Рефераты. Непрерывная подготовка педагога профессионального обучения в корпоративном университете

p align="left">В работе установлено, что понятие качества подготовки педагога профессионального обучения соответствует компетентностным подходам к его непрерывной подготовке, системным подходам опытно-экспериментальной работы и выступает системообразующим фактором в выборе стратегии и тактики подготовки педагога профессионального обучения как результата. Понятие «качество подготовки педагога профессионального обучения» мы связывали:
1) с анализом качества образования как категории теории управления качеством и педагогической проблемы, проведенным В.П. Панасюком;
2) с квалитативной парадигмой А.И. Субетто; 3) с 4-компонентной профессионально обусловленной структурой личности специалиста, предложенной
Э.Ф. Зеером; 4) с инновационными технологиями в управлении качеством образования в представлении В.А. Федорова, Е.Д. Колеговой и др.

Качество подготовки педагога профессионального образования - это объективная, существенная и интегративная характеристика педагога, раскрывающая его готовность к достижению определенных целей, решению определенных задач и функционированию в определенных условиях профессиональной образовательной деятельности.

Диагностика качества подготовки педагога профессионального обучения осуществлялась нами системно, последовательно и циклично в трех основных направлениях: 1) диагностика развития личности обучаемого, 2) диагностика достижения необходимого качества профессионально-образовательного процесса, 3) диагностика эффективности взаимодействия обучаемых и педагогов. При этом диагностируются следующие уровни выраженности компетентности: 1-й уровень - подготовительный, 2-й уровень - фрагментарно-репродуктивный, 3-й уровень - оценочно-информационный, 4-й уровень - креативный, 5-й уровень - интеллектуально-инициативный, 6-й уровень - интеллектуальный ресурс _ непрерывное обучение «на опережение».

Опытно-экспериментальная работа по непрерывности подготовки педагога профессионального обучения началась в 2001 г. ГОУ МГИУ (на факультете довузовского образования) приступил к профориентационной работе со старшеклассниками и выпускниками системы НПО и СПО с целью формирования первого набора студентов специальности 030500.15 - Профессиональное обучение «Автомобили и автомобильное хозяйство», специализация «фирменный автосервис», квалификация «педагог профессионального обучения». Общее направление исследования: экспериментальная разработка непрерывной подготовки преподавателя профессионального обучения, построенной на непрерывности и преемственности обучения в системе «довуз-вуз-послевуз» с опорой на диверсифицированную интегрированную систему обучения на всех уровнях системы.

Цели опытно-экспериментальной работы: практически подтвердить обоснованность концепции и эффективность системы непрерывной подготовки педагога профессионального обучения по обеспечению ее качества в комплексах «довуз-1» - «вуз» и «довуз-2» - «вуз» (рис. 4 и 5), реализованной в условиях корпоративного университета.

Задачами опытно-экспериментальной работы являлись: разработка общей методики эксперимента, методик контроля и регистрации результатов, разработка учебно-программной и методической документации для осуществления экспериментального учебного процесса, апробация непрерывности учебного процесса в экспериментальных условиях на базе общеобразовательных школ (ОШ) Южного административного округа г. Москвы, Автомобильного колледжа (АК) при АМО ЗИЛ, Московского государственного профессионально-педагогического колледжа (МГППК), ГОУ МГИУ и АМО ЗИЛ. При этом основная задача эксперимента заключалась в обеспечении непрерывности подготовки педагога профессионального обучения посредством системного взаимодействия структурных элементов корпоративного образования по горизонтали (элементы одного уровня) и по вертикали (элементы разных уровней).

Многолетний педагогический эксперимент включал несколько этапов:

1-й этап (подготовительный) имел целью разработку и создание необходимой для начала эксперимента организационной, содержательной и материально-технической базы. Цель 2-го (основного) этапа эксперимента - содержательное и методическое обеспечение довузовских учебных комплексов «довуз-1» - «вуз» и «довуз-2» - «вуз» в экспериментальных группах ОШ, АК и МГППК, а также реализация этого процесса в сроки первого набора экспериментальных групп для подготовки в ГОУ МГИУ.

Первый период целостного проекта _ профориентационная деятельность с элементами интегрированной системы обучения на довузовском уровне, нами определена как профессионально-ориентированная образовательная программа, формирующая профессиональное самоопределение старшеклассников или выпускников НПО и СПО. Отметим, в системе «довуз» (курс «Начальный профессионально-ориентированный практикум по профессии»), мы решаем задачу приобретения учащимися начального базового знания: теории и практики, рабочих навыков и сенсомоторной культуры в рамках будущей профессии.

Первая часть 2-го этапа эксперимента проводилась на базе ОШ, АК и МГППК два года (2001-2003). Основные направления эксперимента на этом этапе: содержательное и методическое обеспечение довузовских учебных комплексов «довуз-1» - «вуз» и «довуз-2» - «вуз», контроль за ходом эксперимента и регистрация его результатов. Предварительный анализ учебных планов и рабочих программ по специальности позволил произвести набор из числа желающих студентов экспериментальных групп АК (студенты специальности 1205 «Автомобиле- и тракторостроение» с квалификацией «техник») и МГППК (студенты специальности 0308 «Профессиональное обучение (по отраслям)» со специализацией «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» с квалификацией «мастер профессионального обучения - техник»). Отбор содержания образования в АК и МГППК был нацелен на реализацию стадий профессиональной подготовки, профессионально-педагогического образования и профессионального становления обучаемых, проводился в соответствии с квалификационной характеристикой педагога профессионального обучения, и ориентировался на содержание профессионально-педагогической подготовки I курса ГОУ МГИУ.

Вторая часть 2-го этапа эксперимента берет начало в сентябре 2003 г., когда ГОУ МГИУ приступил к подготовке первого набора студентов по специальности 030500.15 - Профессиональное обучение «Автомобили и автомобильное хозяйство», специализация «фирменный автосервис», в состав которого вошли участники экспериментальных групп ОШ, АК и МГППК. Данный этап определяется инновационным содержанием учебно-методического комплекса по указанной специальности, а именно: включением педагогических технологий креативного обучения (цикл дисциплин по методологии инженерного творчества - 300 часов), 2-м и 3-м уровнем введения в специальность (I-ый и 9-ый семестры), интегрированной системой обучения (8,9,10-й семестры) и др.

Временные затраты интегрированной системы обучения (в соответствии с учебным планом специальности, утвержденным учебно-методическим советом университета) составляют 32% (3,5 семестра) от всего периода обучения (11 семестров), что создает условие для получения студентом самого высокого рабочего разряда по профессии и перспективу его полной адаптации под рабочее место. В условиях традиционной формы обучения по данной специальности практическое обучение составляет 13% (1,4 семестра).

Текущие результаты эксперимента показывают, что средний показатель качественной оценки знаний студентов экспериментальных групп (группы, проходившие обучение по целостной программе непрерывной подготовки в системе «довуз-1», «довуз-2», «вуз») выше на 4,6%, а количество полученных ими повышенных оценок на 4,2% больше чем в обычных группах.

Научное образование мы относим к 5-му периоду непрерывной подготовки педагога - к открытой системе «темпоральные инновации», где первостепенную роль в совершенствовании профессионализма педагога профессионального обучения играют образовательные программы магистратуры, дополнительного и послевузовского обучения, программа «Преподаватель высшей школы», включая интегрированную систему технологической, профессионально-педагогической и научно-педагогической практики в соответствии с государственным образовательным стандартом подготовки аспирантов. (Рис.5)

Для отражения определенных при диагностике уровней выраженности компонентов профессионально-образовательного процесса разработана регистрационная карта диагностики профессионально-образовательного процесса. Индивидуально диагностируемыми показателями являются: 1) учебно-познавательные мотивы, 2) профессионально ориентированная мотивация, обобщенные способы 3) учебных, 4) профессиональных и 5) узкопрофессиональных действий, 6) способы самоконтроля, 7) познавательные, 8) учебно-профессиональные, 9) профессиональные и 10) специальные способности, а также 11) учебно-профессиональная самостоятельность. При этом оцениваются уровни выраженности компонентов обучения: I - не проявляется; II - выражен удовлетворительно; III - выражен отчетливо; IV - достаточный уровень выраженности; V - высокий уровень выраженности.

Диагностика профессионального развития личности педагога производится на всех стадиях ее становления. Результаты индивидуальной диагностики сводились в карту «Профиль профессионально-образовательного процесса» и использовались нами для совершенствования содержания образовательных программ специальности, оценки их эффективности и поиска инновационных технологий обучения, стимулирования личностного и профессионального развития обучаемых, а также определения проблемных мест в образовательном процессе. Профессиональные компетенции мы подвергаем диагностике в течение определенных периодов времени: семестра, учебного года, первых двух-трех лет работы после вуза и др. Уровни выраженности компетенций отражаются в специальном бланке профессиональных компетенций.

Цель 3-го этапа эксперимента - содержательное и методическое обеспечение последипломных учебно- и научно-методических комплексов «вуз» - «послевуз», а также их реализация на стадиях профессиональной адаптации, первичной и вторичной профессионализации, профессионального мастерства и научного творчества участников экспериментальных групп ОШ, АК и МГППК.

Предложенная система подготовки педагога профессионального обучения является инвариантной (универсальной). Каждый вуз может конкретизировать и модифицировать представленную на рис. 5 модель формирования профессиональных компетенций при непрерывной подготовке педагога профессионального обучения для определенных специальностей и форм обучения в зависимости от специфики вуза и его традиций.

Таким образом, результаты опытно-экспериментальной проверки полностью подтверждают выдвинутую гипотезу исследования и доказывают эффективность целостного проекта непрерывной опережающей подготовки педагога профессионального обучения, с опорой на диверсифицированную интегрированную систему обучения (ДИСО) в научно-производственной образовательной среде университета, что в целом обеспечивает качество подготовки выпускников и их стопроцентное плановое распределение с участием работодателей в рамках отраслевой корпорации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.