Главная:
Рефераты
На главную
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Рефераты. Логопедическая работа по коррекции фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников со стертой формой дизартрии
такан - ... платье - ...день - ... блюдце - ...книга - ... дерево - ...вилка - ... окно - ...Употребление предлогов (простых и сложных) на материале картинок или демонстрации действия.Согласование имен прилагательных с существительными (называние цвета):шар - красный, кофта - красная, небо - красное.Согласование имен существительных с числительными два и пять:гриб - два гриба - пять грибовночь - ... - ...окно - ... - ...Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:ключ - ключик ведро - ...тетрадь - ... лист - ...кукла - ... ухо - ...дом - ... ложка - ...Образование относительных прилагательных от существительных:стакан из стекла - стеклянный коробка из картона - ...мяч из резины - ... сумка из кожи - ...варенье из яблок - ... одеяло из шерсти - ...Образование притяжательных прилагательных (с 6 лет):книга дедушки - дедушкинауши лисы - ...хвост зайца - ... рог оленя - ...платок мамы - ... зубы волка - ...Образование приставочных глаголов: летает - улетает, пролетает и т.д. ходит - ...Пересказ рассказа, составление рассказа по серии сюжетных картинок.В выводах отмечается наличие и характер аграмматизмов, дается характеристика уровня развития связной речи.Во время прохождения практического обследования было обследовано 5 детей согласно речевой карте для детей со стертой формой дизартрии.
Состояние звукопроизношения
(
см
.
Приложение 2
)
.
Обследование фонематического восприятия
.
С помощью игры "Услышь и повтори" у детей обследовалось сформированность фонематического восприятия. Задание заключалось в следующем: сначала детям предлагалось внимательно прослушать то, что говорит взрослый, после чего повторить за ним. Использовались следующие слова: та-та-да, да-да-та, та-да-та, на-на-ба, ба-ба-на, на-ба-на, ка-ка-га, га-га-ка, ка-га-ка, и слова: кот-гот-кот, том-дом-том. Получились следующие результаты (см. Приложение 2).
Исследование языкового анализа
(см. Приложение 2).1. Анализ состава предложения.Определить количество, последовательность и место слов в предложении.Примерный речевой материал:Стоят теплые деньки. Осенью часто льют дожди. Зимой в поле уныло воет ветер. Желтые листья падают на землю. Из леса вышел старик с большой корзиной.2. Слоговой анализ и синтез.Определить количество слогов в слове.Задания:2.1 Определить количество слогов в слове, произнесенном логопедом.Примерный речевой материал: мыть, кровать, поднос, ласточка, веселее.2.2 Отобрать картинки, в названиях которых 3 слога (картинки не называются).Примерные картинки: дом, собака, зонтик, муха, капуста, парта, стол, карандаш, портфель, велосипед.2.3 Произнести слитно слово, предложение, произнесенное логопедом по слогам.Примерные слова: ско-во-ро-да, за-мо-ро-жен-ный, ка-на-ва, по-то-лок, те-ле-фон, по-лу-чи-ла, ко-те-нок, бу-ма-га.Примерные предложения: На-сту-пи-ла вес-на. На сто-ле лежат книги. О-сень-ю лас-точ-ки у-ле-та-ют на юг. На де-ревъ-ях рас-пус-ти-лись поч-ки.3. Фонематический анализ.Исследуется состояние простых и сложных форм фонематического анализа.3.1 Выделение звука из слова.Задания: - Есть ли звук [м] в словах: мышка, дерево, рама, рак, дом, кошка, комната, лампа?Есть ли звук [ч] в словах: чулок, горка, качели, чистый, дрова, ночь, печка, табуретка?3.2 Выделение первого звука в слове.Задание: - Какой первый звук в словах: астра, удочка, иней, мухомор, соловей, шкаф, кран, гребешок, свисток, дрова, рваный?3.3 Выделение последнего звука в слове.Задание: - Какой последний звук в словах: мак, карандаш, дом, аист, палец, кровать, танкист, милиционер, автомобиль, радуга?3.4 Определение места звука (начало, середина, конец) в слове.Задания: - Где слышится звук [р] в словах: ракета, арбуз, дрова, самовар, паркет, круг, морж, корка, двор?Где слышится звук [ц] в словах: цапля, цветок, настурция, огурцы, палец, цыпленок, перец?3.5 Определение количества звуков в словах (количественный анализ).Задание: - Сколько звуков в словах: дым, каша, шапка, крышка, черемуха, стена, овцы, калитка, диктант?3.6. Определение места звука по отношению к другим звукам в слове (позиционный анализ).Задания: - Какой по счету звук [р] в словах: рыба, пароход, арка, дорога, трава, февраль, завтрак, армия?Назови соседей звука [ш] в словах (какой звук слышится перед звуком [ш], после звука [ш] ?): кошка, смешно, ушки, солнышко, пороша, слышно.4. Фонематический синтез.Задание: произнести слитно слово, произнесенное логопедом с паузами после каждого звука.[б] [о] [л] ; [г] [в] [о] [з'] [д'] [и] ; [а] [л] [ф] [а] [в] [и] [т] ; [п] [л] [о] [щ] [а] [д'] [и]Фонематические представления (способность осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане, на основе представлений).Задания: - Назвать слова, в которых есть звук [ш].Назвать слова, в которых 4 звука, 5 звуков.Отобрать картинки, в названии которых 5 звуков.Примерные картинки: роза, крыша, машина, заяц, лампа, сахар? скамейка, диван, волк, марка, чайник, книга, скатерть.
Строение и подвижность артикуляционного аппарата
.
Для обследования строения и подвижности артикуляционного аппарата детям предлагалось выполнить следующие упражнения:a. "Построить забор" - улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. (Чтобы показать ребёнку, как это сделать, надо про себя произносить звук и).b. "Трубочка" - вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой. Удерживать в таком положении под счёт от одного до пяти.c. "Лопаточка" - улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу.В результате обследования строения и подвижности артикуляционного аппарата у детей получили следующие результаты (см. Приложение 2).
Состояние тонкой моторики пальцев рук у детей-логопатов
.
Уровень сформированности движений пальцев рук определялся с помощью двух дидактических игр: "Выложи узор" и "Кукла Маша идёт гулять". В игре "Выложи узор" детям нужно было составить из частей мозаики узор по образцу взрослого, а в игре "Кукла Маша идёт гулять" дети должны были помочь кукле выбрать одежду для прогулки, надеть её на куклу, застегнуть кофточку и завязать ботинки. Результаты отражены в Приложении 2.
Состояние общей моторики
.
Координация движений у детей обследовалась во время физкультурных и музыкально - ритмических занятий. В целом почти у всех детей общая моторика сохранна (см. Приложение 2).
Выявление активного и пассивного словаря
.
В играх "Логический поезд" и "Скажи наоборот" у детей было изучено состояние словаря. В игре "Скажи наоборот" детям нужно было подобрать антонимы к следующим словам: широкий, длинный, толстый, низкий. Никто из детей не выполнил это задание в полном объёме.Игра "Логический поезд" была направлена на выявление уровня обобщений. Детям раздавали три группы картинок: овощи, игрушки и животные. Задание заключалось в следующем, нужно было сначала посадить в поезд картинки только одной группы, например: игрушки - мяч, машина, кукла, пирамидка. После чего детей спрашивали о том, как это всё можно назвать одним словом. Результаты проведённых игр зафиксированы в Приложении 2.
Уровень сформированности грамматического строя речи
.
С помощью игр "Скажи ласково" и "Чего не стало?" у детей обследовался грамматический строй речи. После проведения этих игр "Чего не стало?" видно, что дети не могут образовать родительный падеж имён существительных, а в игре "Скажи ласково" затрудняются в образовании уменьшительно - ласкательных форм имён существительных (Приложение 2).
Состояние связной речи
.
Уровень развития связной речи обследовался с помощью беседы по сюжетной картине. Детей просили пересказать сюжет картины, при этом задавались наводящие вопросы: кто изображён на картине? что они делают? как играют дети?Примеры рассказов детей:1. Рассказ Шибаева Ильи. Девочка ещё мальчик, ещё мальчики хотит играть мячик. Ей мяч не дали, плачет она.2. Рассказ Грибанова Саши. Мятик, на уйти они. Даватька патеть.Отвечает на вопросы однословно, причинно - следственные связи не устанавливает, смысл сюжета не уловил.3. Рассказ Кати Фоминой. Лето это. Мясиком игате масик. Собакой игает. Потому дёдик. Итому дёдик моквый.Не смогла уловить смысл сюжета, отвечал в основном простыми предложениями.
Обследование познавательной деятельности и мышления
.
Познавательная деятельность и мышление у детей обследовалось на занятиях по формированию математических представлений и продуктивным видам деятельности (данные обследования зафиксированы в Приложении 2.
Обследование фонематического слуха
.
Необходимо проверить, как ребенок произносит звук изолированно в слогах, словах, предложениях, текстах. Ему предлагается назвать картинки, повторить слова: в начале, в середине, в конце слова. Желательно, чтобы в этих словах отсутствовали другие, трудно произносимые звуки.Наряду с выявлением навыков звукопроизношения, необходимо выяснить, как дети на слух различают фонемы родного языка. С этой целью логопед предлагает ряд заданий (см. Приложение 2).
Обследование слоговой структуры слова
.
Учитывая, что у детей с ФФН могут быть нарушения при произнесении многосложных слов с различной звуконаполняемостью, детям предложено назвать ряд действий, изображенных на картинках, например: Водопроводчик чинит водопровод. Гимнасты выступают под куполом цирка. Ткачиха ткет ткань. Мотоциклисты едут на мотоцикле. Фотограф фотографирует детей и т.д. Затем дети повторяют вслед за логопедом слова типа: ковер, дверь, снеговик, регулировщик сковорода, скатерть, и т.п., называя предложенные картинки несколько раз).
Исследование умения различать на слух звуки речи
.
Картинки для слуховой дифференциации свистящих и шипящих звуков:С-Т санки-танкиТ-Ц тапки-цапкиС-Ш миска-мишка3-Ж розы-рожиШ-Ч шайка-чайкаШ-Щ чаша-чащаЧ-Щ чёлка-щёлкаЧ-ТЬ чёлка-тёлкаЩ-ТЬ щёлка-тёлкаКартинки для слуховой дифференциации звуков Р, Л, Й:Р-Л рожки-ложкиР-Й марка-майкаРЬ-ЛЬ Марина-малинаЛЬ-И лямка-ямкаКартинки для слуховой дифференциации звонких и глухих согласных звуков:П-Б почка-бочкаТ-Д тачка-дачкаК-Г корка-горкаФ-В софа-соваС-3 сайка-зайкаШ-Ж Саша-сажаКартинки для слуховой дифференциации мягких и твердых согласных звуков:П-ПЪ пальцы-пяльцыБ-БЬ прибывает-прибиваетМ-МЬ мышка-мишкаВ-ВЬ вол-велТ-ТЬ тапки-тяпкиД-ДЬ дымка-ДимкаЙ-НЬ банка-банькаС-СЬ осы-осиР-РЬ круг-крюкЛ-ЛЬ лук-люкВ речевой карте записываются те ошибки, которые допускает ребенок при выполнении всех заданий. Анализ представленных результатов обследования позволяет сделать логопедическое заключение.Таким образом, в процессе обследования детей со стертой формой дизартрии, имеющих фонетико-фонематическим недоразвитие речи выявлено, что дети имеют нарушения звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. В общении с окружающими у некоторых детей (Чернова Дарья) проявляются случаи ненормированного воспроизведения в силу неправильно сформулированных отдельных артикуляторных позиций - искажение звуков.
3.2 Разработка методики логопедической работы в экспериментальной группе
По итогам обследования детей я разработала методику логопедической работы по коррекции стертой формы дизартрии у детей старшего дошкольного возраста, имеющих фонетико-фонематические нарушения речи (Приложение 1).Преодоление стертой дизартрии достигается целенаправленной логопедической работой по коррекции звукопроизношения и развитию фонематического восприятия. Система обучения и воспитания таких детей включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному овладению грамотой [40].
Страницы:
1
,
2
,
3
, 4,
5
,
6
,
7
,
8
Апрель (48)
Март (20)
Февраль (988)
Январь (720)
Январь (21)
2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная
ссылка на источник
обязательна.