Методика начального обучения математике. Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов по специальности «Педагогика и методика начального обучения»/ Под редакцией Л. Н. Скаткина.- М., «Просвещение», 1972.- 320с.
Моро М.И., Пышкало А.М. Методика обучения математике в 1-3 классах. Пособие для учителя. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1978. - 336 с.
Муштакова М.В., О. Ю. Шарапова. Система развивающего обучения глазами завуча. // Начальная школа. - 1997. - № 6 .- с. 10 - 15.
Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб.заведений: В з кн. - 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн.1. Общие основы психологии. - 688 с.
Обучение и развитие: (Экспериментально - практическое исследование) / Под ред. Л.В. Занкова. - М.: Педагогика. 1975. - 440с.
Осинская В.Н. Формирование умственной культуры учащихся в процессе обучения математике: Кн. для учителя. - К.: Радянська школа, 1989. - 192 с.
Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. - 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Просвещение, 1987. - 208 с.
Пентегова Г. А. Развитие логического мышления на уроках математики // Начальная школа. - 2000. - № 11. - с. 74.
Подласый И. П. Педагогика начальной школы: Учебное пособие для студентов пед. колледжей. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. - с. 287.
Раев А. И. Управление умственной деятельностью младшего школьника. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1976. - 134 с.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб: Издательство «Питер», 2000.
Слепкань З.И. Психолого-педагогические основы обучения математике. - К.: Радянська школа, 1983. - 192 с.
Слєпкань З.І. Про державний стандарт з математики // Математика в школі, 1998. - № 1. - с.4-19.
Слєпкань З.І., Шкіль М.І., Дороговцев А.Я. та ін. Концепція базової математичної освіти в Україні.- К.: Мін. осв. України, Інститут системних досліджень, 1993. - 31 с.
Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. для студентов сред. пед. учеб. заведения. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 1998. - 288 с.
Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. - М.:Просвещение,1988.
Типические особенности умственной деятельности младших школьников / под ред. С.Ф.Жуйкова.
Тихонова Н. Задачи в развивающем обучении математике // Начальная школа. - 1998. - №7 - с. 51
Укурглева Т.А. Актуализация резервов мыслительных операций при обучении математике // Начальная школа. - 1999. - № 2. - с. 50.
Фридман Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе. - М.: Просвещение, 1983. - 160 с.
Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение: психологические основы развивающего обучения. - М.: Столетие, 1995. - 189 с.
Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Обучение математике в школе: Книга для учителя. - 2 изд., испр.и доп. - М.: АО «Столетие», 1996. - 320 с.
Якиманская И. С. Развивающее обучение. - М.: Педагогика, 1979. - 144 с.
Якиманская И. С. Формирование интеллектуальных умений и навыков. - М.: Высшая школа, 1979. - 88 с.
Якиманская И.С. Знания и мышление школьника. - М.: Знание, 1985. - 80 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. КОНТЕНТ-АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ И ФУНКЦИЙ СРАВНЕНИЯ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ………...........60
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ И ФОРМИРОВАНИЮ ПРИЕМА СРАВНЕНИЯ В КУРСЕ НАЧАЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ (1-4 КЛАСС)…………………………………………….61
ПРИЛОЖЕНИЕ В. РАЗНОУРОВНЕВЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЯ ПРИЕМА СРАВНЕНИЯ……………62
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. СТАТЬИ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ……...65
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Контент-анализ содержания и функций сравнения в научной литературе
М.Н. Шардаков (1951, 1953)
Сравнение - это установление сходства и различия предметов и явлений действительности.
С.Л. Рубинштейн (1958)
Сравнение - сопоставляя вещи, явления, их свойства, раскрывает тождество и различия.
З.И. Слепкань (1983, 2000)
Сравнение - это умственное действие, направленное на выделение общего и отличного в предметах и явлениях.
А.И. Раев (1976)
· сформировать вывод о сходстве и различии данных объектов в соответствии с поставленной целью.
В.Н. Осинская (1989).
2) сопоставление - выделение существенных свойств, общих для ряда объектов.
Е.Т. Коробов (1990)
Сравнение - мыслительная операция, при которой устанавливаются сходства и различия между объектами (основанием для сравнения обычно служат существенные признаки сравниваемых объектов).
В.Н Брюшинкин (1996)
Сравнение - мыслительное выделение общих признаков предмета и отбрасывание признаков, свойственных только отдельным видам данного предмета.
Н.Ф. Талызина (1998)
выделение основания для сравнения(одного из существенных признаков); сопоставление объектов по данному основанию.
Н.Б. Истомина(1998)
Сравнение - выделение признаков или свойств одного объекта, установление сходства и различия между признаками трёх, четырёх и более объектов.
Программа по развитию и формированию приема сравнения в курсе начальной школы (1- 4 класс)
1 класс
Учить соотносить два предмета, картинки по форме, величине, целевому назначению. Соотносить кружочки, счетные палочки. Сравнение проводить на однотипном материале, преимущественно по внешним признакам в одном направлении (отличие или сходство), завершать эмоциональной оценкой детей.
Сравнивая и классифицируя игрушки, знакомые предметы, учебные принадлежности, делать вывод о принадлежности их к общему родовому понятию. Учиться делать элементарный индуктивный вывод из сравнения двух несложных объектов вербального характера, несложных практических действий. Отвечать на ряд вопросов по общей теме.
Накапливать опыт определения и объяснения понятий через практический показ определяемого предмета, указание, описание. Выделять внешние признаки знакомых предметов, явлений. Для облегчения понимания определений использовать наглядность.
Начать выделение существенных и несущественных признаков предметов.
Сопоставлять на однотипном материале два предмета, картинки по количеству, форме, величине, цвету целевому назначению. Сопоставлять числа, геометрические фигуры. Различать существенные и несущественные признаки предметов и на этой основе находить сходство и отличие. Одновременное сравнение производить на основе конкретных признаков в одном направлении с помощью введения третьего, контрастного объекта. Определять последовательность сравнения, понимать его целенаправленность. Завершать эмоциональной и простейшей логической оценкой. На основе умений анализа, выделение главного, сравнения формировать умения элементарного эмпирического обобщения. Сравнивания и классифицируя знакомые однотипные предметы, изображения, подводить их под общее родовое понятие. Сравнение заканчивать элементарным выводом.
Выделять существенные признаки знакомых предметов.
Тренироваться в разделении существенных и несущественных признаков предметов.
Сопоставлять и противопоставлять по конкретным признакам два предмета, геометрические фигуры, простые задачи, примеры и т. д. Учиться последовательности сравнения и его целенаправленности, завершать суждение простым логическим выводом.
На основе сопоставления и противопоставления двух несложных практических, наглядных объектов формулировать обобщения индуктивным путём. Анализируя и сравнивая практические действия и их результаты, делать выводы по данным критериям.
Выделять существенные и несущественные признаки предметов.
Различать существенные и несущественные признаки несложных предметов.
Продолжить формирование умения сравнивать до качественной ступени, за которой идёт обобщение. Учиться полному сравнению с соблюдением его последовательности: определение объекта и цели сравнения; выделение основных признаков; установление отличия и (или) сходства; формулировка выводов. Сравнивать различную по характеру и целевому назначению информацию на основе существенных конкретных и общих признаков. Проводить одновременное, параллельное и отсроченное сравнение двух объектов с введением третьего, контрастного объекта и контробраза. Сопоставлять и противопоставлять явление и факты. Овладевать правилом-ориентиром сравнением.
ПРИЛОЖЕНИЕ В
РАЗНОУРОВНЕВЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРИЕМА СРАВНЕНИЯ
1. Маленькие фигуры раскрась красным карандашом, а большие - синим:
2. Маленькие треугольники раскрась зеленым карандашом, а большие - красным:
3. Раскрась фигуры, которые не являются четырехугольником:
4. Обведи кружочком числа, которые стоят между числами 5 и 8:
А) 3, 6, 4, 5, 9, 7, 8;
Б) 6, 1, 7, 9, 4, 0, 3.
5. Среди данных чисел обведи наибольшее:
А) 2, 5, 8, 0, 6, 4;
Б) 7, 9, 3, 1, 5, 6.
6. Закрась грибочек, который стоит между прямоугольниками:
7. Расставь числа от большего к меньшему:
2, 1, 4, 7, 9, 2.
8. Зачеркни те числа, которые не являются двузначными. Наименьшее двузначное число обведи красным кружочком:
20, 18, 3, 123, 11,13, 4, 8, 24, 10, 35.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10