Рефераты. Определение оптимальных путей и методов работы по развитию орфографической зоркости у детей с дисграфией

p align="left">Игра «Волшебный цветок». Логопед раздает детям одинаковые картонные цветы, на лепестках которых изображены различные предметы. Дети называют каждый предмет и выделяют первые звуки в словах. Из полученных звуков дети составляют название цветка. Пример: Рыба - Очки- Зонт- Арбуз.

Игра «Кто как голос подает». Первый вариант: У детей большие карты. Ведущий называет слова- действия, а дети показывают нужное животное. Слова: хрю-хрю, гав-гав, му-му и тд. Второй вариант: Логопед сначала показывает детям музыкальные инструменты, затем убирает их и издаёт шум. Дети должны угадать все инструменты по звучанию. Инструменты: дудочка, металлофон, бубен, трещетка, свисток.

Серия 2. Упражнения на развитие орфографической зоркости:

Спишите слова, подчеркните орфограммы, известные вам. Поставьте ударение.

Родина- родной, белый- белить, сильный - сильнее, счастье - счастливый, крик- крикливый, страны - страна, воды - вода.

Спишите словосочетания, измените слова, данные в скобках, по смыслу. Подберите проверочные слова к первым словам словосочетания.

Образец: Тяжелый (тяжесть) сноп. Высокая (сосны), зеленая (травы), цветущие (сад), широкие (река), морской (бои), широкие (река), холодные (вода), веселые (голос).

Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова. Запишите получившиеся предложения.

Жар-шар У Жени желтый … . У Шуры сильный .

Шалит - жалит Оса сильно … . Женя … на уроках.

Шаль - жаль Мама купила новую … . Нам … расставаться с летом.

Нес- нос Буратино … золотой ключик. Он любит всюду совать свой ….

Косы- коси …, коса, пока роса . У Любы длинные … .

Измените слова по образцу. Подчеркните орфограммы.

Образец: Я говорю, мы говорим, он говорит, они говорят, ты говоришь, вы говорите.

Слова: работать, смеяться, смотреть.

Запишите под диктовку слова, подчеркните орфограммы. Можно ли их проверить?

Слова: ходил, варил, бежал, волна, гора, вода, страна, мосты, трава, грибы, село, большой, ножи, дорога, лиса, река, столы, жужжать.

Прослушайте предложения, вставьте пропущенные предлоги.

Дача стоит … реки. … рекой виден лес. Волны … шумом бились … берег. Светлана … Костей сидят …одной партой. Один лебедь отстал … стаи. Аллея красных роз вела прямо …озеру. … даче мы пили чай … вареньем.

Составьте предложения из слов, предъявленных в начальной форме.

мальчик, открывать, дверь; 2) сидеть, синичка, на, ветка; 3) Витя, косить, трава, кролики, для; 4) Петя, купить, шар, красный, мама.

Верификация предложений:

8.Найдите в предложениях ошибки и постарайтесь их исправить.

1)Собака вышла в будку. 2) По морю плывут корабль. 3) Дом нарисован мальчик. 4) Хорошо спится медведь под снегом. 5) Над большим деревом была глубокая яма.

9. Подберите синонимы к существительным, прилагательным, глаголам.

Слова: Приятель, знакомый, товарищ, добрый, ласковый, нежный, заботливый, бежать, мчаться, нестись, лететь.

10.Подберите антонимы к данным словам и сочетаниям. Подчеркните известные вам орфограммы.

Слова: Высокий, день, строить, далеко, свежий хлеб, холодно.

11.Работа с омонимами. Придумайте предложения с данным словом в разных лексических значениях. Обратите внимание, как пишутся эти слова.

Пример: ключ - дверной, родник, скрипичный;

Слова: лисичка, коса.

Составьте словосочетания, подбирая к словам из пункта А подходящие по смыслу слова из пункта Б. Подчеркните буквы В, Ф разными карандашами.

А) свежий, фиолетовый, фланелевая, красивый, фарфоровая, фруктовые, высокая

Б) фигура, сарафан, кефир, ваза, кофта, фарфор, конфеты.

Творческий диктант. Составьте и запишите рассказ по опорным словам: дача, отдыхали, Дима, таскал, тяжелые, ведра, вода, поливал, грядки, выросла, редиска, смородина, потрудился.

Закончите предложения, используя картинки (Картинки подбирает логопед).Подчеркните орфограммы.

Даша рисует цветными …(карандаши).

Гвозди забивают … (молоток).

Толя забежал за …(дома).

На лугу растет сочная … (травы).

На опушке леса растут … (дуб).

Воду носят …(ведро).

Дрова рубят … (топор).

Закончите слова, добавив слог ДИ или ТИ.

Де… …хо лю… бан…ки

Во… …кий тетра… вой…те

Уй… …хий лю…ки во…те.

Измените слова, добавив приставку ДО. Запишите получившиеся слова. Есть ли в этой приставке орфограмма? А какие еще есть орфограммы в этих словах?

Образец: Тащить - дотащить.

Слова: топить-…, таять-…, тянуть -…, держать - …, нести - …, пить - …, бежать - …, есть- …, тронуться -…, стучаться - …, терпеть -…, толочь - …,

Запишите слоги в две строчки: в первую с буквой ё, во вторую - с буквой ю.

Слоги: ёт, мю, юм, мё, сю, сё, юс, ню, юн, нё, рю, рё.

Измените слова по образцу. Запишите их. Обозначьте суффикс. Какая орфограмма здесь присутствует?

Образец: Ира- Ирочка, Валя -Валечка.

Слова: Зина, Галя, Надя, Сережа, Наташа, Света, Зоя.

19.А) Закончите предложения, подбирая по смыслу слова-признаки.

Образец: Лиса- зверь хитрый, умный.

Волк- зверь… . Белка- животное… . Крапива- растение… . Береза- дерево… .

Сыроежка - гриб… . Окунь - рыба… .

Б) Закончите предложения, отвечая на вопрос: что делают люди названных профессий?

Образец ответа: Землекоп копает землю.

Врач… . Учитель… . Пчеловод… . Рыболов… . Писатель… . Стекольщик… .

В) Прослушайте рассказ «Зоопарк». Найдите в нем ошибки. Исправьте их.

Зоопарк.

Дети ходили в зоопарк. Там они видели огромный слон, полосатая зебра, забавные обезьяны. Слон обливался холодная вода. Зебры жевали свежая трава. Обезьяны корчили смешная рожица.

Работа над связной речью:

20. Творческие рассказы: Составьте рассказы, используя данные словосочетания. Выделите графически части слов, в которых есть орфограммы.

Знойный день. Раскаленный песок. Звонкие голоса. Загорелые спины. Вернулись домой.

21. Прочитайте предложения. Выберите слова с одинаковым написанием, но различным значением. Почему поменялось значение этих слов?

Школьный атлас хранится в географическом кабинете. В магазине продавали белый атлас. Старинный замок был разрушен. На двери висел большой замок. В сосновом лесу живут белки. Белки с сахаром- основа для приготовления пирожного бизе. Брод на реке был мелок. Цветной мелок лежал у доски. В огород забрались козлы. Строители принесли козлы.

22. Составьте рассказ по опорным словам. Выделите графически приставки. Как они пишутся?

Рассвет, проснулись, засверкала, застрекотали, стрекозы, запели, птицы.

23. Измените слово так, чтобы после согласных ж и ш появился гласный. Назовите и подчеркните последний слог жи-ши.

Образец: малыш - малыши.

Багаж -… . Уж -… . Шалаш -… . Этаж -… .

Стриж - … . Нож -… . Мираж -… .

Спишите предложения. Подберите нужную приставку к выделенным словам. Обозначьте приставки.

Птицы летели к кормушке. (под- , от-)

Мама ставила цветы в вазу. (по-, от-)

Хор пел еще одну песню. (про-, от-)

Маша несла ведра до крыльца. (до-, об-)

25.К словам из первой колонки подберите родственные слова из второй колонки. Запишите в тетради, выделите корень. Подчеркните орфограммы в корне слова.

Гора, горе горный, горюшко, пригорок, горевать, гористый, горький, пригорюнился.

Вода, водит водить, подводник, привод, водянистый, проводник, водица, заводная.

Пол, поле половая, полевой, напольная, полюшко, половик, половица.

Рис, рисунок рисование, рисовый, зарисовка, разрисовать, рисинка, рисуночек.

26.Прочитайте слова. Найдите лишнее, не подходящее по смыслу слово. Объясните, почему оно не подходит.

Слова: Шиповник, шипы, шипит, шиповка; маленький, малыш, малевать, малявка; шипучка, шиповник, шипящий, зашипел.

Серия №3 Упражнения на формирование зрительного восприятия.

Работа с изографами. На картинках слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь (см. Приложение №3).

Игра «Грамотейка». Логопед раздает детям карточки, на которых написан текст с ошибками. Детям необходимо исправить все ошибки.

Текст: Земой.

Свестит земой ветир. Ночю паднилась сильная митель. К утро всю стихло. Кругом пушистый снижный ковер. Все дароги замело. Дети радуюся зиме.

Игра «Дешифратор». Логопед выдает детям карточки с текстом. Текст написан в зеркальном виде. Учащимся нужно прочитать его и записать в правильной форме (см. Приложение №3).

Игра «Найди спрятавшееся слово»

На доске написаны слова хлев, столб, щель, укол, зубр, коса, полк, волк. Логопед поясняет детям, что в каждом из этих слов спряталось еще одно слово. Нужно найти эти слова.

Игра «Флот помог». На доске слева написаны слова - пена, шар, бор, метр, справа - слово флот. Детям нужно выбрать из слова флот по одной букве, подходящей по смыслу к данным словам. Выбранные буквы записываются в конце слова. Слова для справок: пенал, шарф, борт, метро.

Зрительный диктант. Над лесом солнце. Птицы покинули сады. Расцвела сирень. В кустах свистит синица. Наступила весна. Прилетели с юга птицы.

Игра «Опасная прогулка». Логопед выдает детям сюжетную картинку, на которой спрятались буквы Г, С, Л, Т, О, К, Н, Р,А. Необходимо найти эти буквы (см. Приложение №3).

Игра «Запасливый мышонок». Логопед выдает детям одинаковые карты. Детям необходимо внимательно ее рассмотреть и найти предметы, животных, которые начинаются на букву «С» и вписать эти слова в подходящие по количеству букв в строчке (см. Приложение №3).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.