Вид навыка
Методическая задача
Вид деятельности
Средства обучения/учитель
Воспроизведение новой информации
Проверка восприятия и воспроизведения информации, содержащейся в изложении учителя
Фронтально
Учитель
Проверка восприятия и воспроизведения информации, содержащейся в тексте учебника
Индивидуальный контроль: тестирование
Раздаточный материал
Анализ исторических событий, явлений
Выявление сходств и различий исторических событий и явлений в различных регионах
Сотрудничество в тройках/четверках
Учебник, раздаточный материал
Проверка умений построения причинно-следственных связей
Контроль: фронтально
Умение оперировать историческими датами
Выявление синхронности и диахронности событий и явлений
Анализ исторического источника
Выявление основной информации
Индивидуально
Сравнение с другими историческими источниками
Сравнение информации, содержащейся в историческом источнике, с информацией, содержащейся в тексте учебника
Проверка умения анализировать исторический источник
Обсуждение результатов выполненных группами заданий, дискуссия, обсуждение
Учитель, ведущий ученик
Чтение исторической карты
Определение местоположения историко-географических объектов
Таблица 4. Творческое применение исторического материала.
Вид умений
Восприятие новой информации
Восприятие, осмысление информации
Проверка понимания, пересказ, использование информации в мини-проекте, ролевой игре
Раздаточные материалы
Формирование умения построения причинно-следственных связей
Сотрудничество в тройках/четверках, применение навыка в мини-проекте
Учебник, раздаточные материалы
Формирование умений анализа исторического источника
Обсуждение, дискуссия
Проверка сформированности умения
Индивидуальное тестирование
Историческая карта
Таблица 5. Пример циклового планирования уроков истории.
№ урока
Задачи урока
Содержание урока
Время
1.
1. Ознакомление с новым историческим материалом
1. Рассказ учителя, введение новой терминологии
7 - 10 мин.
Восприятие, осмысление
Учитель, учебник
2. Работа с исторической картой, определение местоположения историко-географических объектов
3 мин.
2. Формирование навыка анализа исторического события, явления
3. Выявление сходств и различий исторических событий в различных регионах
10 - 14 мин.
Обучение в сотрудничестве
4. Построение причинно-следственных связей
3. Контроль усвоения нового материала
5. Проверка выполнения заданий в группах, обсуждение
5 - 7 мин.
Учитель, ведущие ученики
4. Домашнее задание
2 мин.
Таблица 6.
2.
1. Контроль усвоения материала
1. Проверка понимания, восприятия информации
5 мин.
Проверка домашнего задания
2. Применение информации в мини-проекте
Работа в малых группах сотрудничества
2. Ознакомление с новым материалом
3. Рассказ учителя, введение новой терминологии
4. Совершенствование навыка работы с исторической картой
3. Совершенствование навыков анализа исторических событий, явлений
5. Совершенствование навыка анализа исторических событий и явлений
6. Применение навыка анализа исторических событий в мини-проекте
4. Формирование навыка анализа исторических источников
7. Выделение основной информации
10 - 12 мин.
8. Сравнение с другими историческими источниками
9.Сравнение информации, содержащейся в источнике, с информацией, содержащейся в тексте учебника
5. Домашнее задание
Аналогичным образом разрабатываются последующие уроки. Уже в самом начале работы над новой темой полезно предусмотреть работу над проектом, которая будет вестись на протяжении всей темы, постепенно разворачиваясь и наполняясь содержанием.
Принцип циклового планирования одинаков для разных предметов. Важно понять логику такого планирования и тогда появится возможность более качественного управления учебным процессом, видения всей перспективы работы над темой, разделом, вопросом программы и соответственно оперативной корректировки отдельных моментов планирования уроков.
Заключение
В заключение отметим следующее. В существующих на сегодняшний день условиях в школе не развивается личность ребенка, образовательный стандарт очень усреднен, рассчитан на некоего среднего ученика, что ведет к отрицательным последствиям. Выпускники большинства российских школ не могут и не умеют применять полученные в школе знания на практике, в реальных ситуациях. Однако сама российская действительность требует иного - обществу нужны грамотные специалисты, умеющие работать в команде, умеющие самостоятельно находить решения проблемам и умеющие полученные решения внедрять в жизнь. Школам нужны новые методы, новые технологии обучения, с помощью которых можно воспитывать именно таких специалистов.
Данной цели соответствуют указанные выше личностно-ориентированные педагогические технологии, разработанные в последние десятилетия. Все рассмотренные нами технологии довольно легко вписываются в учебный процесс при существующей в нашей стране классно-урочной системе, и отвечают интересам современного общества.
Технология сотрудничества позволяет школьнику не только научиться работать в группе, в команде, но и улучшить свой уровень обученности, поскольку успех всей группы напрямую зависит от успеха каждого его члена. Соответственно, другие участники группы также заинтересованы в том, чтобы отстающие, слабые ученики улучшили свои собственные результаты.
Метод проектов позволяет научить школьников самостоятельно решать различные проблемы и реализовывать полученные результаты на практике.
С помощью разноуровневого обучения каждый учащийся может реализовать свои способности в какой-то определенной сфере, которая ему наиболее интересна и наиболее легко дается.
Технология «Портфель ученика» позволяет сформировать у учащегося объективную самооценку, приучает к некоторой самостоятельности и помогает улучшить свои собственные результаты в той или иной области знаний.
Список использованной литературы
1. Бершадский М. Е. В каких значениях используется понятие «технология» в педагогической литературе?//Школьные технологии. 2002. №1. - С. 3 - 18.
2. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
3. Бордовский Г. А., Извозчиков В. А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии./Педагогика. 1993. №5. - С. 12-15.
4. Воскобойникова Н. П., Галыгина И. В., Галыгина Л. В. К вопросу о педагогических технологиях и системах обучения.//Химия в школе. 2002. №2. - С. 16 - 21.
5. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии/М.: Сентябрь, 1996. - 112 с. - (Б-чка журнала «Директор школы»: Вып. 4.).
6. Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики. Учеб. пособие для слушателей ФПК, директоров общеобразоват. школ и в качестве учеб. пособия по спецкурсу для студентов пед. ин-тов/Под ред. М. В. Скаткина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1982. - С. 269 - 296.
7. Загрекова Л. В. Теория и технология обучения. Учеб. пособие для студентов пед. вузов/Загрекова Л. В., Николина В. В. - М.: Высш. шк., 2004. - С. 6 - 50.
8. Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов/С. С. Кашлев. - Мн.: Высш. шк., 2002. - С. 5 - 19.
9. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе: (Анализ зарубежного опыта). - М.: Знание, 1989. - 77 с.
10. Коменский Я. А. Великая дидактика//Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/Сост. и авт. вводных статей А. И. Пискунов. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1981. - С. 80 - 161.
11. Левитес Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. - М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. - С. 195 - 264.
12. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - С. 3 - 144.
13. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов, Т. И. Бабаева и др.: Под ред. С. А. Смирнова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - С. 309 - 328.
14. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие/Под ред. Л. В. Гребенкиной, Л. А. Байковой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - С. 6-17.
15. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/Под общей ред. В. С. Кукушина. - Серия «Педагогическое образование». - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ», 2004.
16. Подласый И. П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. - М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. - С. 569 - 626.
17. Селевко Г. К. Альтернативные педагогические технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 224 с.
18. Селевко Г. К. Взгляд на проблему.//Народное образование. 1997. №9. - С. 27 - 32.
19. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - С. 14 - 32, 39 - 49.
20. Шмелькова Л. В. Технология образовательного процесса как средство его индивидуализации.//Школа. 2001. №5 (44). - С. 37.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10