Коррекционная работа проводилась нами два раза в неделю по 40 минут.
Также нами были определены требования к знаниям детей по итогам формирующего эксперимента. Это:
1) умение выделять «ошибкоопасное» место в словах;
2) понимать практическую значимость орфографических правил;
3) последовательно выполнять действия предписанные этим правилом;
определять в контексте смысл слов, которые различаются на письме одной буквой и подбирать к этим словам проверочные;
уметь соотносить написанные слова принципам русской орфографии.
Кроме того, чтобы ускорить процесс формирования недостающих орфографических навыков, проведена встреча с родителями и учителями начальных классов, в ходе которой были даны рекомендации по работе с детьми в домашних условиях и в классе, т.к. мы считаем, что одним из основных принципов в развитии орфографической зоркости является принцип системной работы (систематичности).
§3. КОНТРОЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Повторный срез проводился нами 6 марта 2007 года. В эксперименте принимали участие три ученика средней школы №7 города Шуи, четвертого класса. Материалом для эксперимента послужил диктант.
Весна.
Ярко светит весеннее солнце. Его яркие лучи били в глаза. На ветвях деревьев распевали скворцы. В воздухе пахло сосной, мокрой травой. На жёлтых пушистых цветах вербы копошились и жужжали дикие пчёлы. Они радовались весне. ( Л.Н. Ефименкова).
Цель эксперимента - проверка эффективности предложенной коррекционно -развивающей программы по развитию орфографической зоркости у детей с дисграфией. Результаты эксперимента занесены в таблицу.
Типология ошибок (контрольный срез)
Таблица 2.
ФИО
Типология ошибок
Орфографические
Речевые
Другие
Безударные гласные
Удвоенная согласная
Синтаксико-стилистическая
Употребление «ого-его»
Прописная и сточная буква
Фонематического восприятия
Персеверация
Дисграфические
Пунктационная
Саша Ж.
-
Жужали
Расспевали
Нет запятой
Маша Т.
Данил К.
Копашились
Весенние
Общее кол-во ошибок
6
В результате анализа данных контрольного эксперимента мы пришли к выводу, что положительная динамика в развитии орфографической зоркости имеет место.
У детей наблюдалось безошибочное письмо на семантико-синтаксический принцип орфографии, т.е. при написании строчных и прописных букв, на написания ОГО -ЕГО, основанных на применении традиционного принципа, а также меньше допускались ошибки, связанных с нарушением фонетико-фонематического восприятия учащихся с дисграфией.
В ходе констатирующего эксперимента нами также были установлены уровни развития орфографической зоркости у детей с дисграфией по количеству допускаемых детьми ошибок при написании диктанта. Чтобы проверить качество выполнения детьми упражнений по предложенной нами коррекционно-развивающей программе, мы ввели четырех бальную систему оценивания знаний учащихся экспериментальной группы :
«0» - отказ от выполнения задания;
«1» - ребенок допускает стойкие и грубые ошибки на письме;
«2» - ребенок выполняет упражнения, но в силу несформированности орфографической зоркости, фонематического восприятия и зрительного восприятия допускает ошибки;
«3» - точное самостоятельное выполнение всех упражнений (этот балл мы принимали за норму).
Общее количество положительно выполненных заданий должно было составить 138 баллов (высший балл 3*46 заданий).
Высокий уровень: 130 -138 баллов;
Средний уровень: 128 - 130 баллов;
Низкий уровень: 110 - 128 баллов.
У обследуемых детей были выявлены уровни развития орфографической зоркости по итогам выполнения заданий по использованной нами методике.
Маша. Т.- 138 баллов, Саша. Ж - 132балла, Данил. К- 129 баллов.
Результаты обследования можно посмотреть в индивидуальных протоколах.
Протокол обследования Маши. Т.
Серия №1. Упражнения на развитие фонематического восприятия
Всего: 46 баллов.
Серия №2. Упражнения на развитие орфографической зоркости
Серия №3. Упражнения на развитие зрительного восприятия
Итого: 138 баллов.
Протокол обследования Саши. Ж.
Всего: 42 балла.
Всего: 45баллов.
Всего: 45 баллов.
Итого: 132 балла.
Протокол обследования Данила. К.
Всего: 43.5 балла.
Всего: 43 балла.
Итого: 129 баллов.
По итогам проверки уровня успешности выполнения заданий по предложенной нами коррекционно - развивающей программе, мы сравнили полученные результаты с уровнями успешности, определенными нами в ходе констатирующего эксперимента при написании детьми диктанта (т.е. по количеству ошибок).
Мы пришли к следующим выводам: после проведенного коррекционно -развивающего обучения результаты стали следующими: высокий уровень развития орфографической зоркости остался прежним (у одного человека), средний уровень выявлен у 2 человек, низкий - 0.
Для нас является значимым то, что барьер низкого уровня развития орфографической зоркости преодолен. Это позволяет говорить о том, что выбранная нами методика по развитию орфографической зоркости у детей с дисграфией является эффективной.
Сравнительные диаграммы уровней развития орфографической зоркости у детей с дисграфией
Диаграмма№1. Развитие орфографической зоркости на этапе констатирующего эксперимента
Синий цвет - высокий уровень, Красный- средний, Желтый- низктй.
Диаграмма№ 2. Развитие орфографической зоркости после обучающего этапа
Синий цвет - высокий уровень, Красный и Желтый - средний.
ВЫВОДЫ
В ходе констатирующего эксперимента было установлено, что основные трудности формирования грамотного письма детей с дисграфией основывались на применении ими семантико-синтаксического принципа орфографии, т.е. при использовании строчных и прописных букв.
Наблюдались ошибки, связанные с нарушением фонематического восприятия у детей с дисграфией, а также ошибки, связанные с применением традиционного принципа (написание ОГО-ЕГО).
Для развития орфографической зоркости детей с дисграфией нами была разработана коррекционно-развивающая программа, в основу которой была положена методика О.Б. Иншаковой.
В ходе повторной диагностики была подтверждена эффективность применяемой нами методики: барьер низкого уровня орфографической зоркости преодолен (0-человек).На среднем уровне осталось два человека. На высоком уровне развития орфографической зоркости по-прежнему один ребенок.
Известно, что у детей с нарушением письменной речи отмечается несформированность многих высших психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, деление предложений на слова, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, сукцессивных и симультанных процессов, эмоционально-волевой сферы, то работа по устранению дефектов письменной речи должна строиться с учетом формирования всех недостающих звеньев, которые помогают детям правильно усвоить письмо. От согласованной работы четырех анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного, зависит установление новых связей между словом видимым и записываемым, а также развитие орфографического навыка и орфографической зоркости.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10