Дипломная работа
Формирование у дошкольников 6-7 лет элементарных математических представлений
Жигалова Ольга
Содержание
Введение
Глава 1. Методические приёмы формирования элементарных математических знаний, по разделам
1.1 Количество и счет
1.2 Счет с участием разных анализаторов, упражнения в запоминании чисел
1.3 Счет групп предметов, деление целого на части
1.4 Состав числа из единиц, порядковый счет
1.5 Закрепление знания о взаимообратных отношениях между числами. Состав числа из двух чисел, меньших этого числа
1.6 Обучение детей решению задач, обучение детей формулировке арифметических действий
1.7 Обучение детей измерению, форма
1.8 Ориентировка в пространстве и времени
1.9 Методика ознакомления детей 6-7 лет с календарем
Глава 2. Особенности организации работы на уроках математики в подготовительной к школе группе
2.1 Изучение нового материала
2.2 Конспекты, проведенных занятий, в подготовительной, к школе, группе
2.3 Урок-сказка с элементами математики, задания творческого характера
Выводы
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
К моменту поступления в школу дети должны усвоить относительно широкий круг взаимосвязанных знаний о множестве и числе, форме и величине, научиться ориентироваться в пространстве и во времени.
Практика показывает, что затруднения первоклассников связаны, как правило, с необходимостью усваивать абстрактные знания, переходить от действия с конкретными предметами, их образами к действию с числами и другими абстрактными понятиями. Такой переход требует развитой умственной деятельности ребенка. Поэтому в подготовительной к школе группе особое внимание уделяют развитию у детей умения ориентироваться в некоторых скрытых существенных математических связях, отношениях, зависимостях: «равно», «больше», «меньше», «целое и часть», зависимостях между величинами, зависимости результата измерения от величины меры и др. Дети овладевают способами установления разного рода математических связей, отношений, например способом установления соответствия между элементами множеств (практического сопоставления элементов множеств один к одному, использования приемов наложения, приложения для выяснения отношений величин). Они начинают понимать, что самыми точными способами установления количественных отношений являются счет предметов и измерение величин. Навыки счета и измерения становятся у них достаточно прочными и осознанными.
Умение ориентироваться в существенных математических связях и зависимостях и овладение соответствующими действиями позволяют поднять на новый уровень наглядно-образное мышление дошкольников и создают предпосылки для развития их умственной деятельности в целом. Дети приучаются считать одними глазами, про себя, у них развиваются глазомер, быстрота реакции на форму.
Не менее важно в этом возрасте развитие умственных способностей, самостоятельности мышления, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, способности к отвлечению и обобщению, пространственного воображения.
У детей должны быть воспитаны устойчивый интерес к математическим знаниям, умение пользоваться ими и стремление самостоятельно их приобретать.
Программа по развитию элементарных математических представлений подготовительной к школе группы предусматривает обобщение, систематизацию, расширение и углубление знаний, приобретенных детьми в предыдущих группах.
Работа по развитию математических представлений в основном осуществляется на занятиях. Как следует строить их, чтобы обеспечить прочное усвоение детьми знаний?
В подготовительной к школе группе по математике проводятся 2 занятия в неделю, в течение года -- 72 занятия. Продолжительность занятий: первого -- 30 -- 35 мин, второго -- 20 -- 25 мин.
Структура занятий. Структура каждого занятия определяется его содержанием: посвящается ли оно изучению нового, повторению и закреплению пройденного, проверке усвоения знаний детьми.
Первое занятие по новой теме почти целиком посвящается работе над новым материалом. Знакомство с новым материалом организуют, когда дети наиболее работоспособны, т. е. на 3--5-й мин. от начала занятия, и заканчивают на 15--18-й мин. Повторению пройденного уделяют 3--4 мин. в начале и 4--8 мин. в конце занятия. Почему целесообразно строить работу именно так? Изучение нового утомляет детей, а включение повторного материала дает им некоторую разрядку. Поэтому там, где это возможно, полезно повторять пройденный материал по ходу работы над новым, так как очень важно ввести новые знания в систему ранее усвоенных.
На втором и третьем занятиях по данной теме ей отводят примерно 50% времени, а во второй части занятия повторяют (или продолжают изучать) непосредственно предшествующий материал, в третьей части повторяют то, что дети уже усвоили.
Проводя занятие, важно органически связать его отдельные части, обеспечить правильное распределение умственной нагрузки, чередование видов и форм организации учебной деятельности.
Варианты структуры занятия
1-й вариант
1. Повторение с целью введения детей в новую тему -- 2--4 мин.
2. Рассмотрение нового материала--15--18 мин.
3. Повторение ранее усвоенного материала -- 4--7 мин.
Занятие, на котором дети впервые знакомятся с приемами измерения длины предметов, может быть построено примерно так:
1-я часть. Сравнение длины и ширины предметов. Игра «Что изменилось?» -- 5 мин.
2-я часть. Демонстрация приемов измерения длины и ширины условной меркой при решении задачи на практическое уравнивание размеров предметов -- 10 мин.
3-я часть. (Закрепление знаний.) Самостоятельное применение детьми приемов измерения в ходе выполнения практического задания -- 10 мин.
4-я часть. Упражнения в сравнении и группировке геометрических фигур и в сравнении численностей множеств разных фигур -- 5 мин.
2-й вариант
1. Продолжение работы по изучению новой темы -- 13--15 мин.
2. Продолжение изучения непосредственно предшествующего материала или его закрепление -- 8--12 мин.
3. Повторение ранее пройденного -- 4--5 мин.
Примерно так может быть построено занятие, на котором продолжается работа по обучению измерению длины.
1-я часть. Припоминание знакомых приемов измерения и демонстрация новых -- 5 мин.
Самостоятельное выполнение детьми практических заданий -- 8--10 мин. Итого -- 13--15 мин.
2-я часть. Повторение пройденного. Упражнения в делении предметов на 2 и 4 равные части. Самостоятельное выполнение практических заданий -- 8 мин.
3-я часть. Упражнения в ориентировке на плоскости листа с использованием 2 таблиц. Игра «Где что находится?» -- 3--4 мин.
3-й вариант
1. Закрепление материала по новой теме -- 8--10 мин.
2. Закрепление 3--4 ранее изученных программных задач -- 12--15 мин (из них 3--5 мин уделяют повторению материала, знание которого обеспечивает переход к изучению следующей темы).
Данные примеры можно рассматривать лишь как возможные варианты структуры занятия.
Объект исследования - является ребенок.
Предмет исследования - это задачи и приемы, которые используются на занятиях в детском саду.
Гипотеза исследования - использование определенных методов, задач и приемов при изучении математики в детском саду, влияет, непосредственно, на понимание материала детьми.
Актуальность исследования - заключается в том, чтобы показать, что на ряду с основными понятиями, необходимыми в жизни ребенка, они, так же получают первоначальные знания по математике. В дипломном проекте отражено, как строится процесс обучения в подготовительной к школе группе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть задачи и приемы, которые используются при работе с детьми.
2. Рассмотреть методы изучения элементарных математических представлений.
3. Рассмотреть упражнения, которые используются на занятиях математики.
4. рассмотреть материал, который дети должны усвоить за учебный год.
Методы исследования:
1. метод наглядных пособий
2. метод практических занятий
3. использование дидактических игр
В начале учебного года целесообразно проверить, все ли дети, и в первую очередь те, которые впервые пришли в детский сад, умеют считать предметы, сопоставлять количество разных предметов и определять, каких больше (меньше) или их поровну; каким способом при этом пользуются: счетом, соотнесением один к одному, определением на глаз или сравнением чисел, умеют ли дети сравнивать численности совокупностей, отвлекаясь от размеров предметов и площади, которую они занимают.
Примерные задания и вопросы: «Сколько здесь больших матрешек? Отсчитай сколько же маленьких матрешек. Узнай, каких квадратов больше: синих или красных. (На столе беспорядочно лежат 5 больших синих квадратов и 6 маленьких красных.) Узнай, каких кубиков больше: желтых или зеленых». (На столе стоят 2 ряда кубиков; 6 желтых стоят с большими интервалами один от другого, а 7 синих -- вплотную друг к другу.)
Проверка подскажет, в какой мере дети овладели счетом и на какие вопросы следует обратить особое внимание. Аналогичную проверку можно повторить спустя 2--3 месяца, для того чтобы выявить продвижение детей в овладении знаниями.
Образование чисел. На первых занятиях целесообразно напомнить детям, как образуются числа второго пятка. На одном занятии последовательно рассматривают образование двух чисел и производят сравнение их друг с другом (6 -- из 5 и 1; 6 без 1 равно 5; 7 -- из 6 и 1; 7 без 1 равно 6 и т. д.). Это помогает детям усвоить общий принцип образования последующего числа добавлением единицы к предыдущему, а также получения предыдущего числа удалением единицы из последующего (6--1= 5). Последнее особенно важно, потому что детей значительно больше затрудняет получение меньшего числа, а следовательно выделение обратной зависимости.
Как и в старшей группе, сопоставляют не только совокупности разных предметов. Группы предметов одного вида разбивают на подгруппы (подмножества) и сопоставляют друг с другом («Больше высоких или низких елочек?»), группу предметов сопоставляют с ее частью. («Чего больше: красных квадратов или красных и синих квадратов вместе?») Дети должны каждый раз рассказывать, как получено данное число предметов, к какому числу предметов и сколько они добавили или от какого числа и сколько убавили. Чтобы ответы были осмысленными, надо варьировать вопросы и побуждать детей по-разному характеризовать одни и те же отношения («поровну», «столько же», «по 6» и др.).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19