Рефераты. Бакалаврская методика преподавания истории Древнего мира в школе

p align="left">5. Вспомните важнейшие достижения культуры народов древнего Востока (знакомые учащимся факты систематизированы в ниже приведенной таблице. а) Кем был создан первый алфавит? Сравните финикийский алфавит с египетским письмом и клинописью.

Письменность

Возникновение письма в IV тысячелетии до н. э.: иероглифического в Египте и клинописи в Южном Междуречье. Возникновение китайского иероглифического письма (II тысячелетие до н. э). Создание финикийцами буквенно-звукового алфавита (конец II тысячелетия до н. э.). Изобретение материалов для письма: папируса в Египте (конец IV тысячелетия до н. э.), бумаги в Китае (I-II вв. н. э.)

Научные знания

Возникновение математических, астрономических и медицинских знаний. Определение египтянами длины года и создание солнечного календаря. Изобретение китайцами компаса. Создание индийцами десятерично-позиционной системы

Искусство

Создание литературных произведений, принадлежащих к различным жанрам (гимны, мифы, поэмы, повести). Возникновение монументальной каменной архитектуры в Египте (позже в других странах). Появление образа человека в скульптуре и живописи. Высокое художественное достоинство произведений искусства (египетский портрет, ассирийские рельефы и др.)

В чем достоинство алфавита? В чем главное различие между финикийским алфавитом и русским? б) В какой стране впервые была определена длина года? Какая ошибка при этом была допущена? в) Какое достижение индийских математиков особенно важно и т. п. Годер Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира. - М.: Просвещение,1980.-С.180.

Использование такого типа урока помогают учителю систематизировать знания учащихся, восполнить имеющиеся пробелы в знаниях детей, обратить внимание учеников на те или иные факты в их поступательном развитии.

Ролевая театрализованная игра с элементами конкурса по теме "Олимпийские игры в древней Греции".

Цель занятия: познакомить учащихся с историей организации и проведения Олимпийских игр, сформировать образное представление о знаменитом празднике, его культурном значении и вкладе в мировую историю. Способствовать развитию хронологических, картографических, образных и логических умений на основе выполнения познавательных заданий и участия в конкурсе, имитирующем Олимпийские игры.

Опережающее задание: изучить дополнительную литературу и материал учебника по теме. Класс разбивается на команды по пять - семь человек, от каждой команды выбирается эленодик - судья.

Познавательное задание на весь урок: что с точки зрения древнего грека имело большое значение для победы олимпийца - мастерство спортсмена, или любовь к нему богов?

Список литературы для подготовки

Микель П. Древняя Греция. М., 1999.

Шанин Ю.В. Герои античных стадионов. М., 1979.

Чаплыгина М.А. Олимпийские игры // Книга для чтения о истории древнего мира. М., 1999.

Ход занатия

Вводная часть. Учитель кратко рассказывает об истории возникновения Олимпийских игр и традициях их проведения. К концу урока необходимо подвести ребят к осознанию причин, побудивших древних греков так гордится играми.

По карте уточняется географическое положение Балканского полуострова, где находились греческие колонии и откуда могли прибыть участники Олимпийских игр; дается характеристика Олимпии и разводятся понятия "Олимпия" и "Олимп".

Далее учитель или три ученика знакомят класс с версиями об основателя Олимпийских игр.

1. Олимпийские игры основаны Гераклом;

2. олимпийские игры основали аргонавты;

3. игры были основаны сыном царя Тантала Пелопом.

Далее учитель напоминает учащимся о дате первых Олимпийских игр, подчеркивая значимость этого события, ставшего эрой, то есть началом летоисчисления Древнегреческого календаря. Ученикам предлагаются хронологические задания на эту тему:

1. Сколько лет тому назад состоялись первые Олимпийские игры?

2. Сколько лет прошло между первыми и последними на сегодняшний день Олимпийскими играми?

3. Сколько игр прошло бы, если бы традиция их проведения не нарушалась?

4. Сколько лет прошло со времени возобновления Олимпийских игр в 1896 году?

Основная часть игры. Олимпийские игры открываются призывами глашатаев из числа учеников: "Священный мир объявлен по всей Элладе! Дороги на суше и на море безопасны. Ступайте же в Олимпию!".

Далее команды могут разыграть жеребьевку, как это делали греки на Олимпийских играх, чтоб определить очередность своего выступления. Далее согласно порядковому номеру жеребьевки команды выступают с заранее подготовленными заданиями.

Задание первое. На контурной карте "Древняя Греция" и "Древнегреческие колонии" отметьте место проведения игр, и свой город, откуда команды прибыла в Олимпию. Проведите на карте маршрут вашего путешествия и словами опишите его.

Задание второе. Высчитайте, в каких Олимпийских играх вы принимаете участие, если ваши соревнования проходят в 200 году, 148 году, 100 году, 72 году по Древнегреческому календарю.

Олимпийские игры открываются объявлением программы состязаний, которое одновременно служит планом выступления учащихся с докладами.

1. Подготовительные церемонии и жертвоприношения.

2. Состязания глашатаев и трубачей.

3. Бега колесниц и скачки, пятиборье.

4. Состязания мальчиков (17-20 лет).

5. Бег, кулачный бой, панкратион, бег в вооружении.

После выступления учащихся по каждому пункту намеченного плана проводится беседа по вопросам

1. Считаете ли вы, что соревнования в Древней Греции носили демократический характер?

2. Могли ли Олимпийские игры возникнуть в Древнем Египте?

3. Кто чаще всего становился победителем Олимпийских игр?

4. Какие факторы влияли на это?

5. Могли ли свободные крестьяне Аттики стать победителями Олимпийских игр?

6. Объективно ли проходило процедура определения победителя в различных видах соревнований?

В заключительной части урока судьи подводят итоги. Учитель выставляет соответствующие оценки за подготовку учащихся к занятию.

Выводы к разделу 2

Таким образом, курс истории в 6 классе содержит систему знаний, раскрывающую общественную жизнь прошлого в ее многогранности, а ход истории как последовательную цепь фактов, являвшихся следствиями предшествующих и причинами последующих фактов.

Для достижения высоких результатов в усвоении учащимися исторического материала необходима характеристика деятельности исторических лиц, рассказ об их деятельности, который помогает раскрыть цели, методы борьбы, типичные черты общественных классов и партий, представителями которых были характеризуемые лица. Включение имени и яркого образа исторического деятеля не затрудняет, а облегчает учащимся запоминание тех событий, участником которых был этот деятель.

Задачи по изучению психолого-педагогических основ в преподавании истории Древнего мира, частично разрешаются путем относительного, более полного и разностороннего освещения тем, посредством изучения их, разделенных в четырех разделах. Это облегчает усвоение учащимися необходимого объема информации, и значительно повышает уровень учебных достижений, и что наиболее важно дает возможность реализовать принципы обучения в полной мере.

На примере урока "искусство Древнего Египта" автор показал, как на уроках истории могут применяться разнообразные методы и средства обучения и каким образом, правильный их выбор способствует реализации целей урока.

Заключение

На основании проведенного исследования, автор сделал следующие выводы: курс истории Древнего мира при правильной организации учебного процесса позволяет достичь образовательные, воспитательные и развивающие задачи, поставленные перед курсом.

Огромную роль в преподавании истории в шестом классе играет образный, яркий рассказ учителя, что обусловлено возрастными особенностями учащихся, но словесное изложение материала в шестом классе, должно дополняться применением наглядного материала.

В методике преподавания истории Древнего мира, существуют разнообразные приемы и средства обучения. При их подборе учитываются познавательные возможности учащихся.

Для формирования у учащихся целостных представлений об изучаемом периоде, для формирования у них понимания тех или иных событий, исторических фактов, правильного отношения к тем или иным историческим деятелям чрезвычайно важно, более глубокое изучение исторических деятелей, чем просто перечисление их имен.

Методика обучения истории как отрасль педагогической науки выдвигает многочисленные проблемы, требующие разработки, углубления, конкретизации, и открывает широкий простор для творческой работы, для исследовательского поиска. До сих пор ни в дидактике, ни в методике не решен вопрос о самом понятии "метод" и о классификации методов. Дискуссионными являются вопросы о типах уроков по истории, о целевой установке урока, о возможности программирования в обучении истории, о характере работы с учебником на уроке. "Узким местом" при двух уроках истории в неделю остается учет результатов обучения - знаний, умений и развития учащихся. Только начинается разработка вопроса о формировании системы умений и навыков у учащихся в процессе обучения истории. Не решены вопросы преемственности обучения истории в младших и старших классах, в особенности преемственности методической, т. е. постепенного усложнения работы учащихся в процессе обучения. В центре внимания учителей и методистов стоят в настоящее время стимулирование и организация учебной деятельности школьников как активных участников процесса обучения истории, руководство этой деятельностью. Идеи проблемного обучения, оперирования знаниями, переноса знаний, применения познавательных задач вызывают большой интерес и заслуживают дальнейшего изучения, проверки в практике школы и претворения в жизнь.

Работа, начатая поисками эффективных приемов преподавания и сбором наблюдений над процессом обучения, перерастает в ряде случаев в научное исследование, а иногда и в педагогическую диссертацию и вносит существенный вклад в развитие методической науки.

Опираясь на закономерности процесса обучения, автор стремился предложить на их основе, практические рекомендации преподавания истории, позволяющие эффективно и в единстве осуществлять формирование знаний, гуманистическое воспитание и развитие учащихся. Следует помнить, что реализация положений методики обучения истории как науки требует большого педагогического мастерства учителя. Оно заключается в умении конкретизировать цели обучения для каждого урока в каждом классе, в способности из богатейшего методического арсенала выбрать то, что в наибольшей мере способствует осуществлению этих целей, найти пути к стимулированию мышления и эмоций учащихся.

Правильное применение методов, приемов и средств обучения способствует повышению эффективности преподавания.

Список литературы

1.
Бабанский Ю.К. Педагогика: Учебное пособие для студ. педагогич. вузов. - М.: Просвещение, 1983.-680 с.

2. Болотина Р.Л. Педагогика. - М.: Просвещение, 1987. - 288 с.

3. Баженова И.Н. Педагогический поиск.-М.:Педагогика,1989. -560с.

4. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. -М.: Просвещение,1984. - 342 с.

5. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Владос, 2003. - 384 с.

6. Годер Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира. -М.:Просвещение,1980.-351с.

7. Гончаренко С.У. Інтеграція наукових знань і проблема змісту освіти // Постметодика. - 1994. - № 2 (б). - 121 с.

8. Гончаренко С.У., Мальований Ю.І. Інтегроване навчання. За і проти // Освіта. - 1994. - № 15-16.-151 с.

9. Гора П. В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. - М.: Просвещение, 1988. - 208 с.

10. Дайри Н.Г. Методика обучения истории в средней школе. -М.:Просвещение,1983. - 238с.

11. Демиденко В.К. Психологічні основи засвоєння історії учнями. - К. :Радянська школа, 1983. - 359с.

12. Дичківська І. М.Інноваційні педагогічні технології: Навчальний посібник. - К.: Академвидав, 2004. - 352 с.

13. Зверев И.Д. Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. - М.: Педагогика, 1981. - 160 с.

14. Запорожец Н.И. Методика обучения истории древнего мира и средних веков. - М.:Просвещение,1984. - 399с

15. Ильина Т.А. Педагогика. - М.: Просвещение, 1984. - 496 с.

16. Колосков А.Г. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней дней школе. - М.: Просвещение, 1984. - 425 с.

17. Колпакова Г.И. Межпредметные связи - одна из форм активизации учебно-воспитательного процесса // Начальная школа. - 1989. - № 10 - 11.- С. 29 - 31.

18. Коровкин Ф.П. Методика преподавания истории Древнего мира. -К.: Радянська школа, 1981. - 205с.

19. Короткова М.В. методика проведения игр и дискуссий на уроках истории - М.: ВЛАДОС, 2001. - 256 с.

20. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение. - М.: Знание, 1991. - 185 с.

21. Кучерук И.В. Учебные игры на уроках истории. // Преподавание истории в школе. 1989. №4.

22. Методика обучения истории древнего мира и средних веков в V-VI классах, под ред. Ф. П. Коровина и Н.И.Запорожец. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1970.-400с.

23. Полторак Д.И.Методика использования средств обучения в преподавании истории. - М.:Просвещение,1987.-206с.

24. Пидкосистый П.И. Педагогика. Уч. пособ. - М.: Владос, 2000. - 258с.

25. Светловская Н. Об интеграции как методическом явлении и её возможностях в начальном обучении // Начальная школа. - 1990. - № 5. - С. 57 - 60.

26. Смирнова С.А. Педагогика. - М.: АСАДЕМІА, 2003. - 509 с.

27. Станкевич В.А. Методика преподавания истории в средней школе // Преподавание истории в школе. - 1987. - №4.- С.14-19.

28. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории: учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений: в 2 ч. - М.: Владос, 2002. - Ч.1. - 304 с.

29. Степанищев А.Т. - Методика преподавания и изучения истории: учебное пособие для студентов высших учебных заведений: в 2 г. - М.: Владос, 2002. - Ч.2 - 208 с.

30. Студеникин М.Т., Добролюбова В.И. Методика преподавания истории. - М.: Владос, 2004.-253 с.

31. Щукин Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979. - 325с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.