Рефераты. Физическая культура и развитие личности дошкольника

Физическая культура и развитие личности дошкольника

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

ДОШКОЛЬНИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОГРАММЕ «ПРАЛЕСКА»

Многие прогрессивные деятели науки (И.М.Сеченов, И.Л. Павлов, П.Ф. Лесгафт и другие) утверждали, что физичес-кое и психическое выступают в человеке в единстве и во взаимосвязи, поэтому соответствующая организация двига-тельной деятельности может стать фактором формирова-ния личности в целом.

«Воздействуя на телесное комплексом специфических средств и методов, физическая культура также оказывает вли-яние и на интеллектуальную, эмоциональную, духовную сфе-ры личности в силу единства и взаимной обусловленности функционирования материальных и духовных начал в чело-веке» (Н.Н. Визитей).

Даже самые простые движения дают пищу детской фанта-зии, развивают творчество. Творчество -- высший компо-нент в структуре личности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Э.В. Ильенков, А.В. Петровский, Н.Н. Поддьяков и др.). Это одна из наиболее содержательных форм психической активнос-ти ребенка, которую ученые рассматривают как универсаль-ную способность, обеспечивающую успешное выполнение разнообразных видов детской деятельности. Это -- основ-ной способ существования и развития личности. Ребенок про-являет в нем свое понимание окружающего, отношение к нему, что помогает раскрыть внутренний мир, особенности его восприятия, представлений, интересов, способностей.

Наиболее распространенным толкованием творчества яв-ляется понимание его как деятельности, направленной на создание новых по содержанию и форме материальных, культурных и духовных ценностей, на развитие самой лич-ности.

Детское творчество -- первоначальная ступень в разви-тии творческой деятельности. Ценность его не столько в ре-зультате, в продукте творчества, сколько в самом процессе. «Важно не то, что создадут дети, - писал Л.С. Выготский, - важно то, что они создают, творят, упражняются в творчес-ком воображении и его воплощении».

Относительно ребенка Л.С. Выготский называет творчес-кой любую деятельность, результатом которой является не простое воспроизведение бывших в опыте впечатлений или действий, а проявление детского воображения, которое на-ходится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта ребенка.

Такая деятельность детей во многом зависит от их инте-ресов, склонностей, способностей, характера, темперамен-та. Их развитие и взаимное влияние во многом определяют творческую направленность личности. Немаловажную роль играют волевые проявления, среди которых особенно суще-ственны самостоятельность и инициативность. Именно са-мостоятельные действия, отмеченные личностным своеоб-разием, чаще всего относят к действиям творчества (Н.А. Ветлугина).

В процессе творчества формируется новая психология ребенка. Отличительными чертами ее являются креативное мышление, оценочная деятельность по отношению к явле-ниям окружающего мира, саморегуляция поведения, высо-кая адаптированность к изменениям внешнего мира, спо-собность самостоятельно разрешать внутренние конфлик-ты между желаниями и возможностями их удовлетворения.

Творчество дошкольника многообразно в своем прояв-лении. Двигательное творчество раскрывает ребенку мотор-ные характеристики собственного тела, формирует быстро-ту и легкость ориентировки в бесконечном пространстве двигательных образов, учит относиться к движению как к предмету игрового экспериментирования. Средством его развития могут выступать двигательные задания, с помощью которых дети входят в воображаемую ситуацию; посредством движения тела они учатся выражать свои эмоции и состоя-ния, искать какие-то композиции, создавать новые сюжет-ные линии, формы движений.

Характерной особенностью двигательного творчества дошкольника является его импровизационность. Подража-ние -- это «модель-толчок» для творческих проявлений ре-бенка. Именно так дети воплощают образы в движении, ис-пользуя элементы танца, имитационные, гимнастические движения, выступают в качестве персонажей игры, подчер-кивая их характерные черты, повадки, раскрывая игровой образ. Вместе с тем, оно может осуществляться и в процессе многообразных форм поисковой деятельности, направлен-ной на получение новых сведений о предметах и явлениях окружающего мира. Примерами такой деятельности могут быть игровые двигательные задания с проблемно-творчес-ким содержанием:

o разрешение двигательных парадоксов (дети находят способ выполнения действий в ситуации, нереальной для выполнения, например: придумывают, как пройти по при-поднятой веревочке и т.п.);

o придумывание новых способов применения физкультур-ных пособий (например: «рисование» мячом невидимого кон-тура цветка, раскачивание на мячике, как на качелях и т.п.);

o придумывание названий выполняемым движениям;

o угадывание выразительных походок;

o повторение действий, изображенных на картинке, а затем их «оживление»;

o загадки, ответы на которые передаются посредством движений и поз;

o игровые путешествия (дети входят в образ морских, лесных животных и т.п.);

o подвижные игры, направленные на развитие твор-ческой активности.

Диапазон двигательных проявлений ребенка достаточно широк и не сводится лишь к вариации двигательных обра-зов в ситуациях изменения способов выполнения действий. Двигательное творчество дошкольника отражает всеобщие формы креативности, свойственные человечеству в целом, и характеризуется следующими параметрами:

когнитивными (познавательными) -- способность дифференцировать целое на части, интегрировать из ча-стей целое (выделять формы взаимоотношений между ком-понентами движений, определять свойства частей целого и их соотношение, обобщать разнообразные представле-ния о мире движений);

проектно-конструктивными -- способность созда-вать, преобразовывать движения, изменять их структуру, вносить коррекции по ходу выполнения двигательного дей-ствия;

художественно-выразительными -- умение выра-жать через движения тела свои эмоции, состояния, раз-мышления, вызывать двигательные образы;

эстетическими -- способность достигать эмоцио-нального подъема и эстетического наслаждения, свободно-го, артистического выполнения двигательного действия.

Эти параметры необходимо учитывать при разработке раз-вивающих технологий физического воспитания дошкольни-ков.

Выявлены условия, необходимые для более успешного формирования творческой активности ребенка (Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддьяков, О.М. Дьяченко и др.):

обогащение жизненного опыта детей;

возбуждение интереса к процессу творческой деятель-ности;

наличие средств и способов достижения поставленной цели (обучение языку движений);

накопление опыта в разнообразных видах двигатель-ной деятельности и способах творческого самовыражения;

взаимосвязь формирования сознания и чувств;

благоприятное физическое и психическое состояние.

Необходимо учитывать их в работе с детьми.

Важная характеристика личности -- ее направленность, система ведущих мотивов поведения. Мотив -- побуж-дение к деятельности, связанное с удовлетворением потреб-ности. Потребности человека отражают требования внутрен-ней среды организма или внешних условий жизни и побуж-дают его к активности.

Мотивационно-потребностный подход к формированию личности рассматривает физическое воспитание как про-цесс создания у детей таких потребностей, которые поддер-живают и укрепляют здоровье, оказывают благоприятное воздействие на физическое и двигательное развитие. Осно-ву потребностей в физическом саморазвитии составляют сложнейшие биологические рефлексы: игровой, имитаци-онный и рефлекс свободы, которые тесным образом связа-ны с двигательной активностью.

Двигательная активность детей создает предпосылки для прочного включения физической культуры в жизнь детей, формирует у них потребность в здоровом образе жизни. В дошкольном учреждении решению этой задачи способству-ет система физкультурно-оздоровительной работы, направ-ленная на:

· укрепление здоровья детей;

· формирование систем и функций организма, обеспе-чивающих гармоничность физического развития;

· овладение детьми азбукой движений;

· формирование системы элементарных знаний о здо-ровом образе жизни;

· развитие двигательных способностей.

Составляющие системно-оздоровительной работы в дет-ском саду разнообразны. Приобщение детей к природе -- главный источник физического и духовного развития.

ФИЗКУЛЬТУРНО-оздоровительная работа, предлагаемая программой «Пралеска», включает в себя формы работы, орга-низованные воспитателем (специальные меры закаливания, утреннюю гимнастику, физкультурную минутку, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультурное занятие, домашние задания по физической культуре, актив-ный отдых: спортивные досуги, праздники, дни здоровья), и самостоятельную двигательную деятельность детей, которая организуется в часы утреннего приема, после завтрака, меж-ду занятиями, на прогулке, после сна, на второй прогулке, в бытовой деятельности). Самостоятельные движения детей со-ставляют 2/3 их общей двигательной активности.

Основное содержание физического воспитания в дош-кольных учреждениях базируется на разных вариантах ходь-бы, бега, прыжков, лазания, метания; некоторых видах спортивных упражнений (плавание, ходьба на лыжах, ката-ние на роликовых коньках, езда на велосипеде); спортивных играх (футбол, хоккей, бадминтон, городки, баскетбол и др.); общеразвивающих упражнениях, элементах акробатики и ритмической гимнастики; подвижных играх.

Определенную часть двигательного режима составляют физические упражнения, специально подобранные для фор-мирования систем и функций организма, коррекционной работы с детьми. Нередко возникает необходимость в при-менении заданий на исправление осанки (деятельность, в процессе которой работают мышцы-разгибатели спины, живота, плечевого пояса, формируется функция равновесия); на развитие координационных способностей (появление по-очередных соотношений в работе рук и перекрестных в ра-боте рук и ног); на совершенствование двигательных уме-ний и навыков (выполнение знакомых движений в новых сочетаниях, из необычных исходных положений, в необыч-ных условиях). Хорошее тренирующее действие оказывают пешие переходы увеличивающейся продолжительности, спортивное ориентирование.

Разнообразная двигательная деятельность снимает утом-ление, накопившееся в организме, активизирует память, мыш-ление, развивает движения, а значит, обеспечивает организм ребенка резервными возможностями.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.