Рефераты. Бакалаврская методика преподавания истории Древнего мира в школе

p align="left">Компоновка отобранного для курса материала призвана способствовать лучшему усвоению учащимися как исторических понятий, обобщающих связи и отношения между фактами, так и последовательного хода исторического процесса в целом. В силу этого в построении курса сочетаются тематичность и хронологическая последовательность изложения материала. Каждый урок тематичен, логически целостен и подводит, как правило, к определенным выводам и обобщениям. Частные темы обобщаются более широкими темами, которым соответствуют главы учебников. В курсе 6 класса переходы от истории одной страны к истории другой должны быть по возможности редкими. Вместе с тем материал внутри тем и сами темы располагаются, насколько это возможно, в хронологической последовательности. Годер Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира.

-М.:Просвещение,1980.-С.85.

Материал в школьном курсе истории не может излагаться с одинаковой степенью подробности. Подобное изложение превратило бы учебные пособия в сухие конспекты или в многотомные издания.

В школьном курсе истории сочетается развернутое изложение с конспективным. Главные факты, имеющие познавательно-воспитательное значение излагаются - развернуто, образно, с характеристиками их участников, иногда с интересными подробностями; изложение дополняется иллюстрациями и документами. Сведения, необходимые преимущественно для установления связи между основными фактами, излагаются конспективно, часто в виде краткой справки.

Отобранные факты характеризуют четыре ступени развития первобытного общества, показывают, что нового появилось на каждой последующей ступени по сравнению с предыдущей.

Первая ступень относится к жизни древнейших людей, изготовлявших крайне примитивные орудия труда, занимавшихся собирательством и охотой и живших человеческими стадами.

Вторая ступень относится к жизни людей, научившихся изготовлять разнообразные орудия из камня, кости и дерева, овладевших членораздельной речью, занимавшихся загонной охотой на крупных животных и живших родовым строем. Вторая ступень относится ко времени 30-20 тысяч лет назад. В курс введен термин "человек разумный", чтобы подчеркнуть качественное изменение самого первобытного человека. Это изменение еще полнее раскрывают сведения о возникновении на данной ступени искусства и религии. Применительно к характеристике родовой общины дается первоначальное понятие - "первобытнообщинный строй".

Третья ступень относится примерно ко времени 13-7 тысяч лет назад. Это время характеризуется изобретением лука и стрел, топора, дальнейшим усовершенствованием техники изготовления каменных орудий, началом земледелия и приручения животных.

Последняя ступень развития первобытнообщинного строя - начало его разложения. Оно связывается с появлением медных орудий труда и плуга. Разложение первобытнообщинного строя показано на распаде родовых хозяйств, начавшемся переходе от родовой общины к общине соседской, а также па выделении знатных людей. Включение в первый раздел некоторых признаков разложения первобытного общества ставит целью показать, что переход от первобытнообщинного строя к рабовладельческому был не единовременным событием, а длительным процессом. С возникновением рабства ученики познакомятся уже на истории Египта.

В курсе не ставится задача - дать историю религии первобытного общества. Отмечается длительный безрелигиозный период, объясняются причины, вызвавшие возникновение религии, дается краткая характеристика религии у первобытных охотников и произошедшие в ней изменения с появлением у людей земледелия.

Второй, третий и четвертый разделы курса освещают историю в период господства рабовладельческого строя. Структура и характер изложения в них иных, чем в первом разделе. В разделах даются не обобщенные характеристики этапов развития общества, а конкретный материал по истории важнейших стран древнего мира. Разделы построены по монографическому принципу; история излагается не синхронистические, а по стране в целом.

Не понимая закономерностей развития раздельных стран, дети не смогут усвоить более сложные закономерности мирового исторического процесса. Частый переход от истории одной страны к истории другой вызвал бы в сознании учащихся разрыв связей последовательности и причинно-следственных, привел бы к отрывочности знаний и смешению фактов истории разных стран. Баженова И.Н. Педагогический поиск.-М.:Педагогика,1989.-С473.

В соответствии с указанными выше принципами отбора материала в курсе освещается преимущественно история тех стран, в которых наиболее полно и выразительно проявились основные черты и закономерности исторического процесса, народы которых играли большую роль в мировой истории и сделали крупный вклад в развитие мировой культуры.

Особенно сложны отбор содержания и разработка структуры в разделе "Древний Восток". На огромных пространствах Азии и Африки возникали и гибли многочисленные государства, а классовое общество существовало здесь тысячелетия. В курсе истории 6 класса, естественно, не могут освещаться научные дискуссии. Общество древнего Востока определяется в нем как рабовладельческое.

Трудность преподавания истории древнего Востока возрастает в связи с тем, что на данном материале ученики впервые в курсе всемирной истории знакомятся с классовым обществом. Перед разделом "Древний Восток" ставятся ответственные задачи:

· познакомить учащихся с важнейшими центрами экономической, политической и культурной истории древнего Востока;

· сформировать на фактах их истории хотя и элементарное, но яркое представление о древневосточном обществе, как важном этапе в истории человечества с характерными для этого общества чертами и закономерностями развития;

· показать огромный вклад, сделанный народами древнего Востока в развитие мировой культуры;

· положить начало формированию понятий, относящихся к рабовладельческой формации в целом (раб, рабовладелец, рабовладельческий строй и др.), понятий общеисторических (классы, классовая борьба, государство, культура и т. д.), а также раскрыть причины установления рабовладельческого строя.

Эти задачи разрешаются путем относительного, более полного и разностороннего освещения истории одной страны: ее производительных сил, общественных отношений, политического строя, внешней политики, религии и искусства - и знакомства с некоторыми сведениями по истории других стран древнего Востока.

В силу сказанного, основное представление о древневосточном рабовладельческом обществе дается в курсе на истории Египта, которая освещается, начиная с возникновения классового общества в долине Нила до упадка древнеегипетского государства в I тысячелетии до н. э. (сведения о завоевании Египта персами сообщаются позже).

Программа отводит на изучение темы "Древний Египет" почти столько же часов, сколько на изучение остальных тем по истории древнего Востока.

В построении главы "Древний Египет" сочетается и хронологический, и тематический принцип. В ней в хронологическом порядке излагается минимум важнейших фактов социальной, политической и производственной истории древнего Египта: развитие земледелия, скотоводства и ремесел, формирование классов, образование государств и объединение их под властью одного царя, строительство пирамид, восстание бедноты и рабов, завоевания фараонов и рост числа рабов в Египте, упадок могущества Египта в I тысячелетии до н.э. При изложении этих фактов раскрываются обобщенные характеристики хозяйства, общественных классов, древневосточной деспотии, завоевательных войн, рабовладельческого строя, а также содержание других, более частных понятий. Последняя часть главы построена тематически: в ней освещаются основные черты религии, искусства, письменности и науки древнего Египта. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. - М.:Просвещение, 1984. - С.85.

Кроме истории Египта, в курсе освещается история Передней Азии, Индии и Китая в древности. На изучение истории Передней Азии программа отводит 5 часов, Индии - 2 часа, Китая - 3 часа. За такое время невозможно доступно для детей последовательно осветить основные события истории этих стран за тысячелетия.

Программа предусматривает повторение раздела. Оно носит обобщающий характер, при повторении выявляются общие черты, особенно причинно-следственные связи в истории стран древнего Востока.

На третий раздел курса - "Древняя Греция" программа отводит 21 урок. Это позволяет привлечь значительно больше фактов по истории Греции, чем по истории стран Востока, осветить относительно развернуто некоторые из них, с привлечением документов и образных подробностей. В хронологической последовательности излагаются важнейшие факты истории Греции с переселения .дорийцев до римского завоевания, т. е. с конца II тысячелетия по II в. до н. э. Этому изложению предшествуют краткие сведения о находках памятников микенской культуры.

История Греции раскрывается как последовательная цепь фактов, взаимосвязанных причинно-следственными отношениями. В отличие от истории стран Востока история Греции делится в школьном курсе на периоды с выявлением особенностей каждого из них. Главы в учебнике в основном соответствуют этим периодам. В разделе "Древняя Греция" раскрывается первоначальное понятие о периодизации в истории и дается более полное и четкое представление об историческом процессе.

В главе "Древнейшая Греция" освещается разложение первобытнообщинного строя и зарождение общественных классов в Греции в XI-IX вв. до н. э. Ценнейшими источниками для изучения этой эпохи являются древнегреческие поэмы "Илиада" и "Одиссея" н в известной мере древнегреческие мифы. В силу этого структура главы учебника необычна для школьного курса. После характеристики территории, природы древней Греции и сведений о дорийском завоевании кратко излагается содержание некоторых мифов, а затем гомеровских поэм.

Заключительный по главе урок о религии древних греков показывает, как природа Греции и жизнь гомеровского общества отразились в искаженном зеркале религиозных верований. Он является последним в курсе уроком по истории религии (кроме христианства). Это ставит перед ним задачу обобщить и ранее изученный материал по истории религии. Путем сопоставления греческой религии с религиями первобытных людей и народов Востока выявляются общие черты религии в древнем мире.

Обобщающее повторение истории Греции строится на характеристике последовательных периодов ее истории.

В четвертом: "Древний Рим" - основные черты рабовладельческого общества и закономерности его развития проявились с такой яркостью и полнотой, как ни в одной другой стране древнего мира. В силу этого формирование системы понятий о рабовладельческом строе, начатое при изучении предшествующих разделов курса, получает на истории Рима известную законченность.

Раздел "Древний Рим" охватывает всю историю Римского государства, с его возникновения до падения Западной Римской империи, хронологический принцип осуществлен в нем наиболее последовательно по сравнению с другими разделами курса. Делится он на главы, соответствующие важнейшим периодам римской истории. Характеристика культуры выделена в самостоятельную главу и освещает в основном наивысший подъем римской культуры. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. - М.:Просвещение, 1984. - С.96.

Обобщающее повторение по курсу в целом предполагает выявление основных ступеней развития рабовладельческого строя в древности и вклада народов древнего мирз в развитие мировой культуры.

В обучении истории древнего мира формируется у учащихся система понятий. Можно наметить следующие основные понятия, раскрываемые в школьном курсе истории древнего мира:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.