Рефераты. Адаптация к дошкольно-образовательному учреждению (ДОУ)

аковы основные тенденции в развитии психических процессов в дошкольном возрасте? Как уже неоднократно подчеркивалось, все психические процессы - это особые формы предметных действий. В последние годы произошло изменение представлений о психическом развитии благодаря выделению в действии двух частей: ориентиро-вочной и исполнительной. Исследования А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина позволили представить психическое раз-витие как процесс отделения ориентировочной части действия от самого действия и обогащения ориентировочной части действия. Как ориентировочная часть действия отделяется от исполнительной? Как осуществляется регуляция действия?

А.Р. Лурия изучал роль речи в регуляции поведения: посредством слов создается «умственный» путь, по которому ребенку надо идти. На основе речи может быть заранее построен образ действия, а затем он может быть реализован. То, как речь оказывает влияние на осу-ществление предметного действия, сигнализирует о том, «оторва-лась» ли ориентировочная часть от исполнительной или нет Лурия А.Р., Юдович Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка. - М., 1956; Лурия А.Р. Развитие речи и формирование психических процессов. /Психологическая наука в СССР. - Т.1. - М., 1959.

.

В обобщенном виде можно отметить следующее:

1) возникает разде-ление действия на ориентировочную и исполнительную части;

2) в дошкольном возрасте ориентировочная часть действия отделяется от исполнительной;

3) сама ориентировочная часть возникает из мате-риальной, практической, исполнительной части и носит в дошколь-ном возрасте мануальный или сенсорный характер;

4) ориентировоч-ная деятельность в дошкольном возрасте чрезвычайно интенсивно развивается. Поэтому, когда мы говорим о развитии восприятия в дошкольном возрасте, мы имеем в виду развитие способов и средств ориентации. В дошкольном возрасте, как показали исследования Л. А. Венгера, происходит усвоение сенсорных эталонов (цвета, фор-мы, величины) и соотнесение соответствующих предметов с этими эталонами [23].

Как показали исследования Д. Б. Эльконина, в этом возрасте происходит усвоение эталонов фонем родного языка: «Дети начинают их слышать в категориальном ключе». Эталоны - это достижение человеческой культуры, это «сетка», через которую мы смотрим на мир. Благодаря усвоению эталонов, процесс восприятия действительности начинает приобретать опосредованный характер. Использование эталонов делает возможным переход от субъективной оценки воспринятого к его объективной характеристике.

Итак, каковы основные психологические новообразования до-школьного возраста?

1. Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения. Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отно-шения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир. Ж. Пиаже показал, что у ребенка в дошкольном возрасте скла-дывается артификалистское мировоззрение: все, что окружает ре-бенка, в том числе и явления природы - результат деятельности людей. Такое мировоззрение увязывается со всей структурой до-школьного возраста, в центре которого находится человек.

Исследование, проведенное Л.Ф. Обуховой совместно с Н.Б. Шумаковой показало, что дети в конце 70-х годов, как и испытуемые Ж. Пиаже в 20-х годах для объяснения явлений природы используют моральные, анимисти-ческие и артификалистские причины: солнце движется, чтобы всем было тепло и светло; оно хочет гулять и двигаться и т.д. С пяти лет начинается настоящий расцвет идей «маленьких философов» о про-исхождении луны, солнца, звезд. Для объяснения привлекаются зна-ния, почерпнутые из телевизионных программ: о космонавтах, луно-ходах, ракетах, спутниках, даже о пятнах на солнце, но за этим новым содержанием стоит все тот же артификализм Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1996. C. 253-254..

Приведем при-меры.

Марина К. (7 лет). "Откуда солнце на небе?" - "Его, наверное сделали". "Кто?" - "Я думаю, что его сделали космонавты или лет-чики". "А луна откуда?" - "Ее тоже сделали только космонавты". "Почему только космонавты?" - "Потому что они могут долететь до луны. Луна выше солнца". "А звезды откуда?" - "Их тоже сделали космонавты из железа блестящего. Потом они его почистили"...

Гоша С. (6 лет 5 месяцев). "Откуда звезды на небе?" - "Из золо-тых бумаг. Их туда космонавты бросили"...

Андрей О. (6 лет 9 месяцев). "Откуда приходят сны?" - "Это уже трудный вопрос. В голове появляется какое-то существо, и там тебе показывает сны, как бы мультфильмы, и они всю ночь снятся".

Миша М. (4 года 3 месяца). "Откуда приходит ветер?" - "Это трудно очень рассказать. Я в новом фильме видел, что мальчик из трубы выдувал".

Катя Е. (4 года 4 месяца). "Почему ветер дует?" - "Потому что деревья качаются". "Откуда приходит ветер?" - "Потому что в небе сидит человек, и я смотрела фильм, как сидит человек и дуст; и снежинки дуст".

Строя картину мира, ребенок выдумывает, изобретает теоретиче-скую концепцию. Он строит схемы глобального характера, мировоз-зренческие схемы. Д.Б. Эльконин замечает здесь парадокс между низким уровнем интеллектуальных возможностей и высоким уров-нем познавательных потребностей. Когда ребенок приходит в школу, он вынужден от глобальных, мировых проблем перейти к элементар-ным вещам, тогда обнаруживается несоответствие между познава-тельными потребностями и тем, чему учат ребенка Эльконин Д. Б. Размышления над проектом. // Коммунист. - 1984. - № 3..

2. Возникновение первичных этических инстанций: «Что такое хорошо и что такое плохо». Эти этические инстанции растут рядом с эстетическими. «Красивое не может быть плохим».

3. Возникновение соподчинения мотивов. В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импуль-сивными. Преодоление непосредственных желаний определяются не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка (принцип «данного сло-ва»). Благодаря этому формируются такие качества личности, как настойчивость и умение преодолевать трудности; возникает также чувство долга по отношению к другим людям Эльконин Д. Б. Детская психология. - М., 1960..

4. Возникновение произвольного поведения. Произвольное пове-дение - это поведение, опосредованное определенным представле-нием. Д. Б. Эльконин отмечал, что в дошкольном возрасте ориенти-рующий поведение образ сначала существует в конкретной нагляд-ной форме, но затем он становится все более и более обобщенным, выступающим в форме правила, или нормы. На основе формирова-ния произвольного поведения у ребенка, по Д. Б. Эльконину, появ-ляется стремление управлять собой и своими поступками Там же..

5. Возникновение личного сознания - возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений с взрослыми. Стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. Если спросить ребенка трех лет: "Ты какой?" Он ответит: "Я большой". Если спросить ребенка семи лет: "Ты какой?", он ответит: "Я маленький".

У дошкольника возникает осознание возможностей своих дейст-вий, он начинает понимать, что не все может (начало самооценки). Говоря о самосознании, часто имеют в виду осознание своих личных качеств (хороший, добрый, злой и т.п.). В данном случае речь идет об осознании своего места в системе общественных отношений. 3 года - внешнее «Я сам» 6 лет - личное самосознание. И здесь внешнее превращается во внутреннее Эльконин Д. Б. Размышления над проектом. // Коммунист. - 1984. - № 3..

1.2. Показатели  полноценного психологического развития

ребенка  в дошкольный период, как условие его

успешной адаптации

Наука о психическом развитии ребенка - детская психология - зародилась как ветвь сравнительной психологии в конце XIX века. Точкой отсчета для систематических исследований психологии ре-бенка служит книга немецкого ученого-дарвиниста Вильгельма Прейера «Душа ребенка». В ней В. Прейер описывает результаты ежедневных наблюдений за развитием собственного сына, обращая внимание на развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка. В. Прейер первый осуще-ствил переход от интроспективного к объективному исследованию психики ребенка. Поэтому, по единодушному признанию психоло-гов, он считается основателем детской психологии.

Объективные условия становления детской психологии, которые сложились к концу XIX века, связаны с интенсивным развитием промышленности, с новым уровнем общественной жизни, что созда-вало необходимость возникновения современной школы. Учителей интересовал вопрос: как учить и воспитывать детей? Родители и учителя перестали рассматривать физические наказания как эффек-тивный метод воспитания - появились более демократические семьи. Задача понимания ребенка стала на очередь дня. С другой стороны, желание понять себя как взрослого человека побудило исс-ледователей относиться к детству более внимательно - только через изучение психологии ребенка лежит путь к пониманию того, что собой представляет психология взрослого человека.

Какое место занимает детская психология в свете других психоло-гических знаний? И.М. Сеченов писал о том, что психология не может быть ничем иным, как наукой о происхождении и развитии психических процессов Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. - М, 1947.. Известно, что в психологию идеи ге-нетического (от слова - «генезис» Генезис (гр. genesis) - происхождение, возникновение, в широком смысле - момент зарождения и последующий процесс развития, приводящий к определенному состоянию, виду, предмету, явлению.) исследования проникли очень давно. Почти нет ни одного выдающегося психолога, занимающегося проблемами общей психологии, который бы одновременно так или иначе не занимался детской психологией. В этой области работали такие всемирно известные ученые, как Дж. Уотсон, В. Штерн, К. Бюлер, К. Коффка, К. Левин, А. Валлон, 3. Фрейд, Э. Шпрангер, Ж. Пиаже, В. М. Бехтерев, Д. М. Узнадзе, С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин и др.

Однако, исследуя один и тот же объект - психическое развитие - генетическая и детская психология представляют собой две разные, психологические науки. Генетическая психология интересуется про-блемами возникновения и развития психических процессов. Она от-вечает на вопросы: «как происходит то или другое психическое дви-жение, проявляющееся чувством, ощущением, представлением, не-вольным или произвольным движением, как происходят те процессы, результатом которые является мысль» Сеченов И.М. Указ. соч. С. 252.. Генетическая психология или, что то же самое, психология развития, анализируя становление психических процессов, может опираться на результаты исследований, выполненных на детях, но сами дети не составляют предмета изучения генетической психологии. Генетические исследо-вания могут быть проведены и на взрослых людях. Известным при-мером генетического исследования может служить изучение форми-рования звуковысотного слуха. В специально организованном эксперименте, в котором испытуемые должны были подстраивать свой голос под заданную высоту звука, можно было наблюдать становле-ние способности звуковысотного различия.

Воссоздать, сделать, сформировать психическое явление - такова основная стратегия генетической психологии. Путь эксперименталь-ного формирования психических процессов впервые был намечен Л. С. Выготским. «Применяемый нами метод, - писал Л. С. Выгот-ский, - может быть назван методом экспериментально-генетиче-ским в том смысле, что он искусственно вызывает и создает генети-ческий процесс психического развития... Попытка подобного экспе-римента заключается в том, чтобы расплавить каждую застывшую и окаменевшую психологическую форму, превратить ее в движущий-ся, текущий поток отдельных заменяющих друг друга моментов... Задача подобного анализа сводится к тому, чтобы экспериментально представить всякую высшую форму поведения не как вещь, а как процесс, взять ее в движении, к тому, чтобы идти не от вещи к ее частям, а от процесса к его отдельным моментам» [35].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.