76
Букановой Натальи Александровны
Евпаторийского педагогического факультета
(специальность: «Начальное обучение. Дошкольное
воспитание»)
Научный руководитель:
старший преподаватель
Глузман Неля Анатольевна.
Евпатория
2003
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1.ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ СРАВНЕНИЯ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ
1.1. Роль сравнения в развивающем обучении 7
1.2. Содержание, структура и функции умственного приёма сравнения ......... 24
РАЗДЕЛ 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМСТВЕННОГО ПРИЕМА СРАВНЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ
2.1. Методика по развитию и формированию сравнения у младших школьников в процессе изучения математики 37
2.2. Дифференцированные упражнения по математике как средство формирования приёма сравнения 44
2.3. Планирование, организация и анализ результатов экспериментального исследования 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ А 60
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 61
ПРИЛОЖЕНИЕ В 62
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 65
Анализ учебников и программ начальной школы показывает, что прием сравнения необходим учащимся уже в первом классе. Вместе с тем, пишет Талызина Н.Ф., если его не сделать предметом специального усвоения младшими школьниками, то он оказывается не усвоенным большинством учащихся до конца учебного года, что значительно отражается на дальнейшей успеваемости в средних классах.
Умение человека сравнивать, являясь одной из важнейших характеристик его ума, в то же время в большей степени способствует системности мышления. Поэтому чрезвычайно важна роль сравнения при формировании понятий, обобщений и систематизаций знаний. С другой стороны, использование сравнения в обучении открывает перед преподавателем возможность более доступно и наглядно излагать учебный материал.
Особенно важным является прием сравнения при изучении явлений, недоступных воображению, при усвоении знаний, которые выходят за пределы жизненного опыта человека. Прием сравнения позволяет углублять и уточнять изучаемый материал, помогает лучше сохранить его в памяти, вырабатывает умения систематизировать и классифицировать понятия, отношения и явления.
Изложенное выше обусловило выбор темы исследования: «Формирование и развитие умственного приема сравнения у учащихся начальных классов (на примере изучения курса математики)”.
Исследованием роли сравнения в учебном процессе и разработкой методики формирования этого приема занимались многие психологи, дидакты, методисты-математики (Г.И. Каганяк, Г.С. Костюк, В.Ф. Паламарчук, В.Н. Осинская, Н.Ф. Талызина, М.Н. Шардаков, П.М. Эрдниев и др.). В своих работах они выделяют сравнение как основу любой умственной деятельности. Так, Д.Н. Богоявленский, Н.А. Менчинская отмечают, что сравнение - обязательное условие всякой абстракции и всякого обобщения. Оно также необходимо при аналогии и классификации. К.Д. Ушинский неоднократно подчеркивал, что сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления.
Объектом исследования является процесс формирования умения сравнения у учащихся начальных классов.
Предмет исследования - организация учебной деятельности по формированию приема сравнения
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что при условии систематического и целенаправленного овладения приемами умственной деятельности будет не только способствовать оптимизации усвоения содержания предмета, но и повлияет на качественное изменение характера познавательной деятельности школьников.
Цель исследования заключается в обосновании и реализации методики формирования умственного приема сравнения у детей младшего школьного возраста в процессе изучения математики.
Цель работы и выдвинутая гипотеза позволили определить следующие основные задачи исследования:
- исследовать состояние проблемы в психолого-педагогической теории и практике школьного обучения, проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
- выявить содержание, структуру и функции умственного приема сравнения, установить его место и роль в процессе обучения математики;
- определить методические требования к проведению сравнения;
- обобщить опыт работы учителей, личный опыт сравнительной деятельности при обучении математике;
- проверить сформированность приема сравнения у учащихся в процессе опытно-экспериментальной работы.
Для решения поставленных задач были использованы такие методы научно-педагогических исследований:
- анализ отобранного программного материала, на котором можно реализовать проблему формирования умственного приема сравнения у младших школьников;
- анализ методов, средств, форм организации по формированию приема сравнения младших школьников;
- изучение психолого-педагогической, методической, философской литературы, анализ накопленного опыта работы учителей по проблеме формирования приема сравнения в начальной школе;
- изучение результатов деятельности младших школьников (проверка контрольных, самостоятельных работ и устного опроса) с целью определения уровня знаний и умений младших школьников при изучении отдельных тем.
Теоретическая и практическая значимость состоит в теоретическом обосновании идеи формирования приема умственной деятельности сравнения у учеников начальных классов. Разработана теоретическая модель системы работы над умственным приемом сравнения, включающая процессуальные и содержательные действия, которые обеспечивают высокий уровень осмысления хода решения математического задания, а также способствуют развитию элементов творческого мышления. Практическая значимость полученных результатов исследования состоит в апробации тестов и разработке комплекса тестовых заданий для определения сформированности умственного приема сравнения учеников в процессе изучения курса математики, в подготовке методических разработок, а также программ для статистической обработки результатов экспериментальной работы.
Курсовая работа состоит из введения, 2 разделов, заключения, выводов, списка использованной литературы, приложений (4). Общий объем работы - 54 страницы (до списка литературы).
Базой проведения экспериментального исследования была СОФМШ I - III ступени № 6 г. Евпатории, класс 1.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10