Рефераты. Физическая культура и развитие личности дошкольника

p align="left">Очень важно приучить детей к самостоятельным заняти-ям физическими упражнениями, закрепить у них положи-тельное отношение к такому виду деятельности.

Продумывая содержание работы со своими воспитанни-ками, позаботимся о природной среде для развития детей, приобщении их к физической культуре -- как на участке дет-ского сада, так и за его пределами: в лесу, в парке, на тропе здоровья (специально оборудованной полосе горок, каме-нистых и песчаных тропинок), на маршрутах для туризма. Необходимо учить детей с благодарностью принимать дары природы, обращаться к ней за помощью, помогать ей.

Активность дошкольника во многом обусловлена его за-интересованностью. Необходим хороший эмоциональный фон, увлекательные физические упражнения и игры, вызы-вающие у детей желание заниматься по собственному по-буждению. При отборе двигательного содержания нужно предусмотреть достаточное разнообразие движений, поддер-живая этим интерес к подвижной деятельности. Полезно вносить дополнения, изменения к знакомому движению. Это потребует от ребенка новых физических усилий и сохранит интерес к упражнению. Во многом поддерживает заинтере-сованность детей постоянное нарастание трудностей: вы-полнение упражнения из разных исходных положений, с предметами или без них, большее количество раз и т.д. Это совершенствует двигательные умения, развивает сообрази-тельность, волю, характер. Играет роль и оценка правильно-сти выполнения упражнений детьми. Завышенная оценка без учета реальных возможностей ребенка не вызывает желания совершенствоваться. К оценке надо привлекать самих де-тей, предложив им указать, что удается в выполнении упраж-нения, а что не совсем хорошо получается.

Г.П. Лескова рекомендует особое внимание в оценке вы-полнения движений обратить на своевременность начала и окончания упражнения, правильность техники движения в соответствии с возрастными возможностями детей. Этот показатель особенно важен, так как создание первоначаль-ных двигательных умений является залогом овладения тех-никой упражнений в школе, становления спортивного мас-терства.

Вместе с тем важно стремиться к тому, чтобы педагоги-ческая оценка выполняла не только «ориентирующую функ-цию, но и стимулирующую» (Б.Г.Ананьев), вызывала желание к дальнейшей двигательной активности, ее совершенство-ванию. Этому способствует оценка ребенка с учетом «зоны ближайшего развития» (Л.С.Выготский), а также сравнение сегодняшних успехов в области двигательной деятельности с прежними достижениями. Негативная оценка проявлен-ных физических способностей не должна переноситься на общую оценку личности («ты плохой»). Важно, чтобы оценка двигательной активности ребенка, его двигательных способ-ностей давалась с позиции любви, уважения, веры в его воз-можности. Немаловажную роль в формировании у детей потребности в здоровом образе жизни играет пример взрос-лых (родителей, воспитателя). Здоровый образ жизни близ-ких ребенку людей становится образцом для подражания.

Физическая культура -- благодатная сфера не только для формирования потребности в здоровом образе жизни. При-общение к ней способствует возникновению и развитию ряда потребностей и мотивов (сохранение положительных взаи-моотношений с взрослыми и сверстниками, самоутверж-дение, самолюбие, нравственные мотивы). Значимую роль при этом могут сыграть подвижные игры с двойным прави-лом («Пятнашки с колдуном», «Палочка-выручалочка» и др.), где непосредственное побуждение ребенка «не дать себя оса-лить» преодолевается активно, практически моральным мо-тивом -- помочь «заколдованному» товарищу, освободить его.

На основе стремления к самоутверждению у детей в игре возникает и соревновательный мотив (выиграть, поводить, быть лучше других). Это стремление нетрудно заметить в группе «Фантазеры» у старших дошкольников, что связано с ов-ладением ими играми с правилами, спортивными играми, включающими в себя элемент соревнования.

Соревновательный мотив и мотив самоутверждения яв-ляются проявлением потребности дошкольника в призна-нии его не только со стороны взрослого, но и сверстников. Депривация (ущемление потребности в признании) негатив-но сказывается на психическом развитии ребенка, ведет к неуверенности, рождает «комплекс неполноценности», зас-тенчивость, а порой и агрессивность. Вот почему так важно своевременно предотвратить ее появление. Если депривация все же возникла, смягчить ее последствия можно путем использования разных видов деятельности ребенка, в осо-бенности спортивно-физкультурной. Для этого необходимо предварительно изучить воспитанников, их возможности, интересы, отыскать наиболее верную тропинку для удовлет-ворения потребности в притязаниях каждого. Для одного ребенка такой «тропинкой» может оказаться успех в езде на велосипеде, для другого -- игра в шахматы, для третьего - плавание... Важно знать, как помочь не уверенному в себе малоподвижному дошкольнику, какое физическое упражне-ние поможет ему самоутвердиться.

Формирование мотивационной сферы ребенка тесно связано с развитием его самосознания и самооценки.

Самооценка -- компонент самосознания, проявляющий-ся в оценке своих физических и психических возможнос-тей, качеств, своего положения среди других людей. Она вы-ступает условием и средством становления таких итоговых образований самосознания, какими выступают «Образ Я» и «Я - концепция».

«Центральное, ядерное образование личности», -- так не без основания все чаще говорят психологи о самооценке (Е.В.Кучерова, АВ.Захарова, В.С.Мухина, В.М.Слуцкий и др.).

Самооценка в значительной степени определяет актив-ность личности, отношение к себе и другим.

Характеризуя самосознание и самооценку детей дошколь-ного возраста, Л.С. Выготский писал - «Ребенок дошкольного возраста любит себя, но самолюбия как общественного от-ношения к самому себе, которое остается одним и тем же в разных ситуациях, но самооценки как таковой, но обобще-ния отношений к окружающим и понимания своей ценнос-ти у ребенка этого возраста нет. Следовательно, к семи годам возникает ряд сложных психологических новообразова-ний»... Однако нельзя считать, что до кризиса 7 лет ребенок себя не осознает и совсем не оценивает. Это осознание но-сит недифференцированный характер и отличается общи-ми чертами: «Я -- самый сильный», «Я -- самый ловкий» и т.п. Изучение самооценки на рубеже старшего дошкольного воз-раста показывает, что именно в этот период происходит ка-чественный скачок в изменении отношения ребенка к само-му себе. Возникает оценка на почве желания получить одоб-рение взрослого и таким образом сохранить эмоциональ-ное благополучие (Л.И. Божович). Основными факторами формирования самооценки признаются: собственная актив-ность личности, оценка окружающих людей, умение правиль-но оценивать действия других. Складывается самооценка на основе опыта, который ребенок приобретает в результате функционирования своего тела, оценок социального окру-жения, культурных норм, стереотипов, эталонов физическо-го и двигательного развития.

Сенсорная организация двигательной активности и ее ка-чественная самооценка ребенком (ощущения, чувства, обра-зы) являются ведущим фактором в его физическом образо-вании. Формирование самооценки субъективного «Я» в процес-се двигательной деятельности предполагает: привлечение внимания ребенка к «картине мира» окружающей его при-роды; привлечение внимания ребенка к его способностям создавать собственный художественный образ -- образ «кра-сивого тела»; визуализация ребенком красивого двигатель-ного поведения окружающих взрослых (Л.Е.Симошина).

Желание детей овладеть движениями в структуре краси-вого образа можно реализовать в ритмической гимнастике, спортивном танце. Удачное сочетание комплексов физичес-ких упражнений с элементами акробатики, художественной гимнастики и танцевальных ритмических мелодий оказыва-ет влияние на моделирование собственного двигательного образа одновременно с образом «красивого тела».

Формированию пластического образа могут способство-вать также сюжетные физкультурные занятия, пространствен-ные тренинги, двигательные задачи. Эстетическая оценка ре-бенком восприятия движения формируется здесь на основе умения подражать движениям педагога, импровизировать.

Анализу собственных действий и поступков может спо-собствовать двигательная деятельность, связанная с четкой установкой на результат (спортивные игры, спортивные уп-ражнения, игры-эстафеты). В ней имеют место групповые формы оценки детей, способствующие осознанию спосо-бов действий; самостоятельные оценки детей деятельности своих сверстников, самооценка детей, выражающаяся в осоз-нании своей деятельности, ее сильных и слабых сторон.

В структуре самооценки выделяют в качестве основных когнитивный (познавательный) и аффективный (эмоцио-нальный) компоненты. В основе когнитивного компонента лежат операции по сравнению себя с другими, сопоставле-ние собственных качеств с выработанными эталонами. Эмо-циональный же компонент самооценки выражает отноше-ние человека к себе, уровень его удовлетворенности собой (заметим -- он превалирует у детей дошкольного возраста). При достаточном развитии обоих компонентов самооценка выполняет важную функцию регулятора поведения, деятель-ности. Далеко не всегда самооценка ребенка адекватна. Она может быть и неадекватной -- завышенной либо занижен-ной. Правильность детской самооценки в значительной сте-пени зависит от специфики, значимости для ребенка той де-ятельности, свои достижения в которой он оценивает, на-глядности их результатов, знания собственных возможнос-тей, степени сформированности критериев, навыков оце-нивания.

Вот почему самооценка ребенка в одном виде деятельно-сти может отличаться от его самооценки в другом. В оценке, например, своих достижений в метании ребенок может себя оценить правильно, а в овладении умениями кататься на коньках -- переоценить...

К концу дошкольного возраста самооценка ребенка ста-новится все более осознанной, детализированной, аргумен-тированной, объективной. Многое при этом зависит от взрос-лых -- педагогов, родителей, которые не только вооружают детей значимыми грамотными критериями оценки, но и вклю-чают воспитанников в деятельность, развивающую их спо-собности. Это позитивно сказывается на положении ребен-ка в группе сверстников, его представлении о себе. А.И. Силвестру с детьми, недооценивающими свои возможности в области движений, организовал специальные индивидуаль-ные, совместные занятия по обучению прыжкам в длину. Свер-стник-напарник уступал испытуемому в умении прыгать. Это укрепляло у «пессимиста» веру в себя, в свою способность превосходить других детей. С каждой парой проводилось по 16 занятий в течение двух месяцев. Взрослый при этом зани-мал доброжелательную позицию по отношению к детям - хвалил, ободрял, эмоционально поддерживал их.

После преобразующих занятий исчезли случаи недооцен-ки детьми своих достижений, а 16% испытуемых дали завы-шенную оценку, чего не наблюдалось до специального обу-чения. Кроме того, полученные в исследовании результаты дали основание А.И. Силвестру сделать вывод, что успех ре-бенка в отдельной конкретной деятельности способен вне-сти определенные коррективы в общее представление его о себе. У бывших пессимистов исчезла скованность, стала про-являться большая активность, оптимизм, вера в свои воз-можности.

Проявление взрослыми заинтересованности значимыми для ребенка видами деятельности, соучастие в них, сотруд-ничество -- еще один важный путь к формированию у ре-бенка общей позитивной самооценки и «Я - концепции». Осо-бую значимость в этом отношении имеют совместные (дети, педагоги, родители) туристические походы, спортландии («Папа, мама, я -- спортивная семья», семейные турниры по шашкам, шахматам...). Оказать помощь в преодолении стра-ха (спуститься с горки, прыгнуть в воду, пройти через тем-ный коридор, перейти ручей по бревну и т.п.) -- все это значимо для формирования позитивной самооценки. Важ-ную роль в развитии самосознания, самооценки дошколь-ника имеет педагогическое взаимодействие. Что в нем будет преобладать -- мягкие или жесткие воздействия, улыбка или безразличие, недоброжелательный взгляд, ирония или юмор, упрек или выражение огорчения при неудаче воспитанника, запреты, ограничения или стимулирование самостоятельно-сти, поиска -- все это формирует личность дошкольника. Общение педагога с ребенком должно вселять веру в него, рождать оптимизм, стимулировать его творчес-кий потенциал, дарить радость.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.