Рефераты. Исследования групповых форм работы на уроках истории

ри ключевых метода лежат в основании педагогической студии. Первый - иллюстративный, обеспечивающий педагогическое профессиональное предъявление того феномена, который изучается на студии. Второй - метод обыденной аналогии, позволяющий построить логический мост от житейских представлений к научным обобщениям, понятиям. Третий - упражнения, содействующие формированию необходимых умений для осуществления педагогического замысла.

Ключевой метод определяет и характер этапа студии: иллюстративный - порождает этюд; метод обыденной аналогии выводит на экспликацию, упражнения выстраивают этап занятий, посвящена психологическому настрою и интеллектуальной установке. Этот этап называется прологом. Его назначение в осмыслении значения и личностного смысла вопроса, а также в концентрировании всех ресурсов личности перед напряженной активной работой. При необходимости этот этап должен включить в себя снятие психологических и физических зажимов, обеспечение психологической рискованности всех участников занятий. Завершающая часть студийных занятий - рефлексия, обращающая студийцев мысленно ко всему ходу занятий, к своим ощущениям, переживаниям, новообразованиям, самочувствию. Рефлексия способствует осмыслению нового профессионального рубежа, планированию изменений в будущей педагогической деятельности. Педагогическая технология вбирает в себя некоторые элементы театральной, актерской техники.

Структура содержательного материала студии: обозначаются основные педагогические категории, указываются ключевые профессиональные умения педагога, предлагается некоторый набор учебных средств, а далее выдерживается логика студийного обучения. Есть особенность - ряд понятий и некоторое число умений в педагогический инструментарий отдельных студийных занятий вводится неоднократно. В такой повторности проявляется определенная закономерность: педагогическая технология как научная дисциплина и как совокупность профессиональных умений базируется на интегральных элементах. Будучи фундаментальными, они принимают базовое значение и поэтому в практическом решении любого частного вопроса интегральное понятие и стержневое умение многократно выдвигаются как объект внимания и предмет тренинга. Немаловажным условием успешности студийной (групповой) работы является техническое оборудование занятий. Результативность овладения педагогической технологией фиксируется немедленно.

Исходя из сказанного видим, что групповая форма работы способствует обучению детей заниматься вместе. Совместная учебная деятельность (СУД) строится на формах кооперирования между учителем и организованной групповой деятельности ребят. В результате такой учебной работы школа готовит учеников к жизни в нашем обществе. Рациональное чередование индивидуальной и групповой работы повышает эффективность совместного решения проблем. Можно много говорить о теоретических подходах и требованиях к работе педагога, но они ничего не дадут учителю, если их не довести до педагогической технологии. Технологии А.Е. Рахимова и Н.Е. Щурковой представляют возможность взглянуть по новому, с творческой стороны, на внутреннюю организацию программного учебного материала, принципы и способы построения процесса усвоения этого материала. Значит, они способствуют повышению творческой самостоятельности учащихся и обеспечивают эффективность педагогического процесса.

2.2 Приемы и средства активизации познавательной деятельности в педагогическом процессе

На протяжении многих лет своей педагогической деятельности учителя используют в своей работе различные приемы и средства активизации познавательной деятельности учащихся. Изучению воспитательных средств отводится мало места в педагогической литературе потому что, во-первых, тем что ведут анализ этой проблемы на самом низком уровне, рекомендательно-иллюстративном, либо рекомендательно-инструктивном. Поэтому в этом параграфе речь пойдет: 1) об отношении к воспитательному средству как педагогическому явлению, педагогической проблеме; 2) о приемах включения учащихся в групповую и коллективную формы работы.

Средство улучшает качество результата, повышает эффективность работы субъекта: при малых затратах он достигает больших результатов. Для организации деятельности достаточно усилий субъекта, его собственной активности. Назначение средства прячется в изменении соотношения активности субъекта, меры его усилий и получаемого продукта в его проецируемом качестве.

История цивилизаций - это история развития средств жизнедеятельности человека. Назначение педагогического средства ничем не отличается от обозначенного нами.

Место педагогического средства в системе работы с детьми очевидно: оно нечто стороннее, к чему обращается педагог, вводя в контекст деятельности этот взятый из окружающей реальности предмет. Условно-схематический рисунок отразит сказанное: Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии, М., 1998 г., с.126

Палитра средств крайне многообразна, ибо всё в мире может служить средством, помимо человека, который выступает в деятельности субъектом, а значит, равным для любого другого субъекта.

Определим функции воспитательного средства.

К поиску средства прибегает педагог, когда возникает необходимость в опоре на наглядный образ, когда надо предложить детям иллюстрацию того явления, о котором идет речь. Опасны слова, если за ними нет в сознании ребенка картинки того, о чем идет речь. Наглядно-иллюстративная функция обеспечивает активность чувствительного аппарата: глаз видит, ухо слышит, рука трогает, нос нюхает, язык пробует на вкус. Даже если детям знакомо явление, и, казалось бы, нет нужды обращаться к наглядной опоре, всё равно для активизации восприятия как базы абстрактного мышления целесообразно поискать дополнительное средство.

Средство увеличивает возможности психофизического аппарата человека, служа продолжением его рук, оказывая помощь его телу и т.п. - служа инструментом для человека. Такая инструментальная функция свойственна и воспитательному средству: карандашу, ножницам, лопате, карточкам и прочим предметам, выполняющим роль инструмента в организованной деятельности.

Воспитательному средству присуща также оформительская функция: наличие какого-то средства определяет восприятие деятельности со стороны наблюдателя: средство задает форму, средство становится формой внутреннего наполнения деятельности. Отдельное средство может реализовать одну функцию или все три. Однако любому средству свойственно, появившись в группе детей, влиять на психологический климат группы.

Психологическая функция реализуется безусловно и неотвратимо, поскольку предмет внесенный в сферу деятельности, - это определенное отношение, привнесенное посредством предмета. Педагогический отбор воспитательного средства производится по принципу оптимальности. А оптимально то средство, которое одновременно способно реализовать все функции: быть наглядным образом явления, выступать инструментом для активной работы, служить основой оформительской и благоприятно влиять на повышение психологической атмосферы группы в момент деятельности. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии, М., 1998 г., с.133

Методика изучения учебных предметов должна быть настолько гибкой, чтобы каждому ученику давать возможность наиболее быстро и в тоже время всестороннего развития. Такой методики пока нет. Заботы о развитии каждого при групповых способах обучения (ГСО) нет - есть стремление всех каким-то образом подравнять в темпах, всем нужно изучить одну и ту же программу сегодня и те же сроки. В соответствии с этой задачей разрабатываются методики, составляется поурочный план учителя, строится каждый урок. Пока единой общей методики изучения какого-то предмета (учебного) в целом или в отдельном классе нет. Поэтому в настоящее время мы можем поговорить, о незаконченной методической системе изучения предмета в условиях перехода от ГСО к Коллективным Способам Обучения (КСО), а только отдельные приемы, которые учителя уже применяют на практике при изучении разных учебных предметов. Обычно эти приемы называют приемами коллективных учебных занятий. Введение этих коллективных занятий в школьную практику педагоги называют "запуском". Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении / М., «Просвящение», 1991 г., с.27

Начнем с "запуска". На уроках он значительно упрощается и может проводиться по разному. Становится, наконец, возможным самый простой случай: учитель, например истории, делит своих учеников 7 класса на две половины, и половину направляет в соседний 7-ой класс, а с другой половиной учащихся остается в своем классе. Из соседнего класса приходят ученики, имеющие опыт коллективной работы и уже получившие от своего преподавателя необходимую инструкцию. Так, в каждом классе оказывается две категории учащихся: одна половина уже умеет работать коллективно, а другая половина - начинающие.

Каким образом работают ученики такого смешанного класса, состоящего из учащихся двух одновозрастных или разновозрастных классов? Все учащиеся сразу приступают к работе: ученики, обученные коллективной работе, обучают тех, кто к коллективным учебным занятиям только приступает. Это может быть проработка новых текстов по методике А.Г. Ривина, Ривин А.Г. Общие формы организации процесса обучения / Красноярск, 1984 г., с.150-158 работа по карточкам, вопросникам и т.д. В чем главное преимущество такого "запуска". Преимущество в том, что по новой методике сразу начинает работать весь класс: 30-40 человек, одновременно отстаивая приемы этой методики новое содержание, которое нужно изучать по программе. Здесь "класс учителей" одновременно и в индивидуальном порядке обучает "класс учеников" и первоначальное освоение новой методики можно осуществить за несколько часов. Дальше совершенствоваться в новой методике можно уже в другом составе (без "класса учителей"), но и "запуск", дело поворотного значения, можно благодаря работе класса с классом произвести быстро в один день. В будущем основным путем, ведущим к "запуску", коллективных учебных занятий, будет использование "обученных классов". Этот путь ускорит освоение коллективных занятий в десятки и сотни раз. Но пока учитель должен либо один научить всех своих учащихся в парах сменного состава, либо со своими товарищами коллегами.

Прием Шаталова-Границкой был рассмотрен в учительской газете. В.Ф.Шаталов описывает прием, который он обычно использует перед экзаменами. Сначала на протяжении урока он отвечает на все вопросы экзаменационных билетов. В.Ф.Шаталов такую работу называет "лекция". Шаталов В.Ф. Учительская газета, 1987., с.33 Он предлагает всем учащимся подготовиться, и на следующем уроке желающие отвечают у доски на любой вопрос из экзаменационных билетов. Приготовив все необходимые чертежи и записи, учащиеся отвечают - каждый на свой вопрос. Отличный вопрос у доски дает ученику право экзаменовать всех остальных, но только по этому вопросу. На стенде вывешивается ведомость. В ней по вертикали - фамилии ребят, а по горизонтали - вопрос, по которому экзаменует своих товарищей тот или иной ученик. Все видят, кому из ребят нужно сдавать мини - экзамен из одного единственного вопроса. В классе все становятся экзаменаторами и все экзаменующимися. Учитель тоже не сидит без дела. Некоторым ребятам он предлагает ответить на два, три или четыре вопроса. Кто ответит отлично, тому разрешается принимать экзамен уже по нескольким вопросам. Это устраняет очереди к экзаменаторам и возможные конфликты: не хочешь отвечать одному экзаменатору - отправляешься к другому. Каждый экзаменатор, выслушав ответы товарищей, ставит им оценки. Эти отметки проставляются в общую ведомость. Окончательно заполненной считается та клеточка, в которой стоит "пять" (ручкой). Все прочие оценки ставятся карандашом или не выставляются вовсе, если экзаменующий этого не желает. Наблюдения подтверждают такой факт, что ребята охотно работают не только на уроках, но и во внеурочное время. На экзаменах обычная картина: ученик берет билет и отвечает на него досрочно, без подготовки.

Аналогичную методику разработала доцент МГПИИЯ им. Мориса Тореза А.С. Границкая по иностранному языку. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении М. 1991. с.35 У нее это связано со сдачей и приемом внеаудиторного чтения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.