Рефераты. Логопедическая работа по коррекции фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников со стертой формой дизартрии

своей работе опирались на следующие теоретические положения: учение В.С. Выготского о вторичном и первичном дефекте, исследование Г.А. Каше [11], Т.Б. Филичевой [2], Г.В. Чиркиной [18], Т.В. Тумановой [23].

Цель исследования: выявить способности осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане на основе представлений.

Направление исследования:

1. обследование звукопроизношения;

2. обследование фонематического слуха;

3. обследование звукового анализа и синтеза слов;

4. обследование памяти и мышления.

Обследование проводилось с 1 января по 1 апреля 2008 года.

Уровень общего развития ребенка в процессе постановки логопедического заключения необходимыми являются медицинские данные, клинические характеристики, которые позволяют уточнить тот или иной логопедический диагноз.

При стертой дизартрии наряду с нарушением фонетической стороны речи имеется и недоразвитие фонематических процессов: фонематического восприятия (слуховой дифференциации звуков), фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.

При сборе анамнестических данных необходимо:

При изучении характера протекании беременности отметить:

токсикоз (I, II половины беременности);

хронические заболевания матери (заболевание печени, почек, сердечно-сосудистые, эндокринные)

простудные и инфекционные заболевания (I, II половины беременности);

применение медикаментозных средств (жаропонижающие, противосудорожные, седативные средства, антибиотики, гормональные препараты и их синтетические аналоги);

влияние химических веществ, широко применяющихся в промышленности и быту (бензин, формальдегид, ядохимикаты, кислоты, фенолы и т.д.);

повышенный фон радиационного излучения;

употребление алкоголя, никотина, наркотиков;

психические и физические травмы матери (I, II половина беременности).

При изучении характера протекания родов отметить:

нормальные, стремительные, затяжные (обезвоженные);

слабость родовой деятельности матери;

применение средств родовспоможения (стимуляция): механическая, химическая, электростимуляция; наложение щипцов; кесарево сечение;

наличие асфиксии (синей, белой);

травмы во время родов (переломы, черепно-мозговые травмы. кровоизлияния, родовая опухоль у ребенка);

резус-фактор (совместимость, отрицательный);

вес и рост ребенка при рождении.

При изучении раннего постнатального развития отметить:

характер грудного вскармливания (активное сосание, отказ от груди, трудность удержания соска, засыпание во время кормления, быстро наступающая утомляемость, частые поперхивания, обильные срыгивания, до какого времени осуществлялось грудное вскармливание, последующее вскармливание (смешанное, искусственное);

характер "жизненного ритма" ребенка (без особенностей, чрезмерное двигательное беспокойство, постоянный и ничем не объяснимый плач, стойкое нарушение сна);

раннее психомоторное развитие (с какого времени ребенок удерживает голову, сидит, стоит, ходит; время появления первых зубов и их количество к году).

При изучении характера речевого развития отметить время появления и характер изменения лепета, первых слов, фразовой речи; речевая среда.

Логопедические обследования.

1. Исследование слухового внимания и восприятия проводится в процессе узнавания и различения звучания музыкальных инструментов, звучащих игрушек, при определении направления источника звука.

2. Исследование состояния восприятия речи проводится в процессе беседы и выполнения специальных заданий (содержащих несколько последовательно данных инструкций, например: "Подойди к шкафу, возьми с нижней полки красный кубик, положи его на стол рядом с карандашами").

3. Исследование зрительного восприятия, пространственного праксиса может проводиться при выполнении следующих заданий:

называние и дифференциация основных цветов и их оттенков;

соотношение картинки с цветовым фоном;

показ правой, левой руки;

показ предметов впереди, позади, вверху, внизу;

складывание разрезных картинок из 2, 4, 6 частей;

складывание фигурки из палочек (по образцу, по памяти).

4. Исследование состояния артикуляционной моторики проводится при выполнении следующих движений:

а) для нижней челюсти: открыть рот; закрыть рот; попеременно открыть - закрыть рот; подвигать нижней челюстью из стороны в сторону;

б) для губ: "улыбка" с оскалом резцов; попеременно "улыбка" - "хоботок";

в) для языка: высунуть язык, удержать по средней линии; сделать язык широким ("лопаткой"), узким ("иголочкой"), попеременно широким-узким; поднять кончик языка за верхние резцы, опустить за нижние резцы; узким кончиком языка коснуться правого, затем левого углов рта;

г) для мягкого нёба: покашлять с открытым ртом (язык на нижней губе); произнести звука с широко открытым ртом.

Исследование работы мышц лицевой мускулатуры производится при выполнении различных мимических движений: надувание щек, поднимание бровей, нахмуривание бровей, поочередное зажмуривание глаз, наморщивание носа, поднимание верхней губы.

В выводах указывается: наличие или отсутствие движения; объем движений (полный, неполный); точность выполнения (точно, неточно); активность (нормальная, заторможенность, расторможенность); мышечный тонус (нормальный, повышенный, пониженный); темп выполнения (нормальный, быстрый, медленный); замена одного движения другими; наличие синкинезий, двигательность удержания органов в заданном положении; способность к переключению одного движения на другое; тремор кончика языка при повторных движениях и удержании позы; увеличение гиперкинезов или замедление темпа движений при повторных движениях, отклонение кончика языка при высовывании; слюнотечение; отклонение маленького язычка в сторону; тип смыкания мягкого нёба с задней стенкой глотки (активный, рефлекторный, пассивный, функциональный); сглаженность носогубных складок; замедленность движений глазных яблок, односторонний птоз.

5. При исследовании анатомического строения органов артикуляции отмечается наличие аномалий в строении:

губ (тонкие, толстые, укороченная верхняя губа, расщелина верхней губы: частичная, полная, односторонняя, двухсторонняя);

зубов (отсутствие зубов; зубы редкие, мелкие, неправильной формы, диастема, вне челюстной дуги, сверхкомплектность);

прикуса (прямой, глубокий, переднеоткрытый, боковой открытый односторонний или двухсторонний, перекрестный, прогнатия, прогения);

языка (макроглоссия, микроглоссия, короткая укороченная, толстая утолщенная подъязычная связка, наличие послеоперационного узла);

твердого и мягкого нёба (высокое или готическое; низкое; расщелина сквозная односторонняя или двухсторонняя, несквозная полная или неполная, субмукозная); укорочение мягкого нёба; отсутствие, укорочение, раздвоение маленького язычка; рубцовые изменения нёба и боковых стенок глотки; наличие послеоперационных щелей; носовые полипы; аденоиды; опухоли носовой полости; искривление носовой перегородки; срастание мягкого нёба с дужками, миндалинами или с задней стенкой глотки; увеличение глоточной непарной миндалины).

6. При исследовании состояния звукопроизношения определяется характер нарушения произношения гласных и согласных звуков (отсутствие, замена на другие звуки; искаженное, дефектное произношение, назализованность ротовых и неназализованность носовых звуков) в различных условиях произношения (изолированно; в слогах открытых, закрытых, со стечением согласных; в словах - в начале, в конце, в середине; во фразах).

7. При исследовании дыхательной и голосовой функции отмечается тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное), дается характеристика речевого дыхания (по результатам произнесения фразы, состоящей из 3-4 слов (для детей 5 лет), 4-6 слов (для детей 6-7 лет) и голоса (нормальный, чрезмерно громкий, чрезмерно тихий, с носовым оттенком - гнусавый, - глухой, монотонный).

8. При исследовании состояния просодических компонентов речи отмечаются характеристики темпа речи (нормальный, ускоренный, замедленный); ритма (нормальный, дисритмия); паузации (правильность расстановки пауз в речевом потоке); интонирования (способность употребления основных видов интонации).

9. При исследовании фонематических функций отмечается:

а) способность к фонематическому анализу и синтезу:

при выделении ударного гласного в начале слова: Аня, аист, Оля, осы, утро, умный, Ира, иней;

при выделении звука из слова:

звук [с]: сом, мак, нос, коса, утка, миска, дерево, автобус, шпата;

звук [ш]: дым, шар, нога, душ, книга, кошка, картина, подушка, камыш;

звук [р]: рак, дом, перо, стакан, пирамида, машина, листья, топор, помидор;

звук [л]: сад, лом, шум, лапа, бумага, весло, самокат, булавка, стол;

при определении первого, последнего звука в слове: мак, дом, топор, ландыш, самолет, палец;

при определении последовательности и количества звуков в слове: дым, ваза, кошка, волк;

при составлении слова из последовательно данных звуков: н, о, с; л, у, ж, а; т, а, п, к, а;

б) слухо-произносительная дифференциация звуков:

не смешиваемых в произношении: почка-бочка; мошка-ножка; банка-банька; мышка-мишка; корка-горка (на материале слов-квазиомонимов);

смешиваемых в произношении: рак-лак; гроза-глаза; угорь-уголь; суп-зуб; коса-коза; лиса-лица; Луша-лужа; кочка-кошка; миска-мишка; речка-редька (на материале картинок слов-квазиомонимов);

при повторении серий слогов: та-да, ба-ма, да-га, ва¬та, ня-на, ка-га, фа-фя, ма-ка, ба-на-ба, ка-ка-га, на - ня-на, са-та-са, за-за-жа, ца-са-ца.

В выводах отмечаются возможности слухопроизносительной дифференциации звуков, способность к осуществлению простых и сложных форм фонематического анализа и синтеза, уровень развития фонематических представлений.

10. При исследовании состояния лексики:

а) для изучения состояния словаря существительных предлагается:

называние предметных картинок по лексическим темам (в соответствии с программными требованиями обучения и воспитания ребенка);

обобщение картинок одним словом

называние целого предмета и его частей:

стул - ножки, сиденье, спинка;

машина - кабина, фары, колеса, кузов;

рубашка - рукав, воротник, пуговицы;

рука - плечо, локоть; кисть, пальцы;

лицо - брови, ресницы, подбородок, лоб.

б) для изучения состояния глагольного словаря предлагается:

называние действий по картинкам или по демонстрации:

птица - летает; рыба - плавает; змея - ползает; заяц - прыгает; самолет - летает; лодка - плывет; собака - лает, кусает, спит, ест, пьет, играет, грызет;

называние профессиональных действий (с использованием наименований профессий):

врач - лечит; учитель - учит; строитель - строит; повар - варит; художник - рисует; музыкант - играет; балерина - танцует; маляр - красит;

в) для изучения состояния словаря прилагательных предлагается:

называние цвета: красный, синий, желтый, зеленый, коричневый, серый, голубой, розовый, оранжевый;

подбор определений к слову: еж - колючий, роза - ...;

подбор антонимов (с 6 лет):

большой - ... открывать - ...

широкий - ... опускать - ...

длинный - ... добро - ...

грязный - ... далеко - ...

молодой - ... радость - ...

В выводах отмечается: объем словаря, его соответствие возрасту, замены слов по различным признакам.

11. При исследовании состояния грамматического строя речи и связной речи предлагаются следующие задания.

Изменение имен существительных по числам:

стол - столы книга - ...

жук - ... табуретка - ...

рот - ... ухо - ...

пень - ... окно - ...

стул - ... колесо - ...

рука - ... дерево - ...

кукла - ... перо - ...

лента - ...

Изменение имен существительных по падежам: У меня есть ручка (карандаш) Я пишу (рисую)... У меня нет... Я говорю о...

Употребление формы родительного падежа множественного числа:

Много чего?

дом - домов кофта - ...

ключ - ... ручка - ...

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.