Рефераты. Бакалаврская методика преподавания истории Древнего мира в школе

p align="left">Далее приступает к изучению нового материала. Изучение искусства Древнего Египта, можно начать с литературы. Так как некоторые литературные отрывки уже использовались на предыдущих уроках, как источники исторических знаний, учащимся можно предложить назвать жанры литературы Древнего Египта, с которыми они уже ознакомились (сказания, песни, рассказы об увиденном, поучения). Таким образом, реализуется требование об осуществлении повторения ранее изученного материала.

Характерной чертой эффективного урока, является активная познавательная деятельность учащихся на уроке. С целью организовать такую деятельность учитель предлагает ученикам ознакомится с повестью о Синухете и ответить на вопросы: какие стороны жизни Древнего Египта в ней отражены (страх перед фараоном, опасность путешествия по пустыне, захватнические войны, вера в загробную жизнь, строительство гробниц), о каком характере войн она свидетельствует? В чьих интересах велись эти войны? и т.д.

После ознакомления с еще несколькими литературными произведениями Древнего Египта, учитель предлагает учащимся сделать вывод: о чем рассказывает литература Древнего Египта?

Ознакомление с литературой готовит шестиклассников к изучению изобразительного искусства, архитектуры. Как бы ни была важна организация на уроке познавательной деятельности учащихся, ее нельзя противопоставлять устному изложению материала учителем, поэтому важно организовать познавательную деятельность учеников в процессе устного изложения учителем материала. Одним из путей решения этой проблемы является придание рассказу такой формы, которая как бы превращает учащихся из слушателей в "свидетелей", или же "участников" событий и явлений. Из множества приемов конкретизаций, применяемых в процессе устного изложения наиболее приемлемым на данном уроке является рассказ в форме "экскурсии" по Древнему Египту. С этой целью учитель заранее должен подготовить необходимый иллюстративный материал и карту с обозначенными на ней памятниками Древнего Египта.

Поднимаясь вверх по Нилу "проезжаем" мимо памятников. Рассказываем, что во II тысячелетии до н.э. прекратилось строительство пирамид и местом погребения фараонов стали усыпальницы, вырубленные в скалах "Долины царей" на левом берегу Нила, вблизи города Фив. Через узкий, пробитый в скале, проход ведем учеников "на экскурсию" к гробнице.

В гробнице царствует глубокий мрак. Посредством фонаря рассматриваем отдельные ее части, используя при этом иллюстрации. В глубине содержится гроб - саркофаг, в котором лежит мумия. На веке гроба изображено лицо покойника - чтоб "душа" умершего, возвращаясь из суда Осириса, могла найти свое тело.

В темноте виднеется изваяние человека. Это изваяние умершего хозяина гробницы. Иногда фигуру умершего изображали в такой позе, чтоб можно было догадаться, чем он занимался при жизни.

Рассказываем об изображениях на стенах гробницы. Выясняем характерные особенности изображений. Отмечаем, что изваяния рабовладельцев - портретные. Это делалось для того, чтобы душа умершего, возвратившись после суда Осириса, могла найти "свою" мумию или изваяние. Бабанский Ю.К. Педагогика: Учебное пособие для студ. педаго-гич. вузов. - М.: Просвещение, 1983.-С.421.

Египтяне достигли высокого мастерства в портретном изображении человека. Особенно знаменитые скульптурные портреты царицы Нефертити при этом нужно продемонстрировать учащимся подготовленную иллюстрацию. Лица простых людей воспроизводили не очень тщательным образом, но обязательно показывали, что эти люди старательно выполняют работу для своего господина и после его смерти.

Продолжаем "путешествовать". Утверждением безграничности царской власти и всесилия, богов в древнем Египте были храмы.

Проезжая по Нилу, рассматриваем последовательно храмы в Ахетатоне, Фивах, Эдфу и на острове Филе. Отмечаем их общие черты: пилоны и изваяния фараонов перед ними, узкий вход между пилонами, колонный зал храма за которым находится святилище - "дом" богов.

Подъезжаем к пристани. Аллея поставленных на постаменты сфинксов ведет нас к храму, у входа в который стоят колоссальные изваяния фараона (демонстрируем соответствующую иллюстрацию).

Входим в колонный зал. Здесь царит таинственная полутьма, образованная колоссальными каменными колоннами - столбами, которые стоят близко друг от друга и имеют форму пучка папируса или раскрытого лотоса.

Объясняем, что камень в древнем Египте был важнейшим строительным материалом для храмов. Каменные глыбы обрабатывались, им предавали нужную форму; ставили их один на другой, образовывая стены и колонны.

Колонны и стены храмов были покрыты изображениями, которые прославляли фараонов и показывали их наравне с богами.

Заканчиваем "путешествие" в Нубии. Фараон Рамсес II, завоевав эту страну, построил здесь пещерный храм Абу-Симбел. Предлагаем ученикам внимательно рассмотреть на соответствующей иллюстрации всемирно известный храм. Объясняем, что возле ног изваяния фараона изображены его дети, а у подножия стоят живые люди. В сколько раз они меньше изваяния? Изваяния огромные, торжественные. Они призваны передать величие, божественность фараона, нерушимость его власти.

Что должны чувствовать древние египтяне в храмах и возле огромных изваяний? Храмы и изваяния прославляли и возвеличивали фараонов, навеивали на людей мнения об их слабости, униженности перед земным богом - фараоном и перед другими богами. С какой целью и в чьих интересах сооружались храмы?

Так раскрывается рабовладельческий характер искусства древнего Египта: литература, архитектура, изобразительное искусство.

В данном случае, чем ярче, образней будет рассказ преподавателя, тем выше будет коэффициент усвоения знаний учащимися.

Подводя итог, отмечаем, что памятники древнего Египта являются также источником исторических знаний, шедеврами искусства.

В качестве домашнего задания, учащимся можно предложить дополнительный вопрос: Чем ценны для нас памятки литературы и искусства древнего Египта?

Урок анализа и синтеза по разделу Древний Восток.

Одним из основных типов урока истории является урок анализа и синтеза, на котором осуществляется обобщение, повторение, систематизация и детализация знаний учащихся, полученных ими в результате изучения темы, раздела или курса в целом. Годер Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира. -М.:Просвещение,1980.-С.178.

На пример обобщающе-повторительного урока, по разделу Древний Восток, попробуем проследить, как можно построить эффективный урок данного типа.

Учитель должен стремиться к тому, чтобы учащиеся осмыслили важнейшие закономерности и причинно-следственные связи в истории стран древнего Востока (особенности географической среды; превращение земледелия и скотоводства в главные занятия; возникновение неравенства, эксплуатации, классов и государства), осознали вклад, сделанный древневосточными народами в развитие хозяйства и культуры всего мира.

Так как в круг задач урока анализа и синтеза входит не только повторение и обобщение материала, но и его систематизация, то необходимо составить четкий план повторения:

1. Местоположение и время образования древнейших государств.

2. Превращение земледелия и скотоводства в главные занятия на древнем Востоке.

3. Возникновение неравенства, эксплуатации, классов.

4. Возникновение и сущность древневосточных государств.

5. Вклад народов древнего Востока в мировую культуру.

Материал повторения обширен, поэтому необходимо определить на какие вопросы следует обратить больше внимания, на какие меньше, а также какие вопросы допустимо на данном уроке не рассматривать. С этой целью учитель должен заранее подготовить список вопросов по каждому пункту плана, по которым будет проходить повторение и обобщение знаний учащихся:

1. Покажите на карте "Древние государства мира" и определите словами, где возникли древнейшие государства. (Долины рек Нила, Евфрата и Тигра, Инда, Хуанхэ.) Что общего в природных условиях названных вами районов? Выслушав ответы, учитель обращает внимание на то, что древние государства возникли в Южном Междуречье и Египте (более пяти тысяч лет назад).

2.1. По данным науки, собака и кошка - древнейшие домашние животные. Любопытно, что южные народы первыми приручили кошку и воздавали ей почести, собака не пользовалась у них таким уважением. Например, в древнем Египте кошка была священным животным. Из умерших кошек делали мумии, как если бы при жизни они были вельможами фараона; хоронили кошек на кладбище. В свою очередь северные народы в древности мало ценили кошку и гораздо больше собаку. Например, в древней Сибири собаку хоронили с большим почетом: в ее могилу клали ожерелье из клыков оленя (это была ценность, которой обладали далеко не все люди). Чем объяснить различие в отношении к кошке и собаке у разных народов? (Кошку почитали земледельческие народы. Если собака была спутником охотника, то кошка сторожем зерна, а в некотором роде и здоровья человека - мыши разносят чуму и другие болезни

2.2. Почему земледелие стало главным занятием в странах древнего Востока в те времена, когда остальное население земного шара добывало пищу охотой и собирательством?

2.3. Какими преимуществами перед собирательством и охотой обладают земледелие и скотоводство?

2.4. Правильно ли называть страны древнего Востока "дарами рек": например, Египет - даром Нила, Южное Междуречье - даром Тигра и Евфрата?

2.5. Почему в странах древнего Востока земледельцы жили общинами? "Нарисуйте словесную картину из жизни древневосточных земледельцев, подтверждающую вашу мысль. Почему в странах древнего Востока необходимо было искусственное орошение?

3.1. Почему рабство возникло в странах древнего Востока? Почему у народов, добывающих пищу охотой и собирательством, не было эксплуатации?

3.2. Как возникло неравенство среди свободных? Как распались родовые общины?

3.3. Какие классы образовались в странах древнего Востока?

3.4. Чем отличалось положение крестьян-общинников от положения рабов? В чем состояло сходство между ними?

3.5. Как в странах древнего Востока эксплуатировали основную массу тружеников - свободных земледельцев?

4.1. Почему возникло государство? Почему оно не могло возникнуть при первобытнообщинном строе? В чем различие между словами "страна" и "государство"?

4.2. Чем отличалась власть царей и чиновников от власти старейшин и племенных вождей? Почему старейшины и вожди управляли без применения силы, а цари и чиновники нуждались в войске, стражниках, судьях?

Обычно учащиеся "говорят, что старейшины и вожди были самые опытные и мудрые люди, они давали своим сородичам полезные советы, поэтому их распоряжения всеми выполнялись. (Здесь отсутствует мысль о том, что при первобытнообщинном строе существовало равенство между людьми, старейшины и вожди правили, исходя из общих интересов, и поэтому не нуждались в органах принуждения.) Получив подобный ответ, учитель дает задание: "Предположите, что одной из древневосточных стран правят мудрый царь и опытные чиновники. Сумеют ли они обойтись без воинов и стражников, управляя своим народом?"

Учитель подчеркивает, что в странах древнего Востока, где существовали враждебные друг другу классы, интересы угнетенных и угнетателей были противоположны. Поэтому установленные царем законы, приказы, отданные чиновникам, не могли быть одинаково выгодными всему населению страны. Они защищали жизнь и имущество рабовладельцев, чиновников, жрецов и были направлены против рабов, крестьян, ремесленников, укрепляли порядок жизни, выгодный одним людям и невыгодный другим. В стране, где существует неравенство и эксплуатация, государство действует в интересах класса угнетателей и защищает эти интересы с помощью силы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.