Самостоятельность как творческая самодеятельность предполагает опору на РЕФЛЕКСИЮ. Данное понятие в определенной мере созначно понятиям "осознанность", "сознательность". Хотя в контексте нашей модели рефлексия связана не столько с осознанием оснований собственной деятельности, сколько с выявлением своего "Я", утверждением себя в мире.
И, наконец, важным элементом оценивания степени реализованности деятельности является ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ сфера, ее, как было сказано выше, полнота и широта.
В предложенном наборе обобщенных характеристик нет особой оригинальности - все эти характеристики в том или ином сочетании, со специфическими аспектами их трактовки так или иначе фигурируют в психолого-педагогических работах. Более того, может возникнуть вопрос об их необходимости и достаточности. Ответ на этот вопрос вновь будет звучать парадоксально.
О необходимости и достаточности можно было бы говорить, если бы мы имели возможность четко их измерять. Тогда по полноте описания изменений личности мы могли бы судить об этих характеристиках. Но на сегодня наука... не располагает отработанным инструментарием измерения всех выделенных характеристик. Т.о., "практическая" верификация выделенного набора характеристик в полной мере не осуществима. Логическая верификация уведет нас в дебри терминологических споров.
Поэтому мы предлагаем воспользоваться, если можно так выразиться, косвенной "педагогической" верификацией. Речь идет о том, что обоснование необходимости и достаточности выделенных характеристик можно осуществить через содержательный анализ "наполнения" данных характеристик в различных циклах учебных предметов. Если в этом содержании будут описаны все принципиальные моменты формирования культурной, свободной и самореализующейся личности, то это и будет косвенным доказательством нашей гипотезы о необходимости и достаточности выделенных характеристик. В следующем параграфе приведена схема такого описания.
Параметры личностного развития
Группы учебных предметов
структурнориентир.
позиционно-ориентир.
смысло-ориентир.
мотивация
познават. интерес
точка зрения
ценности этические и эстетические
рефлексия
основания рассуждений
сравнение позиций
выражение "Я"
самостоятельность
аргументац. высказывай.
умение слушать
разнообразие выражения
эмоции
истина
уважение позиции
красота
Предложенная краткая интерпретация классификации учебных дисциплин позволяет предложить вариант психолого-дидактического анализа их предметно-методической презентации, которая по нашей схеме проектирования педагогической технологии составляет ее необходимый этап. Для наглядности нашего подхода в решении данного вопроса воспользуемся таблицей.
Содержательно методические аспекты
Типы учебных дисциплин
организации обучения
структурно-ориентирован.
позиционно-ориентирован.
смысло-ориентирован.
1. Содержание
1.1 Уровень общности научных понятий
всеобщее
общее
единичное
1.2 Соотношение предметно-спец., общелогического и предметно-личностного
предметно-спе-цифич. = общелогическому предметно-личностного
предметно-специфич. == общелогическому = предметно-личностного
предметно-спе-цифич. = предметно-личностному общелогического
1.3 Проблемность
"операционная" эвристики
алго - твор-ритм чество
"организационная" конформизм конф - кон-
ликт сенсус
"смысловая"
знак термин символ
2. формы и методы
2.1, Акценты и спец. упражнения
логика
социально-психологический тренинг
тренинг личностного роста
2.2 Характер управления
формирование
ориентирование
стимулирование
2.3 Самостоятельность
"квазиисследование
"кооперация" позиций, полей
самовыражение
2.4 Характер объяснений
индукция-дедукция
создание условий для смены позиции, точки зрения...
создание условий для вчувствования, эмпатии, сопереживания
2.5 Специфика презентации учебного материала
наглядно-образная
наглядно-действенная
образно-действенная
2.6 "Базовая технология
задачная
коммуникативная
личностного роста
3. Контроль
умений, навыков, способности ОБЪЯСНИТЬ
умений, навыков, способности ТОЛКОВАТЬ
умений, навыков, способности ПОНИМАТЬ
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12