Он считает, что наиболее адекватным методом педагогики, выражающим природу образовательно-воспитательного процесса в обществе, сегодня является гипотетико-модельный метод. "Педагогическое знание, - пишет он, - одновременно является и дескриптивным, и нормативным, кроме того оно требует экспериментального подтверждения... Педагогическое знание должно быть внутренне согласованным и имеющим "внешние" оправдания со стороны педагогической практики".
Осуществление гипотетико-модельного обоснования педагогического знания и, соответственно, базирующейся на нем деятельности методологически связано с системным подходом. "Одна из версий данного подхода, - отмечает В.И. Гинецинский, - трактует предмет педагогики как ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ВНЕДРЕНИЕ и АНАЛИЗ функционирования систем специального назначения. Педагогическая система при этом рассматривается как частный случай специфической социальной системы, эксперимент понимается как эмпирически контролируемое изменение реально функционирующей педагогической системы, нормативы - как эталонные образцы ее функционирования, удовлетворяющие в данных конкретных условиях сформулированным критериям, а априорно разрабатываемая модель - как схема предстоящего эмпирического обследования".
Приведенные соображения уточняют схему в одном существенном моменте для педагогического проектирования:
в них указывается рядоположенность собственно проектирования, внедрения и анализа результатов. На схеме это можно было бы отразить введением между V и VI этапами этапа внедрения, опробования практикой теоретической модели. Это обеспечивает именно ту "зацикленность", "перманентность " социального проектирования в целом и педагогического, в частности, о которой мы говорили в первом параграфе настоящей главы.
Е В. Краевский, решая в свое время проблемы научного обоснования обучения, намечал такую последовательность шагов, которые можно рассматривать, на наш взгляд, как схему проектирования обучения: "... описание педагоги-
ческой действительности; описание обучения на уровне явлений; описание обучения на уровне сущности;
описание обучения школьников предмету на уровне явлений и на уровне сущности; модель обучения в плане должного; проект-модель обучения конкретному учебному предмету; конечный проект, а также непосредственная деятельность учителя на уровне педагогической действительности".
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12