Рефераты. Непрерывная подготовка педагога профессионального обучения в корпоративном университете

p align="left">3. В процессе теоретического обоснования целесообразности предлагаемого авторского проекта непрерывной подготовки педагога профессионального обучения в корпоративном университете мы выявили, что эффективность подготовки педагога профессионального обучения определяется уровнем интеграции науки, образования и производства в университете, а качество формирования универсальных и предметно-профессиональных компетенций обеспечивается преемственностью уровней образовательного процесса: от профессиональной ориентации (включающей элементы интегрированной системы обучения старшеклассников в учебно-образовательных центрах университета) до послевузовской / последипломной системной организации профессионально-педагогической и научно-педагогической подготовки и практики в корпоративном университете.

4. Миссия корпоративного университета определяет его организационно-структурную модель, высоко значимое предназначение; выражает направленность инновационной деятельности вуза (концепцию развития, стратегические коммуникации, трансфер инновационных технологий и др.), содержание образовательных программ, обеспечивающих требуемый уровень качества подготовки специалистов, соответствующий мировым стандартам.

Развитие корпоративных университетов, в основе которых лежит инновационное ассоциативное многомерное взаимодействие субъектов образования, науки и производства единой отраслевой направленности, обеспечивается масштабностью технологических и экономических возможностей России (начало XXI века), национальными достижениями в сфере академической и отраслевой науки, образования, промышленности и бизнеса, а также усиливающимися тенденциями в мировом сообществе - глобализацией и созданием единого европейского образовательного пространства (ЕОС), охватывающими политику, образование, науку, экологию, культуру и общество в целом.

5. Профессиограмма педагога профессионального обучения должна строиться на основе компетентностного подхода и включать необходимый комплекс компетенций, определяемый целевыми (воспитательной, обучающей и развивающей) и операционными (учебно-методической, организаторской, диагностической, производственно-технологической, научно-исследвательский, творческой и др.) функциями педагога, дифференцируемый на группу универсальных компетенций, инвариантную для всех специальностей, и группу академических и предметно-специализированных компетенций (производственно-отраслевых), соответствующий требованиям академической и профессиональной подготовленности специалиста к профессионально-педагогической деятельности.

6. Опытно-экспериментальная проверка эффективности разработанной Концепции непрерывной подготовки педагога профессионального обучения в корпоративном университете, подтвердила целесообразность целостного проекта, особенностью которого является опора на диверсифицированную интегрированную систему обучения (ДИСО), возможность осуществления многовариативной и многовекторной формы обучения, гуманизации, демократизации и реализации идеи опережающего образования.

Апробация и внедрение результатов исследования в профессионально-педагогическую практику технических вузов проходила на всех этапах исследования. Результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях Научно-методического совета МГИУ, Государственного института новых форм обучения, Международного института новых форм обучения «ИНФО-Рутения» и др. (1995-2007 гг.); на методических совещаниях и семинарах педагогов профессионального обучения РФ (1995-2006 гг.); на факультете повышения квалификации МГИУ _ курсах повышения квалификации и переподготовки работников образования г. Москвы. Начиная с 1995 г., материалы диссертации освещались в сборниках научных трудов МГИУ, МАДИ, РГППУ и др., а также в журналах «Высшее образование России», «Среднее профессиональное образование», «Вестник Московского университета МВД РФ» и др., вошли в учебные пособия по профессионально-педагогическому образованию, имеющие рекомендации УМО по ППО МОН. Положения и выводы исследования докладывались диссертантом на 8-ми российских и международных научно-практических конференциях и симпозиумах (Москва, Екатеринбург, Санкт-Петербург и др.), а также на ежегодных заседаниях методических советов Межвузовского научно-образовательного центра инженерного творчества и Международного научного центра непрерывного креативного образования, на постоянно действующем в МГИУ межвузовском научном семинаре по интегрированной системе обучения, на заседаниях кафедры «Инженерное творчество и образовательные инновации», кафедры «Профессиональная педагогика и креативное образование» МГИУ. Апробация и внедрение результатов исследования в профессионально-педагогическую практику проходили на всех этапах исследования. Результаты исследования внедрены в учебный процесс непрерывного профессионального образования МГИУ.

Личное участие автора в получении научных результатов, изложенных в диссертации и опубликованных в печатных трудах, выражается в теоретической разработке основных концептуальных идей и положений по проблеме непрерывной подготовки педагога отраслевого обучения с опорой на интегрированную систему обучения в профессионально-педагогическом образовании. Диссертационное исследование является результатом многолетней работы автора (с 1979 г.) в системе высшего профессионального образования в качестве научного сотрудника, заведующей лабораторией, ученого секретаря ученого совета завода-втуза при ЗИЛе и МАСИ (первое и второе наименование МГИУ), а с 1989 г. и по настоящее время - заведующей аспирантурой и докторантурой, доцента профилирующей кафедры «Профессиональная педагогика и креативное образование» ГОУ МГИУ. При непосредственном участии диссертанта был подготовлен учебно-методический комплекс по специальности, включая разработку рабочих программ по 4-м профилирующим дисциплинам и их учебно-методического обеспечения, имеющих рекомендацию УМО по ППО и др.

Отметим, что в настоящее время лицензия на проведение образовательной деятельности по вышеуказанной специализации имеется только в ГОУ МГИУ.

Общий объем проделанной работы. Проанализировано более 200-от источников по различным отраслям научных знаний, включая профессионально-педагогическое образование, а также отчетных материалов по исследуемой проблеме. Материалы исследования отражены автором в 5-ти монографиях (2 из них - в соавторстве), 4-х учебно-методических пособиях, имеющих рекомендации Учебно-методического объединения по ППО, 53-х научных статьях и сообщениях, из которых 6 _ в изданиях, рекомендованных ВАК РФ, что в общем объеме составляет более 80 п.л.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Список литературы включает 359 работ российских и зарубежных авторов.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность проблемы, определяющей цель, объект и предмет исследования, формулируются гипотеза, задачи и положения исследования, выносимые на защиту, раскрываются теоретико-методологические основы и этапы исследования, указываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость результатов исследования.

Первая глава «Становление системы непрерывной подготовки педагогов профессионального обучения: состояние, проблемы и перспективы» нацелена на рассмотрение сущности, содержания и инновационной направленности профессионально-педагогического образования России как системы, анализ диалектического развития непрерывного образования как социально-педагогического феномена, исторический анализ теории и практики подготовки педагога профессионального обучения, выявление набора и содержания его профессиональных компетенций.

Проведенный анализ понятийно-терминологического аппарата по проблеме исследования установил, что: 1) профессионально-педагогическое образование - это процесс формирования личности, способной к эффективному осуществлению подготовки человека к деятельности по конкретной профессии, к выполнению полного спектра профессионально-педагогических функций, а также к самореализации в профессиональной деятельности44 Профессионально-педагогическое образование в современных условиях: результаты исследований / Г.М. Романцев, В.А. Федоров, А.А. Жученко, И.В. Осипова, О.В. Тарасюк. - Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2003. - С. 15. ; 2) педагог профессионального обучения - это обобщающее название персонала, занятого в образовательном процессе профессиональных учебных заведений в качестве преподавателей общетехнических, специальных и общеобразовательных дисциплин, старших мастеров, мастеров производственного обучения и др., а также на различных административных должностях.

Исследование истории развития системы профессионально-педагогического образования выявило, что теория непрерывного образования давно признана в науке и исторически восходит к истокам зарождения профессионального обучения. В нашей работе мы выявили: 1) основу вариативного понимания непрерывной подготовки в профессиональном образовании в 1860-х гг. заложила группа инженеров-механиков под руководством Д.К. Советкина в Московском техническом училище. Впервые в мировой практике дидактически обоснована система непрерывного производственного обучения, способствующая усвоению учебного материала с наименьшими затратами времени, а также систематизации и индивидуального учета знаний, умений и навыков учащихся. Данная система обучения демонстрировалась на международных выставках (Вена - 1873, Филадельфия - 1876, Париж - 1900) и получила признание, где отмечалось, что у русских обучение ручному труду превратилось в науку55 Веселов А.Н. «Профессионально-техническое образование в СССР. Очерки по истории среднего и низшего профтехобразования», М: 1961.;

2) в конце ХIХ века сформировалась система «обратной связи» с выпускниками учреждений педагогического профиля и диагностика (по современным понятиям) их практической деятельности. В «циркулярном» предложении Министра народного просвещению от 15 июля 1884 г. за № 9995 определены требования к обязательному ежегодному представлению Директору училища отчета выпускника о своих занятиях, «одобрительной» от Уездного Предводителя Дворянства, а также с места исполнения (от работодателя) обязанностей «своего звания» (из текста аттестата выпускника; длительность обучения - 6 лет)66 Копия документа представлена в приложении к диссертации .

Проведенный системный анализ практики и перспективы развития системы профессионально-педагогического образования, а также сущности и содержания позволил определить его главную цель - обеспечение эффективной подготовки кадров для всех образовательных структур, связанных с профессиональным обучением квалифицированных рабочих кадров и техников; конструктивное участие в решении социально-экономических программ и инновационных национальных проектов, а также решение проблемы занятости населения в условиях новых экономических отношений, квалифицированного рынка труда и рабочей силы; главную задачу - обеспечение профессиональных образовательных учреждений специалистами, способными организовать и осуществлять необходимую общетехнологическую и специальную профессиональную подготовку по актуальным образовательным направлениям и профессиям; надсистемные функции: социальные, экономические и культурные; системные функции: подготовка педагогов для систем начального, среднего и высшего профессионального обучения и руководителей (консультантов) научных исследований; подсистемные функции: кадровое обеспечение самой системы профессионально-педагогического образования; развитие технологий и организационно-управленческих мероприятий на основе научных результатов психолого-педагогических исследований; дополнительное ППО для профессионально-педагогических работников; объекты и субъекты: в субъект-объектных отношениях - предметное содержание ППО, определяемое образовательными целями, программами, формами, методами и средствами образовательного воздействия (обучения, воспитания и развития); в субъект-субъектных отношениях - учебно-профессиональное взаимодействие педагога профессионального обучения и обучающихся, согласованное во времени и пространстве в направлении достижения главных целей и выполнения главных (надсистемных) функций; структуру: образовательные программы и государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности; сеть реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; государственные / негосударственные и государственно-общественные органы управления; организацию в соответствии с профилями подготовки: профессионально-педагогический колледж - профессионально-педагогический факультет вуза; профессиональный лицей - профессионально-педагогический колледж - профессионально-педагогический вуз и др.; подготовка педагогов на базе общего полного среднего, начального и среднего профессионального, высшего профессионального и профессионально-педагогического, а также высшего научного образования; организационно-педагогические основы развития _ совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих научно-педагогических, структурно-управленческих и содержательно-технологических идей, принципов и условий, обеспечивающих достижение образовательных целей и реализацию потребностей личности, общества и государства в повышении эффективности и качества профессионально-педагогического образования; управление: государственное - Федеральное агентство по образованию Министерства образования и науки РФ и государственно-методическое - Учебно-методическое объединение по профессионально-педагогическому образованию на базе Российского государственного профессионально-педагогического университета; системное качество: подготовленный современный педагог профессионального обучения - специалист в области профессионально-педагогического образования, вооруженный необходимыми и достаточными психолого-педагогическими, специальными отраслевыми и профессиональными производственными знаниями, компетенциями, умениями и навыками, а также являющийся профессионально ориентированной творческой личностью, способной к саморазвитию и самореализации в сфере своей профессиональной деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.