Рефераты. Непрерывная подготовка педагога профессионального обучения в корпоративном университете

p align="left">При рассмотрении инновационной направленности профессионально-педагогического образования были выявлены интенсивные и экстенситные направления его развития, а также основанные на них интегрированные инновации; проведена дифференциация профессионально-педагогических инноваций на локальные (частные) и глобальные (общие, координальные); в качестве глобальных, определяющих базовые методологические и технологические основы современного развития системы профессионально-педагогического образования, выделены следующие профессионально-педагогические инновации:

1) концепция постиндустриального развития российского образования А.М. Новикова; 2) теоретические основы современного профессионально-педагогического образования Г.М. Романцева, В.А.Федорова, А.А. Жученко, П.Ф. Кубрушко и др.; 3) научно-педагогическая концепция интегрированной системы обучения Н.Г.Хохлова; 4) концепция многоуровневой системы непрерывного креативного образования М.М. Зиновкиной; 5) концепция компьютерной интеллектуальной поддержки подготовки педагога профессионального обучения Р.Т. Гареева; 6) концепция психолого-педагогического сопровождения подготовки специалистов Э.Ф. Зеера; 7) основы конкурентологии В.И. Андреева; 8) концепция независимой общественно-профессиональной аккредитации Ю.С. Авраамова, Н.П. Калашникова, Н.Г. Хохлова и др.; 9) концепция конкурентоспособности и мобильности специалиста в условиях рыночной экономики С.П. Андреева и др.

При выявлении набора и содержания профессиональных компетенций педагога профессионального обучения в соответствии с современными требованиями личности, общества и государства нами проведен анализ понятийно-терминологического аппарата по этой проблеме, позволивший конкретизировать такие ключевые понятия, как компетентность / компетенции (универсальные и профессиональные (академические и предметно-специализированные); опережающее обучение (опережать _ от лат. praevenio: прогрессировать, эволюционировать); профессионализм, профессионально важные качества и др.

Нами установлено, что профессиональную компетентность, как интегративное качество личности педагога, включающее сформированный и развитый набор его универсальных и профессиональных (академических и предметно-специализированных) компетенций, целесообразно рассматривать в формате 4-компонентной профессионально обусловленной структуры личности специалиста, предложенной Э.Ф. Зеером на основе представления о структуре личности К.К. Платонова и включающей также такие компоненты, как профессиональная направленность, профессионально важные качества и профессионально значимые психофизиологические свойства личности. Профессиональная компетентность специалиста дифференцируется, представляется и оценивается посредством его профессиональных компетенций.

Профессиональная компетенция (как функция деятельности) - это общая способность специалиста мобилизовать в профессиональной деятельности свои знания и умения, а также обобщенные способы выполнения определенных действий. Нами разработана матрица корреляций профессиональных компетенций педагога и его профессионально-педагогических умений. При этом профессиональные компетенции педагога профессионального обучения определяются его целевыми и операционными функциями, а оцениваются уровнем сформированности его профессионально-педагогических умений: гностических, идеологических, дидактических, организационно-методических, коммуникативно_режиссерских, прогностических, рефлексивных, организационно_педагогических, общепрофессиональных, конструктивных, технологических, производственно-операционных, специальных, креативных и творческих.

Смена поколений государственных образовательных стандартов высшего образования (ГОС) отображает динамику развития профессионально-образовательной культуры российского общества и соответствующих моделей обеспечения качества высшего профессионального образования. В проекте Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) третьего поколения, внедрение которого планируется в 2008 году, компетенции будущего специалиста интерпретируются как единая форма описания универсальных, академических и профессиональных профилей, уровней высшего образования и характеристик «персонального результата» образовательного процесса.

В работе показано, что разделение компетенций на две группы: универсальных и профессиональных (академических и предметно_специализированных, в нашем случае и производственно_отраслевых), обусловлено целевыми функциями педагога профессионального обучения: воспитательной, обучающей и развивающей, а также операционными функциями: учебно-методической, организаторской, диагностической, производственно-технологической, научной, профессионально-творческой, которые одновременно определяются современными требованиями универсальной, академической и профессиональной подготовленности будущего специалиста к профессии. При этом мы выделяем и дифференцируем понятие «компетенции для всех специальностей» на инвариативные (универсальные) и вариативные (предметно-специализированные). Особенностью профессионально-педагогической деятельности является ее многогранность и многопрофильность, где универсальные и предметно-специализированные компетенции объединяются в единый набор компетенций готовности к профессии и представляют собой: совокупность операционных компетенций (Ко), обусловленных учебно-методическими, научно-исследовательскими, организаторскими и диагностическими функциями педагога профессионального обучения; совокупность предметно-специальных компетенций (Кп-с), обусловленных профилем специальности и его производственно-технологическими функциями; совокупность профессионально-творческих компетенций (Кт), обусловленная профессионально-творческими (креативными) функциями; совокупность социально-личностных компетенций (Кс-л), обусловленных высокими требованиями к педагогической этике и гуманистическому мировоззрению педагога профессионального обучения. Анализ показал, что инновационная направленность системы профессионально-педагогического образования, включающая интегрированную систему обучения, диверсификацию ее форм и содержания, способствует более эффективному формированию набора профессиональных компетенций личности специалиста (Кпр), как результата подготовленности к профессии и формированию знания «на опережение» (Оп), т.е. интеллектуального ресурса профессиональной деятельности (на полтора-два поколения вперед). Объем знаний «на опережение» характеризует стремление личности к широте знания, постоянному профессиональному самосовершенствованию и интеллектуально-творческой самореализации, что в условиях ускоряющихся перемен приобретает важное значение. Компетентностный подход к моделированию целей проекта непрерывной подготовки педагога профессионального обучения как результата его подготовленности к профессии (Кпд) можно представить в следующем виде (рис.1):

39

39

Таким образом, в настоящее время многоуровневая непрерывная подготовка охватывает все структурные компоненты начального, среднего и высшего профессионального образования и послевузовского профессионально-педагогического образования. Ориентация на компетенции способствует достижению более высоких стандартов качества образования, что повышает уровень востребованности, мобильности, конкурентоспособности и социальной значимости специалиста в современном обществе.

Цель всех преобразований, осуществляемых в системе профессионально-педагогического образования - это приведение качества образования в соответствие с объективными требованиями личности, общества, государства, производства и бизнеса, как важнейшего условия развития постиндустриального общества.

Во второй главе «Теоретическое обоснование и разработка концепции непрерывной подготовки педагога профессионального обучения в корпоративном университете» сформированы теоретические основы разработки концепции непрерывной подготовки педагога профессионального обучения, проведен многофакторный структурный анализ данной подготовки, выявлены ее принципы, а также разработаны ее основные концептуальные положения.

Помимо представленных выше исследований в области истории, философии, педагогики, психологии и организации профессионально-педагогического образования, особое влияние на формирование научной точки зрения автора на концептуальные положения современной системы непрерывной подготовки педагога профессионального обучения в корпоративном университете также оказали: концепция постиндустриального развития российского образования А.М. Новикова; концепция научного образования В.С. Леднева; теоретические основы современного профессионально-педагогического образования Г.М. Романцева, В.А. Федорова, А.А. Жученко, П.Ф. Кубрушко и др.; концепция психолого-педагогического сопровождения подготовки специалистов Э.Ф. Зеера; основы конкурентологии В.И. Андреева; научно-педагогическая концепция интегрированной системы обучения Н.Г. Хохлова; концепция многоуровневой системы непрерывного креативного образования М.М. Зиновкиной и др.

При выявлении принципов развития непрерывной подготовки педагога профессионального обучения нами производилась уровневая структурная иерархия законов, принципов и правил, обусловливающих требования ко всем компонентам процесса подготовки педагога - логике, целям и задачам, формированию содержания, выбору форм и методов, стимулированию, планированию и анализу достигнутых результатов. Наиболее продуктивным в контексте исследования представляется подход А.М. Новикова, в соответствии с которым группа принципов непрерывной подготовки педагога профессионального обучения (принципы непрерывности образования) выступает в органическом единстве (межсистемные связи) с другими группами принципов его подготовки: принципами гуманизации, демократизации и опережающего образования.

Приведем положения разработанной нами Концепции непрерывной подготовки педагога профессионального обучения в корпоративном университете и сокращенное изложение их основного содержания: 1. Тремя основными предпосылками непрерывной подготовки являются мотивация, возможность и способность личности к получению профессионально-педагогического образования. 2. Тремя базовыми терминами понятия непрерывной подготовки, являются жизнь во имя созидания, непрерывность (т.е. на протяжении жизни) и образование. 3. Высшей целью непрерывной подготовки является многогранное и всесторонне развитие личности будущего специалиста, реализации его интеллектуально-творческого потенциала в образовательном союзе с высококвалифицированным педагогическим корпусом, а также формирование, поддержание и совершенствование качества его жизни. 4. Через непрерывную подготовку формируются, развиваются и реализуются адаптивные, социальные, инновационные, креативные и профессионально-творческие качества и функции личности. 5. В непрерывной подготовке важную роль играют факторы, детерминирующие становление и развитие созидательной личности обучающегося. 6. Непрерывная подготовка является системообразующим звеном всего отечественного и мирового образования, движущей силой их функционирования и совершенствования. 7. Непрерывная подготовка начинается с семейного воспитания и охватывает все стадии, весь период онтогенеза становления личности человека. 8. Понятие непрерывной подготовки включает в себя все основные понятия и положения, касающиеся профессионального становления и развития личности обучающегося. 9. Непрерывная подготовка охватывает все стадии креативного становления личности. 10. Понятие непрерывной подготовки включает в себя все основные понятия и положения, касающиеся инновационного и творческого становления и развития личности обучающегося. 11. На операциональном уровне непрерывная подготовка представляет собой совокупность всех образовательных направлений, программ, уровней, ступеней, форм, средств и учреждений. 12. Непрерывная подготовка имеет три основных, согласованных, взаимосвязанных и взаимодействующих компонента: общее, профессиональное и научное образование. 13. Непрерывная подготовка предполагает три вектора движения обучающегося в профессионально-педагогическом пространстве: движение вперед (поступательный вектор), движение вверх (вертикальный вектор) и движение в стороны (горизонтальный вектор). 14. Непрерывная подготовка, в отличие от отраслевых форм профессионального образования, является всеобщей по своему характеру и олицетворяет гуманизацию и демократизацию образования. 15. Непрерывная подготовка характеризуется принципами многоуровневости, непрерывности, преемственности, гибкости, дополнительности, маневренности, интегративности, стремления к непрерывному поиску знания «на опережение», непрерывного стремления к самосовршенствованию и творческой самореализации. 16. Непрерывная подготовка отвечает требованиям общих и частных педагогических закономерностей. 17. Непрерывная подготовка включает в себя формальные, неформальные и информальные формы образования: очную, очно-заочную (вечернюю), заочную (дистанционную), открытую, экстернат, семейную, самообразования, индивидуальную, тандемную (дуальную), групповую, коллективную, общественную и др. 18. Непрерывная подготовка выполняет функцию дополнения, коррекции (исправления) существующей системы образования, создавая равные стартовые возможности и повышение доступности качественного образования в рамках единого образовательного пространства для людей разного возраста и с разным уровнем подготовки.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.