Рефераты. Формирование умственного приёма сравнения у младших школьников в процессе решения разноуровневых упражнений по математике

p align="left">Мельник Н. Развитие логического мышления при изучении математики. // Начальная школа. - 1997. № 5. - с. 63

Методика начального обучения математике. Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов по специальности «Педагогика и методика начального обучения»/ Под редакцией Л. Н. Скаткина.- М., «Просвещение», 1972.- 320с.

Моро М.И., Пышкало А.М. Методика обучения математике в 1-3 классах. Пособие для учителя. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1978. - 336 с.

Муштакова М.В., О. Ю. Шарапова. Система развивающего обучения глазами завуча. // Начальная школа. - 1997. - № 6 .- с. 10 - 15.

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб.заведений: В з кн. - 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн.1. Общие основы психологии. - 688 с.

Обучение и развитие: (Экспериментально - практическое исследование) / Под ред. Л.В. Занкова. - М.: Педагогика. 1975. - 440с.

Осинская В.Н. Формирование умственной культуры учащихся в процессе обучения математике: Кн. для учителя. - К.: Радянська школа, 1989. - 192 с.

Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. - 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Просвещение, 1987. - 208 с.

Пентегова Г. А. Развитие логического мышления на уроках математики // Начальная школа. - 2000. - № 11. - с. 74.

Подласый И. П. Педагогика начальной школы: Учебное пособие для студентов пед. колледжей. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. - с. 287.

Раев А. И. Управление умственной деятельностью младшего школьника. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1976. - 134 с.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб: Издательство «Питер», 2000.

Слепкань З.И. Психолого-педагогические основы обучения математике. - К.: Радянська школа, 1983. - 192 с.

Слєпкань З.І. Про державний стандарт з математики // Математика в школі, 1998. - № 1. - с.4-19.

Слєпкань З.І., Шкіль М.І., Дороговцев А.Я. та ін. Концепція базової математичної освіти в Україні.- К.: Мін. осв. України, Інститут системних досліджень, 1993. - 31 с.

Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. для студентов сред. пед. учеб. заведения. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 1998. - 288 с.

Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. - М.:Просвещение,1988.

Типические особенности умственной деятельности младших школьников / под ред. С.Ф.Жуйкова.

Тихонова Н. Задачи в развивающем обучении математике // Начальная школа. - 1998. - №7 - с. 51

Укурглева Т.А. Актуализация резервов мыслительных операций при обучении математике // Начальная школа. - 1999. - № 2. - с. 50.

Фридман Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе. - М.: Просвещение, 1983. - 160 с.

Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение: психологические основы развивающего обучения. - М.: Столетие, 1995. - 189 с.

Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Обучение математике в школе: Книга для учителя. - 2 изд., испр.и доп. - М.: АО «Столетие», 1996. - 320 с.

Якиманская И. С. Развивающее обучение. - М.: Педагогика, 1979. - 144 с.

Якиманская И. С. Формирование интеллектуальных умений и навыков. - М.: Высшая школа, 1979. - 88 с.

Якиманская И.С. Знания и мышление школьника. - М.: Знание, 1985. - 80 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ А. КОНТЕНТ-АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ И ФУНКЦИЙ СРАВНЕНИЯ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ………...........60

ПРИЛОЖЕНИЕ Б. ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ И ФОРМИРОВАНИЮ ПРИЕМА СРАВНЕНИЯ В КУРСЕ НАЧАЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ (1-4 КЛАСС)…………………………………………….61

ПРИЛОЖЕНИЕ В. РАЗНОУРОВНЕВЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЯ ПРИЕМА СРАВНЕНИЯ……………62

ПРИЛОЖЕНИЕ Г. СТАТЬИ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ……...65

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Контент-анализ содержания и функций сравнения в научной литературе

М.Н. Шардаков (1951, 1953)

Сравнение - это установление сходства и различия предметов и явлений действительности.

С.Л. Рубинштейн (1958)

Сравнение - сопоставляя вещи, явления, их свойства, раскрывает тождество и различия.

З.И. Слепкань (1983, 2000)

Сравнение - это умственное действие, направленное на выделение общего и отличного в предметах и явлениях.

А.И. Раев (1976)

Сравнение:

· определить, для чего должно быть произведено сравнение, какова его цель;

· выделить различные признаки сравниваемых объектов;

· определить возможные линии сравнения в соответствии с поставленной целью и обнаруженными признаками;

· установить общие признаки по каждой из намеченных линий сравнения;

· установить особенные признаки по каждой из намеченных линий сравнения;

· определить степень существенности общих и особенных признаков по каждой линии сравнения;

· соотнести полученные данные по всем линиям;

· сформировать вывод о сходстве и различии данных объектов в соответствии с поставленной целью.

В.Ф. Паламарчук (1979);

В.Н. Осинская (1989).

Сравнение - мыслительная операция, посредством которой устанавливаются черты сходства и различия между определёнными предметами и явлениями. Две основные формы:

1) противопоставление - уяснение отличительного в предметах и явлениях при выделении существенных признаков и свойств;

2) сопоставление - выделение существенных свойств, общих для ряда объектов.

Е.Т. Коробов (1990)

Сравнение - мыслительная операция, при которой устанавливаются сходства и различия между объектами (основанием для сравнения обычно служат существенные признаки сравниваемых объектов).

В.Н Брюшинкин (1996)

Сравнение - мыслительное выделение общих признаков предмета и отбрасывание признаков, свойственных только отдельным видам данного предмета.

Н.Ф. Талызина (1998)

Сравнение:

выделение признаков у объектов;

установление общих признаков;

выделение основания для сравнения(одного из существенных признаков); сопоставление объектов по данному основанию.

Н.Б. Истомина(1998)

Сравнение - выделение признаков или свойств одного объекта, установление сходства и различия между признаками трёх, четырёх и более объектов.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Программа по развитию и формированию приема сравнения в курсе начальной школы (1- 4 класс)

1 класс

Учить соотносить два предмета, картинки по форме, величине, целевому назначению. Соотносить кружочки, счетные палочки. Сравнение проводить на однотипном материале, преимущественно по внешним признакам в одном направлении (отличие или сходство), завершать эмоциональной оценкой детей.

Сравнивая и классифицируя игрушки, знакомые предметы, учебные принадлежности, делать вывод о принадлежности их к общему родовому понятию. Учиться делать элементарный индуктивный вывод из сравнения двух несложных объектов вербального характера, несложных практических действий. Отвечать на ряд вопросов по общей теме.

Накапливать опыт определения и объяснения понятий через практический показ определяемого предмета, указание, описание. Выделять внешние признаки знакомых предметов, явлений. Для облегчения понимания определений использовать наглядность.

2-й класс

Начать выделение существенных и несущественных признаков предметов.

Сопоставлять на однотипном материале два предмета, картинки по количеству, форме, величине, цвету целевому назначению. Сопоставлять числа, геометрические фигуры. Различать существенные и несущественные признаки предметов и на этой основе находить сходство и отличие. Одновременное сравнение производить на основе конкретных признаков в одном направлении с помощью введения третьего, контрастного объекта. Определять последовательность сравнения, понимать его целенаправленность. Завершать эмоциональной и простейшей логической оценкой. На основе умений анализа, выделение главного, сравнения формировать умения элементарного эмпирического обобщения. Сравнивания и классифицируя знакомые однотипные предметы, изображения, подводить их под общее родовое понятие. Сравнение заканчивать элементарным выводом.

Выделять существенные признаки знакомых предметов.

3-й класс

Тренироваться в разделении существенных и несущественных признаков предметов.

Сопоставлять и противопоставлять по конкретным признакам два предмета, геометрические фигуры, простые задачи, примеры и т. д. Учиться последовательности сравнения и его целенаправленности, завершать суждение простым логическим выводом.

На основе сопоставления и противопоставления двух несложных практических, наглядных объектов формулировать обобщения индуктивным путём. Анализируя и сравнивая практические действия и их результаты, делать выводы по данным критериям.

Выделять существенные и несущественные признаки предметов.

4-й класс

Различать существенные и несущественные признаки несложных предметов.

Продолжить формирование умения сравнивать до качественной ступени, за которой идёт обобщение. Учиться полному сравнению с соблюдением его последовательности: определение объекта и цели сравнения; выделение основных признаков; установление отличия и (или) сходства; формулировка выводов. Сравнивать различную по характеру и целевому назначению информацию на основе существенных конкретных и общих признаков. Проводить одновременное, параллельное и отсроченное сравнение двух объектов с введением третьего, контрастного объекта и контробраза. Сопоставлять и противопоставлять явление и факты. Овладевать правилом-ориентиром сравнением.

ПРИЛОЖЕНИЕ В

РАЗНОУРОВНЕВЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРИЕМА СРАВНЕНИЯ

1. Маленькие фигуры раскрась красным карандашом, а большие - синим:

2. Маленькие треугольники раскрась зеленым карандашом, а большие - красным:

3. Раскрась фигуры, которые не являются четырехугольником:

4. Обведи кружочком числа, которые стоят между числами 5 и 8:

А) 3, 6, 4, 5, 9, 7, 8;

Б) 6, 1, 7, 9, 4, 0, 3.

5. Среди данных чисел обведи наибольшее:

А) 2, 5, 8, 0, 6, 4;

Б) 7, 9, 3, 1, 5, 6.

6. Закрась грибочек, который стоит между прямоугольниками:

7. Расставь числа от большего к меньшему:

2, 1, 4, 7, 9, 2.

8. Зачеркни те числа, которые не являются двузначными. Наименьшее двузначное число обведи красным кружочком:

20, 18, 3, 123, 11,13, 4, 8, 24, 10, 35.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.