэтому, вслед за Л.С. Выготским об этой области психо-логии правильнее говорить: детская, возрастная психология. Типич-но детскими психологами были Л.С. Выготский, А. Валлон, А. Фрейд, Д.Б. Эльконин. Как образно говорил Д.Б. Эльконин, об-щая психология - это химия психики, а детская психология - скорее физика, так как она имеет дело с более крупными и опреде-ленным образом организованными «телами» психики. Когда матери-алы детской психологии используются в общей психологии, то там они раскрывают химию процесса и ничего не говорят о ребенке.

Что же такое развитие? Чем оно характеризуется? Каковы показатели психологического развития ребенка в период дошкольного детства?

Как известно, объект может изменяться, но не развиваться. Рост, например, это количественное изменение данного объекта, в том числе и психического процесса. Есть процессы, которые колеблются в пределах «меньше-больше». Это процессы роста в собственном и подлинном смысле слова. Рост протекает во времени и измеряется в координатах времени. Главная характеристика роста - это процесс количественных изменений без изменений внутренней структуры и состава входящих в него отдельных элементов, без существенных изменений в структуре отдельных процессов. Например, измеряя физический рост ребенка, мы видим количественное нарастание. Л.С. Выготский подчеркивал, что имеются явления роста и в психи-ческих процессах. Например, рост запаса слов без изменения функ-ций речи.

Но за этими процессами количественного роста могут происходить другие явления и процессы. Тогда процессы роста становятся лишь симптомами, за которыми скрываются существенные изменения в системе и структуре процессов. В такие периоды наблюдаются скачки в линии роста, которые свидетельствуют о существенных изменениях в самом организме. Например, созревают железы внутренней секре-ции. В подобных случаях, когда происходят существенные измене-ния в структуре и свойствах явления, мы имеем дело с развитием.

Развитие, прежде всего, характеризуется качественными измене-ниями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. X. Вернер, Л. С. Выготский и другие пси-хологи описали основные признаки развития. Наиболее важные сре-ди них: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым эле-мента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта. В качестве психологи-ческих примеров можно упомянуть дифференциацию натурального условного рефлекса на положение под грудью и комплекса оживле-ния; появление знаковой функции в младенческом возрасте; измене-ние на протяжении детства системного и смыслового строения созна-ния. Каждый из этих процессов соответствует перечисленным крите-риям развития.

Как показал Л. С. Выготский, существует много различных типов развития. Поэтому важно правильно найти то место, которое среди них занимает психическое развитие ребенка, то есть определить спе-цифику психического развития среди других процессов развития. Л. С. Выготский различал: преформированный и непреформированный типы развития. Преформированный тип - это такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые явление (организм) пройдет, так и тот конечный результат, который явление достигнет. Здесь все дано с самого начала.

Непреформированный тип развития наиболее распространен на нашей планете. К нему же относятся и развитие галактики, развитие Земли, процесс биологической эволюции, развитие общества. Про-цесс психического развития ребенка также относится к этому типу процессов. Согласно Л.С. Выготскому, процесс пси-хического развития - это процесс взаимодействия реальных и иде-альных форм. Задача детского психолога - проследить логику осво-ения идеальных форм. Ребенок не сразу осваивает духовное и мате-риальное богатство человечества. Но вне процесса освоения идеаль-ных форм вообще невозможно развитие. Поэтому внутри непреформированного типа развития психическое развитие ребенка - это особый процесс. Процесс онтогенетического развития - процесс ни на что не похожий, процесс чрезвычайно своеобразный, который проходит в форме усвоения Выготский Л.С. Основы педологии. - М , 1934; Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.-Л., 1956..

В период до-школьного детства значительно увеличиваются требования к ребенку со стороны взрослого, касающиеся прежде всего норм и правил поведения в обществе. Кроме того, взрос-лый целенаправленно организует познавательную деятель-ность дошкольника, развивающую его память, мышле-ние, восприятие, внимание, воображение, речь, волю, помогает ребенку овладеть новыми, значимыми для него видами деятельности: игрой, рисованием, лепкой, аппли-кацией, конструированием, элементами учения и труда.

Изменяются также отношения ребенка со сверстника-ми. Примерно на пятом году жизни возникает детское об-щество. Его образование обусловлено развитием в этом возрасте у детей потребности в общении друг с другом. Значение детского общества для развития ребенка вели-ко. Прежде всего, дошкольник вынужден считаться с другими, когда выполняется совместная деятельность. Он должен уступать или отстаивать свою точку зрения, доб-рожелательно и терпеливо объяснять условия игры или общего задания, если хочет участвовать в той или иной деятельности вместе с ровесниками. И именно сверстни-ки дают возможность ребенку учиться критически оце-нивать поведение, действия другого человека. Ведь взрос-лый для ребенка слишком авторитетен, чтобы сомневать-ся в правильности того, что он делает. Кроме того, равенство со сверстником, отсутствие ограничений с его стороны, соучастие создают предпосылки для его самовыражения: «...общение со сверстниками создает условия для развития творческого, самобытного начала в ребен-ке и для формирования у него волевых компонентов де-ятельности по утверждению, отстаиванию и защите сво-их достижений» (М.И. Лисина) Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. - Ярославль: Академия, 2001. С. 7-8..

Важным становится статус в группе сверстников. Сте-пень популярности зависит от многих причин: от осо-бенностей поведения дошкольника, форм общения с дру-гими детьми, его знаний, умений, умственного разви-тия. Положение в группе сверстников реализует или не реализует потребность ребенка в притязании на их при-знание, что чрезвычайно значимо для формирования от-ношения к себе и другим. Наконец, в период дошколь-ного детства ребенок овладевает новыми видами деятель-ности, что в значительной степени определяет его дальнейшее развитие: игрой, продуктивной деятельнос-тью, элементами труда и учения.

Ролевая игра становится ведущей в психическом раз-витии ребенка. В игровой ситуации развивается вообра-жение, формируется новый уровень обобщения и абстрак-ции, создаются условия для произвольного запоминания и припоминания, активно развивается его речь, возника-ют более сложные мотивы поведения, чувства, создают-ся благоприятные условия для развития воли. Следова-тельно, ролевая игра обеспечивает развитие как личнос-тной, так и познавательной сферы его психической жизни.

В этом же возрасте ребенок овладевает техникой ри-сования, лепки, аппликации, конструирования. В про-цессе развития продуктивных видов деятельности у дош-кольника совершенствуется восприятие, внимание, во-ображение, мышление, расширяются его представления об окружающем мире, он познает свои возможности. Совместная продуктивная деятельность детей способству-ет их эмоциональному, волевому, речевому развитию.

Труд формирует самостоятельность, нравственные мотивы поведения. Специальные занятия развивают лю-бознательность, систематизируют знания о мире, дру-гих людях, самих себе.

Таким образом, в дошкольном возрасте возникает разнообразие видов детской деятельности, реализующих усложнившиеся потребности ребенка и создающих ус-ловия для перехода его на новую ступень развития.

2. Адаптация ребенка, как этап социализации

2.1. Роль дошкольно-образовательного учреждения

в развитии ребенка

Дошкольно-образовательное учреждение, являясь первой ступенью образования, выполняет множество функций. Среди задач, стоящих перед детским садом, главной является всесторонне развитие личности ребенка.

На занятиях, предусмотренных программой обучения и воспитания в детском саду, ребенок получает специальные сведения, расширяется система знаний, умений, навыков, необходимых для всестороннего развития ребенка. В детском саду дети помимо специальных, учебных умений, приобретают первый опыт жизни в коллективе сверстников. Таким образом, в ДОУ в течение всего периода дошкольного детства происходит планомерное, целенаправленное, педагогически обоснованное всестороннее развитие ребенка.

Содержание работы воспитателя ДОУ, таким образом, включает в себя следующее:

Ш формирование у детей представлений о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этих представлений у ребенка вырабатывается активное поведение на занятиях (тщательное выполнение заданий, внимание к словам воспитателя).

Ш формирование нравственно-волевых качеств (настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности). Их сформированность проявляется в настойчивом стремлении ребенка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия;

Ш формирование у ребенка опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам, осознание значимости собственного активного участия в решении общей задачи; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки). Для этого дети должны знать о моральных нормах поведения в коллективе;

Ш формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребенка, делает его более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам.

Именно в системе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи возможна полноценная подготовка ребенка к школе. Поэтому воспитатель в своей работе должен опираться на помощь семьи, а родители согласовывать свои действия с работой детского сада, с целью достижения общего результата - правильной и полной подготовки ребенка к школе, которая возможна только в единстве и сотрудничестве детского сада и семьи.

Среди функций, которые выполняет ДОУ в системе народного образования, помимо всестороннего развития ребенка, большое место занимает подготовка детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Подготовка детей к школе в детском саду включает в себя две основные задачи: всестороннее воспитание ребенка (физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и специальная подготовка к усвоению тех предметов, которые он будет изучать в школе.

Решение проблемы подготовки к школе на занятиях в детском саду предполагает систематическую рабу с детьми по четырем направлениям:

Ш подготовка к обучению грамоте;

Ш математическая подготовка;

Ш подготовка к письму;

Ш психологический практикум.

2.2. Психологические трудности дошкольников

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Таким образом, каждый ребенок привыкает по-своему. Однако, можно отметить некоторые закономерности, про которые хотелось бы рассказать родителям.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.