· Нарушение фонематического восприятия распространяется не на все звуки которые отсутствуют, заменяются или смешиваются в речи конкретного ребенка.
· 37,5% детей имеют нарушения восприятия только тех звуков, которые заменяются или смешиваются у них в речи;
· У 62,5% детей кроме того имеют место нарушения фонематического восприятия звуков которые правильно произносятся как в изолированном варианте, так и в речевом потоке, но различаются тонкими акустическими или артикуляторными признаками.
· Нарушения фонематического восприятия наблюдаются при любом предъявлении материала ( в изолированном варианте, слоговых, цепочках, при предъявлении слов для дифференциации и самостоятельном отборе картинок на заданный звук);
· В некоторых случаях имеет место завуалированный дефект фонематического восприятия, при относительном благополучии фонетического произношения, оказывается нарушенным восприятие большого количества звуков. Однако в большинстве случаев имеется зависимость, чем больше звуков нарушено в произношении, тем больше и в восприятии.
· Наиболее часто наблюдается нарушение восприятия аффрикат ц -87,5% и ч - 87,5 % что связано как с артикуляционными так и с аккустическими трудностями восприятия данных звуков. Как правило эти звуки воспринимаются детьми как один из звуков входящих в их состав (ц- как т или с, ч как ть)
· 75% детей имеют нарушение восприятия твердости и мягкости шипящих звуков ш и щ,
· 37,5% детей имеют нарушение восприятия р - л
· 75% детей испытывают затруднения при дифференциации звуков по звонкости - глухости.
· У 37,5% детей наблюдаются трудности при дифференциации гласных у-ю (йу воспринимают как у), а-я ( йа как а), о-ё ( йо как о).
· 100% детей не могут отличить правильное произношение от нарушенного в том случае если имитируется их собственный произносительный дефект ребенка;
· 50% детей могут отличить правильное произношение от нарушенного в том случае если имитируется дефект отсутствующий в их речи и на правильно воспринимаемых ими звуках.
· 50% детей способны выделить звук из начала и конца слова как в прямом, так и в обратном слоге, 25% только в обратном слоге в начале и конце слова, 37,5% если звук находится в середине слова и 25% не владеет элементарной формой звукового анализа.
III глава. Методические рекомендации по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФН
В ходе изучения методической литературы нами были отобраны различные дидактические игры и упражнения, направленные на формирование фонематического восприятия, предложенные Р.И. Лалаевой, Л.Н. Ефименковой, Чевелевой Н.А, Фомичевой Н., Казанской В.Л и др.
Речевой и наглядный материал для данных упражнений должен подбираться с учетом речевого опыта, а также индивидуальных фонетико-фонематических особенностей и возможностей каждого ребенка.
1. Угадай, что звучит.
Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма.
Логопед показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Затем педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?” - спрашивает он детей. Дети отвечают, и логопед снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т.д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.
2. Где позвонили?
Цель, Определение направления звука. Оборудование. Звоночек (или колокольчик, или дудочка и т.п.).
Описание игры. Дети сидят группами в разных местах комнаты, в каждой группе есть какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребенок правильно укажет направление, педагог говорит: "Пора" -- и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встает и показывает звоночек или дудочку. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.
3. «Где хлопнули?»
Дети садятся в разных местах комнаты, выбирается водящий. Ему закрывают глаза. Один из детей по знаку логопеда хлопает в ладоши. Водящий должен определить, кто хлопал.
4. Улиточка
Цель. Узнать товарища по голосу.
Описание игры. Водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает:
Улиточка, улиточка,
Высунь-ка рога,
дам тебе я сахару,
Кусочек пирога,
Угадай, кто я?
Тот, чей голос улитка узнала, сам становится улиткой.
5.Улавливай шепот
Цель. Развивать остроту слуха.
Описание игры. Вариант 1. Играющие разбиваются па две равные группы и строятся В одну шеренгу. Ведущий отходит на определенное расстояние, становится напротив и четким, внятным шепотом (уловимым только в том случае, если каждый активно вслушивается) отдает команды ("Руки вверх, в стороны, кругом" и другие, более сложные). Постепенно отходя все дальше, ведущий делает свой шепот менее уловимым и усложняет упражнения.
Вариант 2, Все дети сидят по кругу. Ведущий голосом обычной громкости просит выполнить какое-нибудь движение, а затем едва уловимым шепотом произносит имя (фамилию) того, кто должен выполнить. Если ребенок не расслышал свое имя, ведущий вызывает другого ребенка.
6. Найди картинку
Развитие восприятия звукокомплексов
Логопед раскладывает перед ребенком или перед детьми ряд картинок с изображением животных (пчела, жук, кошка, собака, петух, волк и др.) и воспроизводит соответствующие звукоподражания. Далее детям дается задание определить по звукоподражанию животного и показать картинку с его изображением. Игра может проводиться в двух вариантах: а) с опорой на зрительное восприятие артикуляции, б) без опоры на зрительное восприятие (губы логопеда закрываются).
7. Игра «путаница»
Цель: развитие восприятия слов различающихся одним звуком.
Ребенок слушает рифмовку и исправляет смысловые несоответствия, а также порядок называния предметов с опорой на картинки.
1. а)Ежик ползал на поляне,
Пудель лаял на диване,
Ну а ялик это время мирно плавал в океане.
б) Ялик ползал по поляне,
Ежик лаял на диване,
Ну а пудель в это время мирно плавал в океане.
в)Ялик лаял на диване,
Пудель ползал на поляне,
Ну а ежик в это время мирно плавал в океане.
2. а) Воробей сидел на ветке,
Старичок дремал в беседке,
Далматин же в это время громко лаял у соседки.
б Воробей дремал в беседке,
Далматин сидел на ветке.
Старичок же в это время громко лаял у соседки.
в Далматин дремал в беседке,
Старичок сидел на ветке.
Воробей же в это время громко лаял у соседки.
8. Выдели слово
Цель: выделение заданного звука из слова
Логопед произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук з (песня комарика) и звук с (песня водички). Ответы могут быть групповыми и индивидуальными.
9. Подбери похожие слова
Педагог произносит слова, близкие по звучанию: кошка- ложка, ушки- пушки. Затем он произносит слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию. И следит за тем, чтобы дети правильно подбирали слова, а если произносили их то внятно, чисто, громко.
10. Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»
Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других.
Логопед: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук «Э». А -- Э -- У --Ы -- Э -- А -- У -- О -- А -- Э -- Ы--Э
11. Игра «Разноцветные мячики» Красный -- гласный. Синий -- нет. Что за звук? Мне дай ответ!
Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления. Оборудование: мячи красного и синего цвета.
Ход игры.
Вариант 1. Логопед бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный -- если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно логопеду.
Вариант 2. Ребенок называет слово, начинающееся с гласного звука, если мяч красного цвета. А если мяч синий, то ребенок называет слово, начинающееся с согласного звука.
12. Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка» Свяжем мы из слов цепочку. Мяч не даст поставить точку.
Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.
Ход игры. Логопед называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова -- это начальный звук. Например: весна -- автобус -- слон -- нос -- сова...
13. Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов -- сто ответов с буквы А (И, В), и только с этой»
Цель: развитие фонематических представлений, воображения.
Ход игры. Логопед бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч логопеду, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например, со звука И. Пример: -- Как тебя зовут? -- Ира (Иван). -- А фамилия? -- Иванова. -- Откуда ты приехала? -- Из Иркутска. -- Что там растет? -- Инжир. -- Какие птицы там водятся? -- Иволги. -- Какой подарок ты повезешь родным? -- Ириски и игрушки.
14. Игра «Слог да слог -- и будет слово, мы в игру сыграем снова»
Вариант 1. Цель: закрепление умения добавлять слог до слова.
Ход игры. Логопед говорит детям: -- Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са -- хар, са -- ни. Затем логопед поочередно бросает мяч детям и говорит первый слог, дети ловят и бросают обратно, называя целое слово. Можно перебрасывать мяч об пол.
Вариант 2. Цель: дифференциация звуков, развитие внимания, быстроты мышления.
Ход игры. Логопед бросает детям мяч, называя первый слог: «са» или «ша», «су» или «шу», «со» или «шо», «сы» или «ши». Ребенок заканчивает слово. Например: Ша- шары са- санки шо- шорох со- сорока шу- шуба су- сумка ши~ шины сы- сырок
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12