Рефераты. Физическая культура и развитие личности дошкольника

p align="left">В процессе приобщения детей к физической культуре ак-тивно формируется их эмоционально-волевая сфера. Дви-гательная активность способствует развитию познаватель-ных, нравственных, эстетических чувств ребенка. Она фор-мирует такие положительные качества, как сочувствие, стрем-ление к оказанию помощи, дружеской поддержке, чувству справедливости, честности, порядочности. Это ярко прояв-ляется в играх и игровых упражнениях, выполнение кото-рых ставит ребенка перед необходимостью вступить в кон-такт со сверстником, оказать помощь в выполнении двига-тельного задания, найти оптимальные варианты в согласо-вании действий. Воспитатель старается показать зависимость общего результата от выполнения каждым ребенком опре-деленных действий, от доброго и справедливого отношения к товарищам (помогай товарищу, если он не может выпол-нить правило игры, используй вежливые формы предложе-ния услуг, замечаний).

Наличие игрового момента способствует поддержанию у всех детей устойчивого интереса к выполнению общей дви-гательной задачи, без чего невозможно достичь умения ви-деть другого, взаимодействовать с ним.

Отношения взаимной ответственности обеспечивают ре-бенку возможность самоутверждения и самовыражения, раз-вивают уверенность, инициативность, формируют чувство товарищества.

Многие ученые утверждают, что проблема воли и произ-вольного поведения является центральной для психологии личности. Согласно А.Н.Леонтьеву, соподчинение мотивов деятельности, формирующееся в дошкольном возрасте, явля-ется психологическим механизмом произвольного поведе-ния и, одновременно, тем «узелком», который связывает смыс-ловые линии деятельности человека, характеризующие его как личность.

Основными факторами, задающими развитие произволь-ного поведения дошкольника, являются: способность ребен-ка привносить смысл в деятельность, в свои действия и по-ведение в целом; инициативность личности, активность, ис-ходящая от самого ребенка как от субъекта деятельности; осознание своей деятельности и себя как субъекта деятель-ности (Л.И. Божович, А.Н.Леонтьев, ГГ. Кравцов и др.). Разви-тие произвольных действий -- необходимое условие фор-мирования волевых проявлений. Психологи спорта (Е.И.Ильин, А.Д. Пуни, П.А. Рудик и др.) определили волевые качества, необходимые для преодоления препятствий, воз-никающих в процессе двигательной деятельности. Это -- це-леустремленность, настойчивость, упорство, решительность, смелость, инициативность, самостоятельность, выдержка, са-мообладание.

В условиях двигательной деятельности действенным фак-тором воспитания волевых качеств могут служить условия, побуждающие к преодолению трудностей.

Выполнение любых видов движений, включенных в про-грамму по физической культуре в детском саду -- гимнасти-ческих, общеразвивающих, основных, подвижных и спортив-ных игр, -- может затрудняться их сложностью или длитель-ностью, интенсивностью и протяженностью.

Усложнение упражнений осуществляется следующим пу-тем:

постепенным повышением числа повторений однооб-разных ациклических физических упражнений (подскоков, приседаний, прыжков и т.п.);

постепенным увеличением продолжительности цик-лических упражнений (бега, ходьбы и др.);

изменением степени интенсивности выполнения раз-ных упражнений, чаще в сторону увеличения (приседать определенное количество раз в медленном темпе, чуть быс-трее, быстро);

изменением обстановки и условий проведения упраж-нений (индивидуальное выполнение или совместно с кем-то, без отягощающих пособий или с ними).

Основным методом воспитания волевых качеств являет-ся метод упражнений. Многократное повторение двигатель-ных действий осуществляется при этом в двух режимах ра-боты -- непрерывном и интервальном. Для повышения ак-тивного и сознательного отношения к проявлению волевых качеств наиболее эффективными являются приемы, направ-ленные на достижение умственной и моральной основы во-левых действий. Е.А. Сагайдачная обнаружила, что дошколь-ники способны воспринимать общую и конкретную цели за-нятий физическими упражнениями, если расширить их пред-ставления и знания о пользе этих занятий, о разных пара-метрах движений. Большое значение в обеспечении успеш-ной работы имеет применение таких методов и приемов сти-мулирования волевых усилий, как контроль и учет степени развития волевых качеств, наглядная демонстрация резуль-татов выполнения упражнений и др. Повышению заинтере-сованности детей к выполнению упражнений способствует доброжелательная атмосфера сотрудничества, уважения и доверия друг к другу.

Личностное развитие дошкольника сопряжено с обрете-нием им произвольности поведения, возможности самооп-ределения в собственном поведении. Важно использовать процесс приобщения детей к физической культуре для раз-вития этих качеств.

Успешность в овладении физической культурой во мно-гом определяется индивидуальными особенностями детей, прежде всего -- их способностями.

Под способностями понимают индивидуально-психоло-гические особенности человека, которые являются условия-ми успешного выполнения деятельности. Способности про-являются в деятельности и существуют только в движении и развитии. Они не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, но являются возможно-стью для прочного овладения ими. Их нельзя свести к одно-му какому-либо свойству (координация движений, гибкость, ловкость), они всегда -- синтез свойств человеческой лич-ности.

Общий закон формирования способностей состоит в том, что они формируются в процессе овладения и выполнения тех видов деятельности, для которых необходимы.

Двигательные способности -- это способность дви-гаться, овладевать двигательными навыками определенной сложности. Главным фактором развития таких способнос-тей является естественная активность, генетически предоп-ределенная в этом потребность. Наряду с этим может иметь место и процесс направленного развития двигательных спо-собностей под влиянием условий среды, в которых прохо-дит развитие человека.

Выделяют следующие проявления двигательных способ-ностей: управление максимальной силой, произвольное рас-слабление мышц, растяжимость мышц, управление скорос-тью мышечного сокращения, пространственная точность движения, ориентировка в окружающем пространстве, уп-равление временем движений, равновесие, координация дви-жений, физическая работоспособность, статическая и дина-мическая выносливость, быстрота и правильность решения ситуационно возникающих двигательных задач (В.С. Фарфель).

Удачное сочетание отдельных проявлений двигательных способностей определяет успех спортсмена (лыжника, фех-товальщика, пловца, футболиста и др.).

Исследователи считают, что развитие двигательных спо-собностей определяется интегральным воздействием мно-гих систем организма человека. Наиболее информативны-ми из них являются свойства нервной системы, индивиду-альные морфофункциональные показатели, индивидуаль-ные физиологические и психологические особенности орга-низма (БА. Белик, А.П. Крестовников, В.С. Фарфель и др.).

Качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения успеха в деятель-ности, носит название «одаренность». Одним из ее проявле-ний выступают точность и соразмерность движений, точ-ность и соразмерность усилий, а также быстрое овладевание техникой выполнения сложных элементов движений, до-статочно прочное их закрепление и воспроизведение. Фи-зиологический механизм двигательной одаренности опира-ется на тонкое развитие двигательного анализатора, на вы-сокую способность коры головного мозга к анализу и синтезу.

ДЫДАКТЫЧНЫЯ ГУЛЬНІ ПА ФІ3ІЧНЫМ ВЫХАВАННІ ДЛЯ ДЗЯЦЕЙ СТАРЭЙШАГА ДАШКОЛЬНАГА УЗРОСТУ

Асноунае прызначэнне дыдактычных гульняу -- умацаванпе адукацыйнай натраванасцг у навучант дзяцей рухамг. Самрух застаецца абавязковым компонентам гульняу, але выступав ужо не тольт як канкрэтнае рухалънае дзеянне, дзе трэби атрымаць вызначаныя колькасныя i якасныя паказчыш, але i у якасцг пазнавалънага аб'екта.

Проз гулът дзецг знаёмяцца з разнастайнасцю рухау, ix прызначэннем: вучацца дыферэщыравацъ pyxi na eidax і спосабах выканання; суадносщь, парауноувацъ выконваемыя pyxi з рухальнымг эталонами; практыкуюцца у прымянент рухау у незвычайных абставшах.

3 дапамогай дыдактычных гульняу аргатзуецца дадатковае успрыманне, распознавание рухау не толькг па знешшм дзеянт, але i па атсант словамг. Такгм чынам дзещ вучацца рабщь абагульненнг, групаваць pyxi па вызначаных уласцгвасцях.

Дыдактычныя гулът можно выкарыстоуваць на запятках па фгзкультуры, а таксама у паусядзённым жыццг у час самастойнай рухальнай дзейнасцг дзяцей пящ -- сямг гадоу. Працягласцъ гульняу складае 7 -- 10 хвшт. Гулът патрабуюць папярэдняй падрыхтоукг на физкультурных запятках г у час самастойнай дзейнасцг дзяцей.

ДЫДАКТЫЧНЫЯ ГУЛЬНІ НА 3AMAUABAHHE ВІДАУ I СПОСАБАУ РУХАУ

1. «Хто больш ведае рухау»

Дыдактычная задача: удакладнщь назвы вщау i спосабау хадзь-бы, бегу, скачкоу, лажання, кщання.

Гульнявыя дзеяннм назваць i паказаць pyxi.

Правшы: дакладна мазваць i правтьна паказаць pyxi; нельга паутараць pyxi, названыя іншымі дзецьмі.

Матэрыялы:

Пяць картачак, на кожнай адлюстраваны чалавек, які выконвае адзін з асноуных рухау (хадзьбу, бег, скачкі, лажанне, кщанне).

Фізкультурныя дапаможнікі: мячы, абручы, пмнастычная лаука, плоскасная дарожка.

Стацыянарнае фізкультурнае абсталяванне (выкарыстоуваецца тады, калі гульня праводзщца паблізу яго).

Метадычныя указаны. Дзеці дзеляцца на дзве каманды. Адзін з ігракоу першай каманды перата-соувае картачю, другііншай ка-манды) выцягвае адну з картачак. Гульня пачынаецца з руху, які адлюстраваны на картачцы. Так, калі на ей адлюстравана хадзьба, дзеці успамінаюць усе яе віды i спосабы. Першая каманда дамауляецца, які з вщау або спосабау руху будзе выконваць, а потым паказвае яго (па магчымасці сінхронна), дру-гая ж каманда называв віды руху. Затым выконвае які-небудзь з відау або спосабау зададзенага руху другая каманда, а першая яго называе.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.