Рефераты. Исследования групповых форм работы на уроках истории

сихологически исследования Д.Б. Эльконина Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах, М., 1995 г., с.79, В.В. Давыдова Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности, Томск, 1992 г., с.55, В.В. Рубцова Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий в процессе обучения, М., 1987 г., с.83, Г.А. Цукерман Цукерман Г.А. Хрестоматия по педагогической психологии, М., 1995 г., с.95 и др., показали, что этого можно достичь с помощью различных групповых форм организации работы детей на уроке. Согласно этим исследованиям совместная учебная деятельность строится в формах кооперирования работы учителя и особо организованных групп детей. Совместная деятельность направлена на практическое решение участниками групп поставленных перед ними задач с помощью усвоенных способов. Групповая работа школьников опирается на особое учебное действие: дети выясняют условия совместного выполнения задания, фиксируют в учебных тетрадях ход совместной работы, обсуждают полученные группой результаты, оценивают успехи каждого, утверждают самооценки членов группы.

Учитель организует на уроке совместные действия учащихся как внутри самой группы, так и между группами. Дети организуют взаимные обсуждения заданий и совместно решают, проверяют их и оценивают итоги.

Основой организации совместной работы учителя и групп учащихся является применение особых предметных, графических и знаковых схем и моделей, использование которых позволяет учащимся фиксировать ход совместной работы и ее результаты.

Что же дает учащимся совместная учебная работа? Школа готовит детей к самостоятельной трудовой деятельности, а ее основы должны закладываться именно в процессе учебного труда.

От характера готовности выпускников к жизни и труду будет зависеть выполнение ими социальной роли.

В качестве психологических средств осуществления совместной деятельности выделяются: а) коммуникация, обеспечивающая взаимопонимание между сотрудничающими детьми, планирование учебных действий и выбор необходимых способов достижения цели; б) рефлексия, устанавливающая осознанное отношение ученика к своим действиям и обеспечивающая преобразования этих действий в соответствии с потребностями совместной деятельности.

Организация СУД требует определения способов кооперации детей: а) учащиеся с самого начала учебного года могут совместно решать задачи; б) дети могут сначала усвоить индивидуальные формы УД, а затем через некоторое время переходят к совместно-групповой форме работы; в) в СУД один из четырех участников выбирается координатором групповой работы, а остальные являются исполнителями; г) учащиеся осваивают и отрабатывают способы совместной работы, выполняя при этом каждый свою роль.

При организации СУД учителю важно знание критериев сформированности кооперативной деятельности. Основным критерием степени слаженности группы является отношение к совместным действиям. Это отношение устанавливается:

1) по характеру совместного выполнения работы в соответствии с предписанной схемой действий;

2) по используемым средствам фиксации совместного действия;

3) по характеру взаимоотношений участников совместной деятельности.

Как показали эксперименты, СУД ведет к более эффективному, творческому усвоению нового материала, а также успешному решению трудных проблем; групповое сотрудничество повышает индивидуальную продуктивность учащихся с низкими показателями интеллекта, что проявляется в повышенной активности этих детей при решении задач; учащие усваивают больше информации по сравнению с индивидуальной деятельностью, повышается групповое творчество при выполнении заданий; и наконец, рациональное чередование индивидуальной и групповой работы повышает эффективность совместного решения проблем.

Схеме групповой работы учащихся. Рахимов А.З. Психодидактика / Изд. «Творчество» Уфа, 1996 г., с.77

Это наиболее удачная форма расположения парт для групповой работы.

В 1984 г. впервые термин "технология" ввёл Д.Б. Эльконин. "Сегодня необходимо не просто совершенствовать содержание форм, методов, средств общения, а коренное изменение самой школьной технологии. Я хотела бы подчеркнуть: технологии, а не техники, т.е. внутреннюю организацию программного учебного материала, принципы и способы построения процесса усвоения этого материала". Эльконин Д.Б. Размышление над проектом / ж. Коммунист, 1984 г., №3, с.58

Как видим автор теории развивающей учебной деятельности призвал не к замене слова а к разработке содержания и способов его усвоения путем коренного изменения ситуации. Что же такое педагогическая технология. Происходит слово от греческого "техие" - мастерство , "логос" - учение т.е. учение о мастерстве.

Педагогическая технология - это совокупность знаний о способах и средствах организации учебной деятельности, ведущих к качественным изменениям в личности обучаемых и достижению заданных результатов. Технология обучения предполагает подобную разработку всего сценария урока с точным выделением компонентов и логики в учебной деятельности ученика и руководящей деятельности учителя.

Рассмотрим структуру технологии творческого развития по А.З. Рахимову. Рахимов А.З. Психодидактика / Изд. «Творчество» Уфа, 1996 г., с.89-98

Четырехкомпонентная учебная деятельность по теории Эльконина - Давыдова служит методической основой к разработке психодидактических технологий уроков. Цель - создать педагогическое обеспечение по развитию творческих способностей детей; организовать научные поиски по выявлению эффективных условий раскрытия, развития и формирования творческого мышления у школьников. Урок состоит из трех этапов, куда входят все четыре компонента учебной деятельности (УД).

1) Ориентировочно-мотивационный этап или этап постановки учебной задачи (УЗ) состоит из четырех элементов:

1. Проверка творческой домашней работы. Обычно дети получают домашнее задание из трех уровнях: а) уровень Госстандарта, т.е. знание программного материала и готовность воспроизвести его; этот уровень обязателен для всех учащихся; б) задание на творческое применение усвоенных способов знаний моделей - это полутворческий уровень; в) задание на чистое творчество на базе полученных знаний и способов в соответствии с индивидуальными особенностями личности.

Качество выполнения Д/з проверяется до урока руководителями групп, работы оцениваются, выделяются наиболее яркие творческие исполнения и в начале урока от каждой группы демонстрируются самые интересные творческие работы. Для выполнения обязательным является только задание первого уровня. Остальные два уровня являются добровольными и предлагаются для творческого развития, выполняются на основе внутренних мотивов. По решению класса особо выдающиеся творческие работы принимаются в специальную копилку. Затем они участвуют в конкурсе творческих работ по предметам, заносятся в "творческую книжку" (по методу И.П. Волкова). Выготский Л.С. Собрание сочинений, М., 1982 г., с.91

2. Второй элемент первого этапа - выравнивание знаний учащихся. Идея развивающего обучения и творческого развития заключается в уверенности в том, что все нормальные дети способны усвоить программный учебный материал. Вопрос в том, как добиться одинаково хорошего усвоения материала всеми учащимися. На этом этапе ученики повторяют не просто прошлый урок, но активизируют все необходимые знания, которые нужны для дальнейшей познавательной деятельности. Здесь происходит выравнивание знаний учащихся, чтобы все они находились на одинаковой стартовой позиции. Тем самым гарантируется успешное движение всех учеников без отстающих. Чтобы добиться развивающего и выравнивающего эффекта на этом этапе урока, учитель заранее продумывает и говорит ключевые вопросы для организации групповой и индивидуальной работе.

3. После ориентации в необходимом материале учитель посредством цепочки проблемных вопросов учащихся проводит к формулировке учебной задачи к данному уроку и создает ориентиры и мотивы ее изучения. Это начинается с последнего вопроса, на что ученики не могут ответить и входят в затруднение, в проблемную ситуацию, как следствие продуманного педагогического приёма.

Четвертый элемент первого этапа завершается общей самооценкой. На этом первый этап урока завершается, на что планируется до 10 минут времени. За это время учитель получил полную информацию о степени выполнения Д/з на 4-х уровнях. Узнали о качестве творческого развития детей. Все были оценены.

2) Операционально-исполнительный этап урока.

Это этап решения учебной задачи и формирования учебных действий. Здесь основная функция разработчика технологии урока заключается в профессиональном и умело расчленении УЗ на составляющие частные, элементарные, простейшие учебные задания, через решение которых идет динамический процесс восхождения от абстрактных компонентов к конкретному, системному, синтетическому понятию. Происходит поэтапное всестороннее раскрытие внутренней структуры изучаемого понятия. Учащиеся в практической деятельности постепенно пошагово усваивают все свойства, признаки, отношение объекта. Процесс решения учебной задачи сопровождается выделением учебных действий и формированием общего способа мышления, т.е. способа, необходимого для решения всех задач-проблем данного класса. Решение УЗ происходит также в ситуации применения действия моделирования открытых знаний и способов (приемов) в знаковой, графической или другой символической форме. Выполнение каждого шага заканчивается самооценкой, утверждаемой в группе. Если они на уроке выполнили 10 заданий, следовательно у них будет по 10 промежуточных оценок, а затем итоговая оценка.

Самооценки ставятся с учетом следующих критериев:

- отметка "5" - если ученик в уме может проговорить усвоенный материал (рефлексивный, умственный уровень);

- отметка "4" - если ученик в уме в полном объеме и последовательно не может проговаривать, но соседу вслух может рассказать (вербальный уровень);

- отметка "3" - если может проговаривать соседу по группе, но только с использованием справочного материала (предметный уровень).

На практике такие психологические требования оправдались. Кроме того могут быть еще дидактические требования. Шаговая система решения УЗ обеспечивает:

- ровное усвоение всеми учениками изучаемого материала;

- осознанное выделение учебных действий и формирование общего способа;

- оперативное получение обратной связи о степени усвоения знаний.

Второй этап занимает 25 - 30 минут времени.

3) Рефлексивно-оценочный этап урока (вместо традиционного закрепления материала).

Здесь мы имели итоговую рефлексию и завершение урока общей самооценкой. Контрольно-оценочную функцию эта технология передает учащимся через организацию системы контроля и самооценки. Однако эти действия на уроке производятся не только как особый третий этап, дети контролируют и оценивают себя с учетом поэтапной рефлексии и мини-оценок, выставленных себе по результатам степени усвоения и решения УЗ, расчлененной на простые задания.

Уроки проходят не только в формах индивидуальной, но и групповой работы. Единство двух форм деятельности на уроке обеспечивает высокую творческую самостоятельность детей, педагогическую эффективность результатов, высокий развивающий характер обучения.

Интересна, на мой взгляд, еще одна педагогическая технология Н.Е. Щурковой. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии, М., 1998 г.

В 80-х годах, в стенах Московского государственного педагогического института имени В.И. Ленина, а позже МГПУ имени В.И. Ленина, ее коллективом разрабатывался прикладной учебный курс для будущих педагогов (студентов пед. вузов). Новый курс выстраивается на новых методологических научных основаниях: избран культурологический взгляд на воспитание. Он позволяет определить воспитание как вхождение ребенка вместе с педагогом, в контекст современной культуры. О - освоение, у - усвоение и присвоение культуры - это слагаемые воспитательного процесса, а знание о мире, умение взаимодействовать с миром и отношение к миру как таковому - содержание воспитания. Овладение педагогической технологией не может быть осуществлено в рамках академических знаний. Поэтому рождение новой педагогической дисциплины ознаменовалось появлением педагогической студии (работы в группах) как адекватной для обучения профессиональному ремеслу формы. Методика организации педагогической студии отработана. Щуркова Н.Е., Залекер О.П. Педагогическая студия / М., 1993 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.