Рефераты. Формирование у дошкольников 6-7 лет элементарных математических представлений

p align="left">Выполнение многих заданий: зрительных диктантов, решения задач геометрического содержания - основывается полностью на действиях, контролируемых наличием образца. Воспитатель побуждает детей привлекать наглядность для доказательства отдельных положений, самостоятельно применять те или иные способы наглядного доказательства, например составления совокупностей 1:1, приемы наложения, приложения, измерения и др. для подтверждения характера отношений между величинами, числами.

Дети, наряду с индуктивным путем, начинают все больше применять дедуктивный путь рассуждения, идти не только от частного к общему, но и от общего к частному, учатся обобщать, конкретизировать знания, получая возможность применять их в разнообразных конкретных ситуациях. В обучении детей 6-7 лет возрастает роль словесных приемов обучения. Словесным указаниям, устным упражнениям, словесным играм уделяется на занятиях все больше и больше внимания. Проводя их, воспитатель опирается на представления, полученные детьми ранее.

Большое значение в работе с шестилетками приобретает развитие у них умения предварительно планировать содержание и ход выполнения заданий. Практическим пробам предпосылаются действия в уме, мысленное обдумывание хода решения. Ценным приемам активизации мышления детей является побуждение их задавать вопросы друг другу («подумайте, о чем еще можно спросить). Полезно перестраивать вопросы об одном и том же, например: «Какое число получается, если к семи прибавить один? Какое число больше семи на один? Из какого числа надо вычесть один, чтобы получилось семь?» Дети учатся объяснять, рассуждать, доказывать, приучаясь давать развернутые ответы. Выполнив задание, они каждый раз рассказывают, что делали, как делали, какой результат получился. Постоянный контроль за ходом усвоения знаний; умений; навыков позволяет педагогу судить о том, как дети поняли, усвоили материал.

Разновидность заданий, упражнений.

В подготовительной группе увеличивается не только объем занятий, но и их плотность. Объясняя новый материал, воспитатель не спешит, давая детям возможность глубже вникнуть в суть вопроса. Повторение пройденного материала ведется в быстром темпе, с охватом при опросе как можно большего количества детей. Возрастает объем отдельных заданий. Выполняя их детям, приходится ориентироваться на все большее количество признаков и выполнять все большее количество действий. Упражнения становятся комплексными и комбинируются самым разнообразным образом. Например, определяя местоположение предметов разной высоты, дети одновременно упражняются в сравнении высоты предметов и в порядковом счете; группируя геометрические фигуры, упражняются в выделении признаков формы, размера, пространственного расположения, в счете, в сравнении чисел. Большую учебную нагрузку несут упражнения, связанные с элементами зарисовки, измерения, и многие другие. Дети, как правило, проявляют большую заинтересованность в выполнении сложных заданий, приучаются работать сосредоточенно, уплотненно, развивается их работоспособность. Для закрепления знаний, дети должны проделать достаточное количество однотипных упражнений. Для того, чтобы предупредить их утомление, поддержать внимание в ходе занятия, необходимо менять приемы, наглядные пособия. Небольшая вариантность упражнений, варьирование несущественных признаков при сохранении существенных создают хорошие условия для усвоения знаний. Опыт показывает, что в ходе рассмотрения нового материала в подготовительной группе, можно использовать до 4-5 приемов, но не больше, а для закрепления знания 2-3.

При проявлении у детей первых признаков утомления воспитатель проводит физкультминутку.

Учение должно приносить детям радость. Заданиям целесообразно придавать игровой характер, включать элементы соревнования, возможность выиграть: «Кто больше назовет вопросов со словом «сколько» (к таблице геометрических фигур)? Что больше, что меньше? (сравнивание частей). Большое оживление в работу вносят занимательные задачи, загадки, стихотворения. Используя разнообразные упражнения, воспитатель предоставляет детям инициативу, самостоятельность в процессе получения, закрепления и применения знаний.

Очень часто воспитатель делает ошибку, которая заключается в том, что он не дает ребенку подумать. Задавая вопрос, сам на него отвечает. Это не всегда оправданно. Набор готовых знаний не формирует потребности в процессе познания, стремления к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений и достижению целей. На многие вопросы ребенок сам может найти ответ и неважно, что только путем проб и ошибок. Тому, как вызвать интерес ребенка к математике, помочь ему ответить на поставленные вопросы, сделать занятия увлекательным, посвящено много учебных пособий, которые разработаны в помощь воспитателю. Для успешного изучения математики очень часто используют игровые методы, применяя предметы, которые окружают ребенка. Известно, что усвоение знаний начинается с материального действия с предметами или их рисунками, моделями, схемами. Практические действия переходят в словесное описание. В результате осуществляется связь между материальной и внешнеречевой формами действий. Постепенно опора на действия с предметами и их моделями сокращается. Проговаривание игровых действий переносится во внутренний план (действия в уме). Таким образом, материальная форма действия является исходной, внешнеречевая форма предполагает рассуждения, и, наконец, умственная форма действия (проговаривания про себя) осуществляется тогда, когда у детей уже сформированы представления или понятия. При изучении каждого раздела математики необходимо, чтобы дети усвоили все формы действия.

Многие воспитатели широко практикуют использование задач-шуток, загадок, головоломок, игр и т.д. Они не только вызывают интерес своим содержанием, занимательной формой, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Особое внимание уделяют развитию у детей самостоятельности, наблюдательности, находчивости, сообразительности. Этому способствуют разнообразные логическиt игры, задачи, упражнения: «Найди недостающую фигуру», «Чем отличается» и т.д. Для решения этих заданий необходим анализ условий, правил, содержания игры, в итоге требуется применение математического умозаключения. Ценным средством воспитания умственной активности детей являются дидактические игры и упражнения. Они активизируют психические процессы (мышление, память, внимание и т.д.), вызывают интерес к процессу познавания и облегчают процесс усвоения знаний. В дидактических играх детей привлекает необычность постановки задач (догадайся, найди и т.д.) и способ ее подачи (Помоги Незнайке найти своих соседей и т.д.). Любая дидактическая игра решает определенную задачу, направленную на совершенствование математических представлений детей. Важно правильно использовать все эти методы на занятиях, уметь построить занятие так, чтобы не было переутомления, чтобы ребенок не получил информации больше, чем может воспринять за определенное количество времени. В конце занятия необходимо периодически побуждать детей давать отчет о том, что узнали, чему научились, что удалось, что не удалось, кому и над чем надо поработать. Это способствует развитию у детей самоконтроля, умения правильно оценивать свои знания и действия. Знания, полученные детьми на занятиях, должны использоваться в повседневной жизни. Весь год дети усваивают материал, но в конце учебного года, лучше всего в апреле, проводят проверку усвоенного материала. Она проходит в форме индивидуального опроса детей, а его результаты фиксируют в тетради. Каждому ребенку предлагают 5-6 заданий из разных разделов математики. Выяснив, как они усвоили ту или иную тему (темы приведены во 2 разделе), отбирают материал для повторения на занятиях в мае. В летнее время, когда до школы остается три месяца, занятия не проводятся. Но знания, полученные детьми в течение учебного года, закрепляются в повседневной жизни. Например: на улице можно попросить детей, чтобы они принесли пять сосновых шишек, а еловых на три больше, или спрятать игрушку в аллее за пятой березкой. Знания детей становятся все более прочными и глубокими, переносятся в новые условия. Необходимо помочь ребенку убедиться в том, как важно уметь считать, измерять, определять форму предметов. В процессе формирования элементарных математических представлений важно пробудить у дошкольников интерес к математическим знаниям. Это явится залогом успешного обучения математики в школе.

Распределение программного материала по кварталам.

В первом квартале выделяется по четыре занятия:

а)на закрепление знания об образовании чисел второго пятка (от 6 до 10), закрепление навыка счета в пределах 10, закрепление счета вслух, счета по осязанию, счет движений, в течение учебного года постоянно повторяют данную задачу;

б)упражнения в сравнении размеров предметов, развитие глазомера,

в)уточнение представления о простейших геометрических фигурах (шаре, кубе, цилиндре, круге, квадрате, прямоугольнике и т.д.), изучение анализа формы предметов и ее словесное описание. Эти темы повторяются в течение учебного года 10-14 раз

Так же выделяется одно занятие на развитие ориентировки на плоскости листа. В течение года эту тему повторяют 7-10 раз, в зависимости от того, как дети ее поняли.

Два занятия выделяется на уточнение представления о том, что число предметов не зависит от размеров предметов, составляющих совокупность, от расстояний между ними и формы их расположения. Повторяют эту тему 3-4 раза, в течение года.

0дно занятие выделяется на упражнение в счете предметов в разных направлениях (слева на право, справа на лево; в счете предметов в любом расположении по кругу, квадрату и т.д.). Повторяют эту тему в течение года 1-2 раза.

Два занятия выделяется на закрепление умения определять в группе равное количество предметов. В течение года повторяют эту тему 1-2 раза.

Два занятия выделяют на закрепление порядкового счета в пределах десяти; установление пространственных отношений: перед, после, между и т.д. Эту тему повторяют 3-4 раза в течение учебного года.

Четыре занятия выделяется на изучения определения количественного состава числа из единиц в пределах десяти. Эту тему повторяют в течение года 3-4 раза.

а) Шесть занятий выделяется на обучение сравнивать смежные числа и определять разностные отношения между ними, называть предыдущие и последующие числа, понимать выражения до и после.

б) два занятия выделяется на обучение делить предметы на две равные части. В дальнейшем эти темы повторяются постоянно, в течение учебного года. 2. Во втором квартале выделяется:

Четыре занятия на обучение делить геометрические предметы на 2 и 4 равные части. 4-5 раз в течение года повторяют эту тему.

Одно занятие выделяется на обучение видоизменять геометрические фигуры, составлять из одних фигур другие, целые фигуры из частей. В течение года эту тему повторяют один раз.

Восемь занятий выделяется на упражнения в зарисовке квадрата, прямоугольника, круга, овала, треугольника на бумаге в клетку. В течение года эту тему повторяют 5-6 раз.

Пять занятий выделяется на изучение измерения длины, ширины, высоты предмета с помощью условной мерки. В течение года эта тема повторяется 5-6 раз.

Одно занятие выделяется на обучение делить предметы на части с помощью условной мерки. Эта считается не очень сложной для понимания дошкольником, поэтому ее не повторяют в последующем обучение.

Два занятия выделяется на изучение определять объем жидких и сыпучих тел с помощью условной мерки, на развитие глазомера. Эта тема повторяется в течение учебного года 1-2 раза.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.