Рефераты. Исследования групповых форм работы на уроках истории

зучение влияния климата на группу в целом и на каждого члена группы в отдельности приводит к выводу о том, что педагогу заинтересованному в полноценном развитии каждого ребенка, необходимо научиться управлять этим явлением.

Прояснению вопроса о способах регулирования социально-психологического климата предшествует поиск характеристик благоприятного и неблагоприятного климата. С этой целью преподаватель может использовать ситуационную игру. Одна часть слушателей играет роль дружного, сплоченного коллектива, другая - пытается передать чувства и поведение членов диффузной группы. Преподаватель задает обеим группам вопросы о характере отношений, преобладающих в одной и другой группе, фиксирует сказанное членам групп и суммируя сказанное, заполняет таблицу. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии, М., 1998 г. с.99

Характеристики благоприятного климата

Характеристики неблагоприятного климата

Доброжелательность

Защищенность

Мобильность

Работоспособность

Инициативность

Оптимизм

Свобода "Я"

Агрессивность

Незащищенность

Инертность

Леность

Пассивность

Пессимизм

Зажатость

Во время работы учителя с группой иногда может возникнуть такая ситуация, когда педагогу удается на короткое время изменить ситуацию в ней с неблагоприятным климатом. С другой стороны непродуманные или непрофессиональные действия учителя могут, напротив, ухудшить благоприятную ситуацию в группе тоже. В обоих ситуациях мы говорили о таком понятии, как социально-психологическая атмосфера. В основу дифференциации понятий "климат" и "атмосфера" психологи положили принцип стойкости и функционирования этих явлений в группе.

Социально-психологическая атмосфера - есть преобладающее эмоциональное состояние в коллективе, отмеченное за сравнительно небольшой отрезок времени, вызванное подготовкой или проведениям какого-то конкретного дела или комплекса дел. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива, М., 1988 г. с.85

"В отличии от понятия "психологическая атмосфера" понятие "социально-психологический климат" обозначает не те или иные ситуативные перемены в преобладающем настроении людей, а лишь устойчивые черты. Собственно этим понятие климата, употребляемое в экологическом смысле, и отличается от понятия атмосферы". Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий, М., 1984 г. с.110

Климат можно рассматривать как сложение социально-психологических векторов групповой атмосферы. Данный подход дает основание указать способ формирования благоприятного климата в группе. Он заключается в постоянном создании и возобновлении той атмосферы, которая по своему содержанию соответствует цели воспитания. Поскольку и климат, и атмосфера представляет собой совокупность отношений, которые могут быть изменены, то климат и атмосфера - явления, поддающиеся регулированию. Влияние педагога на климат группы возможно через влияние на социально-психологическую атмосферу. Но каков механизм этого влияния? Оказывается механизмом формирования благоприятного климата в группе является привнесение ценности в жизнь группы и каждого отдельного ребенка.

Ценностное восприятие действительности предполагает умение педагога обобщать конкретность, абстрагироваться от частности, видеть ценность там, где для ребенка существует конкретная предметность.

Подводя итоги сказанному мы видим, что в течение многих лет педагоги занимались поиском возможностей повышения эффективности обучения. Свое место уже нашла групповая работа на уроке поскольку она содействует осуществлению дидактических принципов при усвоении знаний. Помимо этого также она служит привлечению личного опыта учащихся и расширению наглядной основы обучения. Групповая работы создает оптимальные условия для поучения и воспитания личности. Педагог - практик в этом случае должен выступать в роли регулятора таких явлений в группе, как социально-психологический климат и социально-психологическая атмосфера.

Исследование педагогического опыта организации работы в группах

Ниже мы рассмотрим опыт работы педагогов - практиков в группах, раскроем такие вопросы как:

1)
Какие проблемы возникают в практике групповой работы и учителей;

2) Что говорят эксперименты об эффективности групповой работы.

Многие педагоги-новаторы принимали участие в накоплении опыта работы в группах. Это такие педагоги, как: Лийметс Х.Й. Лийметс Х.Й. Место групповой работы среди других форм обучения / В сб. Советская педагогика и школа, V, Тарту, 1971 г., Карамкова З. Карамкова З. Дифференцированная групповая работа как эффективное средство для развития познавательной активности и самостоятельности учащихся / В сб. Советская педагогика и школа, V, Тарту, 1972 г., Николаева Т. Николаева Т. Групповая работа на уроке / ж. Народное образование, 1970 г. №12, Уринг Р. Уринг Р. Факторы различной информированности учащихся средней школы / В сб. Советская педагогика и школа, VIII, Тарту, 1973 г., Мухина А.А Мухина А.А. и Голунцова С.А. Из опыта организации коллективных занятий в начальной школе / В сб. Начальная школа, 1998 г.. и Голунцова С.А. и многие другие.

Все чаще говорят о том, что главная задача школы не снабдить ученика готовыми знаниями, а выработать у него умение ориентироваться в окружающем мире, принимать, используя полученные знания, нужные решения. Но и для этого следует переосмыслить подходы к обучению школьников, пересмотреть содержание и принципы построения учебного процесса.

Сущность формы групповой работы требует от учителя решения вопроса о составе отдельных групп. Чем руководствоваться при этом на основе проведенных экспериментов и накопленного опыта? Какие ученики могут успешно заниматься вместе? Прежде всего, для совместной работы необходим примерно одинаковый план работы. Исследования показывают, что скорость чтения варьируется в довольно больших пределах, вследствие чего этот показатель нельзя игнорировать при составлении групп. Когда заданием требуется прочитать какой-то текст учебника, то сразу возникают помехи, если они члены групп должны поджидать, пока другие дочитают нужный отрывок. Нередко учитель не знает скорости чтения учащихся. При составлении групп он должен это выяснить, для чего можно организовать простой эксперимент. Ученикам дается текст средней трудности из учебника. Учитель предлагает всем одновременно закончить чтение до того, как самый быстрый ученик успеет прочитать все до конца. На отдельных листочках учащиеся указывают свое имя и последние прочитанные слова. Затем учебники убирают со стола, и ученики отвечают на вопросы по той части текста, которую успели прочесть. Ответы покажут, насколько сосредоточенно и вдумчиво читал текст. Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке / Изд. «Знание», М., 1975 г. ст. 33

Следует учитывать, что получаемые при такой проверке показатели ниже скорости чтения ученика в группе. Во время групповой работы ученики читают гораздо быстрее: очевидно стимулирует сознание того, что нужно не отстать от товарищей.

Исходя из принципа взаимного обогащения, при составлении групп нужно принимать во внимание разную внеучебную информированность отдельных учащихся по данному предмету. На основе этого критерия целесообразно объединение учеников с разным уровнем. Учащиеся с разной информированностью, занимаясь в одной группе, могут полезно дополнять друг друга. Взаимный обмен информацией может оказать положительное влияние и на взаимоотношения школьников. Ученика, который может рассказать товарищам что-то, чего они не знают, начинают выше ценить, с ним больше считаются. Таким образом, есть основание считать разнородность класса на основе уровня информированности даже положительным явлением. Как узнает учитель об информированности ученика?

Некоторые сведения об этом можно получить, задав классу вопросы, ответов на которые не содержится в учебнике и в объяснениях учителя. В таком случае сразу обнаружится, кто читает больше художественную литературу, кто научно-популярные книги. Но в большом классе учителю трудно получить исчерпывающую картину внеучебной информированности учащихся. На первый план выдвигаются наиболее активные дети.

"Следует различать два вида информированности: общую информированность и предметную. Эстонский педагог Р. Уринг относит к общей информированности следующие области знаний: политику, литературу, театр, кино, музыку, науку и технику и т.д. Выявляется, что информированность учащихся в этих областях весьма различна по шкалам, а также пополам и индивидуально. Средняя общая информированность мальчиков была выше, чем у девочек. Девочки превосходят мальчиков информированностью в области кино и театра. Мальчики же превосходят у девочек в знании политики, науки, техники и спорте" Уринг.Р. Факторы различной информированности учащихся средней школы / В сб. Советская педагогика и школа, VIII, Тарту, 1973 г., с.36.

Исходя из этих различий, иногда целесообразно создавать разнородные группы по половому признаку.

В некоторых случаях при формировании групп может оказаться существенным и учет разных способностей. Для выполнения задания по географии, истории, литературе, может пригодиться умение рисовать карту, чертить схему, иллюстрировать групповой отчет рисунками, выразительным чтением и т.д. Учащихся с такими способностями включает в группы не учитель. Он лишь сообщает классу требования к выполнению разных заданий и предлагает включить в группу такого ученика, который имеет соответствующие способности.

При формировании групп принимаются во внимание и взаимоотношения учащихся. Как уже отмечалось, совместная работа может сблизить учеников и улучшить их взаимоотношения. Целенаправленное влияние на отношения учащихся возможно лишь в том случае, если учитель знает эти отношения в данный момент. Быстрее и удобнее ориентироваться в этом вопросе при помощи социометрического теста. При формировании групп следует учитывать несколько критериев. Но нежелательно, чтобы распределял учеников по группам учитель. Нужно стремиться к тому, чтобы ученики решали сами, в каком составе они будут работать. Такие эксперименты проводились в школах Эстонии. Бенко А. Об организации групповой работы и выборе заданий для нее / В сб. Советская педагогика и школа, VI, Тарту, 1972 г., с.37

Анализ критериев формирования групп показывает, что состав групп по разным предметам должен быть различен. Следующая практическая проблема, возникающая перед учителем, - внутригрупповой распорядок работы. Вполне понятно, что слаженных действий членов группы зависит многое. Ясно и то, что сами ученики сразу не догадываются об оптимальных способах организации совместной работы. Многие учителя прибегают на первом этапе работы к назначению старост. После того как ученики привыкнут к выполнению упражнений в группе, можно работать без старосты. При усвоении нового материала в порядке дифференцированной групповой работы, группе целесообразно выбрать старосту. Ему поручается следующее: 1) распределять обязанности между членами группы; 2) руководить обсуждением и принятием решений, а также оформить отчет. Карамкова З. Дифференцированная групповая работа, как эффективное средство для развития познавательной активности и самостоятельности учащихся / В сб. Советская педагогика и школа, VI, Тарту, 1972 г., с.27

Организация внутригруппового общения зависит от величины группы. В связи с этим рассмотрим вопрос об оптимальной величине группы.

Эта проблема специально исследовалась в лабораторных условиях. Создавались группы для проведения дискуссий по определенному вопросу и проводились наблюдения за их действительностью и ее эффективностью при различном составе групп. Была установлена оптимальная величина такой группы 5 - 7 человек. В больших группах невозможно всем активно участвовать в обсуждении. По данным одного исследования, в 20-минутной дискуссии в восьмичленной группе говорившей больше всех смог что-то сказать 20 - 30 раз, говоривший меньше всех получил слово только 2 - 3 раза. В четырехчленной группе говоривший больше всех брал слово 25 - 30 раз, а говоривший меньше всех 15 - 20 раз. Некоторые мало выступавшие в восьмичленной группе оказались в четырехчленной группе среди более активных. Таким образом, маленькая группа предоставляет наиболее благоприятные условия для активности каждого человека. С точки зрения полученной новой информации и выдвижения идей маленькая группа оказывается менее эффективной. Так, на основе объединения двух показателей, оптимальной следует считать пяти - семичленную группу. Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке / Изд. «Знание», М., 1975 г., ст. 41

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.