Главная:
Рефераты
На главную
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Рефераты. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе
торой аспект, раскрывающий сущность значимости единства данных компонентов, представляет собой следующее: на сегодняшний день
процесс обучения в начальной школе в значительной степени направлен на усвоение знаний и приемов, способов учебной работы, т.е. упор делается на содержательный и частично операционные компоненты.
При этом предполагается, что в ходе этого процесса идет и умственное развитие, и нравственное. (21, с.152).Проблема нравственного развития младшего школьника в процессе обучения взаимосвязана с тремя факторами, которые определяет
Т.В. Морозова.
Во-первых, придя в школу, ребенок переходит от «житейского» усвоения окружающей действительности, в том числе и морально-нравственных норм, существующих в обществе, к его научному и целенаправленному изучению. Это происходит на уроках чтения, русского языка, природоведения и т.д. Значение такого же целенаправленного обучения имеет и оценочная деятельность учителя в процессе уроков, его беседы, внеклассная работа т. п.Во-вторых, в ходе учебной работы школьники включены в реальную коллективную деятельность, где также идет усвоение нравственных норм, регулирующих взаимоотношения учащихся между собой и взаимоотношения учеников с учителем.И третий фактор: в процессе обсуждения положения в современной школе все чаще звучит тезис о том, что
обучение в школе - это, прежде всего, формирование нравственной личности.
(35, с.109)С этой точки зрения и необходимо решать проблему умственного и нравственного развития учащихся в процессе школьного обучения, в единстве, в тесной взаимосвязи одного и другого. (53,с.28). Работая над проблемами нравственной воспитанности младших школьников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности, о которых говорилось во втором параграфе.Учитывая возраст детей, нормы нравственного поведения можно разбить на 3 уровня:
Ребенок до 5 лет усваивает примитивный уровень правил поведения, основанный на запрете или отрицании чего-либо.
Если малыша приучили к выполнению данных элементарных норм, то окружающие считают этого малыша воспитанным ребенком.
К 10-11-ти годам необходимо, чтобы подросток умел учитывать состояние окружающих людей, и его присутствие не только не мешало им, но и было бы приятным.
Бессмысленно говорить о втором уровне нравственного воспитания, если не освоен первый. На 3 уровне (к 12-14 годам) осваивается принцип
: «Помогай окружающим людям!»
У младших школьников может существовать противоречие между знанием, как нужно, и практическим применением (это касается этикета, правил хорошего тона, общения). Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям ребенка. Особенно часто это случается в ситуациях, где происходит несовпадение этических норм и личных желаний ребенка.Также в данном возрасте может наблюдаться
неравномерность применения вежливого общения с взрослыми и сверстниками
(в быту и дома, в школе и на улице). (1, с. 127 )
В. А. Сухомлинский
говорил: «
В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали:
1.
Ты живешь среди людей
. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому к себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим, тебя было хорошо.2.
Ты пользуешься благами, созданными другими людьми
. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.3.
Все блага и радости жизни создаются трудом
. Без труда нельзя честно жить.4.
Будь добрым и чутким к людям
. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца - они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.5
. Будь неравнодушен к злу
. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости.»(58, с.161-165).
Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках.
И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания. Развивающая активность школьника, сознательность, инициативность в процессе обучения и есть овладение собственным поведением. Для нравственного воспитания
важно организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями.
Влияние коллектива на личность оптимально тогда, когда каждый ребенок занимает в коллективе адекватное своим возможностям место, становится незаменимой личностью. Это приводит к развитию чувства собственного достоинства, которое заставляет ребенка без внешнего побуждения действовать согласно установленным нравственным нормам и принципам. Воспитание в коллективе ставит школьника, даже младшего перед необходимостью элементарного самовоспитания и самообразования, без которых вообще невозможно развитие, в том числе и нравственное. В практике воспитательной работы далеко не всегда учитывают возрастную нравственную самостоятельность школьников. Длительное время поведения учащихся организовано так, что они находятся под прямым контролем учителя или коллектива, а это нередко отрицательно сказывается на нравственном развитии детей, видимые результаты которого проявляются у них позже, в подростковом возрасте.(2, с.37-44) Новое содержание начального обучения открыло новые возможности для воспитания детей, в котором определяющее значение имеет содержание образования, методика преподавания, личность и знания учителя, который передает свое мировоззрение, культуру, нравственный опыт следующему поколению. Все это составляет систему воздействий, которая направляет развитие детей и определяет особенности их формирования. В начальных классах требуются специальные приемы, чтобы дети смогли осознать учебную задачу и как общую, и как относящуюся лично к ним. Одна из задач нравственного воспитания школы - правильно организовать деятельность ребёнка. Поэтому важно изучить способы организации нравственного воспитания (формы, методы и приемы).
§ 4. СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«
Н
астоящий воспитатель только тот, кто будит дремлющий в ребенке дух и дает ему силы для настоящего органического развития».
П.П. Блонский
.
Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. Понятие
форма воспитания
в педагогической литературе определяют так -
это способ организации воспитательного процесса. Формы организации воспитательного процесса в самом общем виде отражают отношения, которые складываются между воспитателями и воспитанниками.
Классифицируют формы воспитания
в зависимости от количества воспитанников
, - охвачен весь класс, небольшие группы или отдельные ученики (
фронтальная, групповая, индивидуальная работа
). Это наиболее распространенная классификация. (57, с. 157).Правомерна и классификация форм организации воспитательной деятельности
в зависимости от методов воспитания
: 1)
словесные формы
(собрания, сборы, лекции, доклады, диспуты, встречи и т.д.); 2)
практические формы
(походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады и конкурсы и т.п.); 3)
наглядные формы
(школьные музеи, выставки разных жанров, тематические стенды и др.). (57, с 143).По мнению
Н.И. Болдырева
,
в организации нравственного воспитания важна его инструментовка.
Воспитатель может влиять на ученика непосредственно, с глазу на глаз, но может и через его товарищей, через ученический коллектив.(11, с.82)Под
методами воспитания
понимают
способы воздействия воспитателей на воспитанников и организацию их деятельности
. Методы нравственного воспитания выступают как пути и способы формирования нравственного сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек поведения. (29. c. 83)
Выбор методов нравственного воспитания во многом зависит от возраста учащихся и их жизненного опыта.
Характер методов нравственного воспитания изменяется и в зависимости от развития детского коллектива. Если коллектив еще не сформирован, воспитатель предъявляет в твердой и категоричной форме требования ко всем детям. Как только заметную роль в коллективе начинает играть актив учащихся, методика работы меняется. (64., с.60)Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие школьникам норм и правил общественной жизни. Важным показателем сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль.
Сформированные навыки контроля способствуют успешному развитию нравственных качеств личности в процессе обучения и воспитания.
(56, с.59)В педагогической литературе описывается множество методов и приемов нравственного воспитания. Очевидно, что они не одинаково направлены на формирование мотивов нравственного поведения. Так, например, по результатам методы воздействия можно разделить на два класса:1. Влияния, создающие нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи,2. Влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения. (48, с.523)
И.С. Марьенко
назвал такие группы методов воспитания, как методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, самовоспитания, руководства, объяснительно - репродуктивные и проблемно-ситуативные. В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы как: упражнение и убеждение. (48, с.534)
Выбор методов зависит от содержания воспитательной деятельности, от её направленности
. Так, в процессе нравственного просвещения на первое место, естественно, выдвигается убеждение; в трудовом воспитании - упражнение; в воспитании дисциплинированности и ответственности наряду с основными методами применяются также поощрение и наказание. (36, с.144-149).
М.И. Рожков и Л.В. Байбородова
выделяют следующие бинарные методы нравственного воспитания-самовоспитания:
убеждение и самоубеждение (интеллектуальная сфера), стимулирование и мотивация (мотивационная сфера), внушение и самовнушение (эмоциональная сфера), требование и упражнение (волевая сфера), коррекция и самокоррекция (сфера саморегуляции), воспитывающие ситуации и социальные пробы-испытания (предметно-практическая сфера), метод дилемм и рефлексия (экзистенциальная сфера).
(53, 114).Наиболее последовательной и современной представляется, на наш взгляд, классификация, разработанная
Щукиной Г. И.
, в которой выделяют такие группы методов:методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности);методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;методы стимулирования поведения и деятельности. (47, с.236)
Страницы:
1
,
2
,
3
,
4
,
5
, 6,
7
,
8
,
9
,
10
,
11
Апрель (48)
Март (20)
Февраль (988)
Январь (720)
Январь (21)
2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная
ссылка на источник
обязательна.