Рефераты. Особенности коррекционной работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием

p align="left">Кроме того при выполнении данного задания у 37,5 % ( 3 человека) нами было обнаружено нарушение восприятия целостности звуков йа, йу, йо, йэ составляющих буквы я, ю, ё, е. при обследовании слоговых цепочек содержащих слоги щя, ся, тя, тю было обнаружено что Костя В, Егор Ф и Марина А воспроизводят их как ша, са, та, ту т.е только последний составляющий, для проверки детям было предложено только поднимать флажок когда они услышат заданный слог, им были предложены слоговые ряды содержащие слоги состоящие из правильно воспринимаемого данным ребенком согласного звука и гласных, а- я, у- ю, о - ё, э-е. В ходе проверки было выяснено что Марина А и Егор Ф не дифференцируют гласные а -я (воспринимая йа как а) и у-ю (воспринимая йу как у), а Костя В кроме того затрудняется в дифференциации гласных о -ё ( воспринимая йо как о), хотя в самостоятельной речи гласные произносятся детьми верно.

При анализе результатов третьего задания (исследование дифференциации слов квазимонимов) диаграмма № 4 было выявлено, что 100% детей испытывают затруднения при дифференциации слов в состав которых входит звук, отсутствующий в речи со словами содержащими звук заместитель, при этом картинки в названия которых входят эти звуки отбираются детьми при произнесении логопедом любого из этих звуков. Исключение составляют Катя О, Егор Ф, Марина А. которые заменяя л на йот не испытывают трудностей при дифференциации данного звука и звука р который в речи подвергается искажению. Не меньшую трудность представляла дифференциация звуков смешиваемых в речи, здесь у Кости В наблюдалось большое количество ошибок, мальчик из всего предложенного материала смог правильно определить только ( жук -сук, лис -рис, бак -мак, ком -дом), испытывая затруднения как при восприятии слов с нарушаемыми и смешиваемыми в речи звуками так и со звуками которые в речи произносит правильно.

87,5 % детей испытывали затруднения при дифференциации слов содержащих аффрикаты, даже если эти звуки присутствовали в их речи: Оля М, Паша Т. не смогли найти карточки (кочка, лучи) затруднялись при дифференциации пар лиса - лица, сабля - цапля. Даша Ц. не смогла отобрать карточки кочка, лица, вещи, лак, лучи. Егор Ф., Марина А., Паша Т. затруднялись при дифференциации пар лиса - лица, кочка -кошка, лужи - лучи. Кроме трудностей в восприятии слов квазимонимов содержащих отсутствующие в речи звуки и их заменители, а также смешиваемые звуки, 75 % детей испытывали затруднения при восприятии слов содержащих правильно произносимые ими звуки; Катя О.( крыса - крыша, ужи - усы, мишка - миска, ужи -уши, жук - сук), Даша Ц. ( мишка - миска, вещи, сабля - цапля, том - дом, тачка - дачка, трава- дрова); Егор Ф ( вещи -весы, коза - коса, сабля - цапля, зуб - суп, козы - не нашел); Марина А. (том - дом, тачка - дачка, трава - дрова, бочка - почка, башня - пашня); 37, 5% детей затруднялись при дифференциации слов содержащих звуки йу - у, йа - а : Костя В., Егор Ф. и Марина А. при произнесении слов тапки или тяпки отбирают картинку на слово тапки, при произнесении лук - люк, круг - крюк отбирают картинки на слова круг, лук. Следует отметить что, в целом данное задание детям доступно т.к. с дифференциацией других слов, содержащих не нарушенные в восприятии звуки (различные для каждого) дети справлялись без особых проблем. В процессе работы над словами содержащими нарушенные звуки долго думали, иногда просили повторить, но как правило давали неверный ответ. Исключение составляет Костя В. который действует как правило очень быстро.

При проведении четвертого задания ( отбор картинок в названии которых есть заданный звук) диаграмма № 5 мы предлагали детям отобрать картинки на отсутствующий в речи звук или его заменитель, один из смешиваемых или искажаемых звуков и звуки произношение которых соответствует норме, но восприятие нарушено( по результатам первых трех заданий). В ходе выполнения задания детьми были отобраны следующие картинки. Таня Ф. на звук з отобрала - замок, коза, звезда, вода, карандаш, глаза, провод, зуб, газета, забор, паровоз; на звук р - груша, рукавица, огурец, лапа, пила, бутылка, топор, корова, карандаш, палатка, школа, рука, огурец, лимон; на звук х - муха, мухомор, корова, рука, двойка, ящик, петух, щетка, очки; на звук т - топор, кофта, петух, туфли, самолет, стул, ящерица, груша, кошка, нос, пастух. Из общего количества картинок отобранных на нарушенные в речи звуки 45,3% оказалось ошибочным. При отборе картинок на звуки произношение которых соответствует норме девочка ошибок не допускала. Оля М. на звук б отобрала картинки- собака, зуб, забор, пастух, палатка, пещера, бутылка, лапа, пила; на звук в - вода, двойка, ива, сова, фонарь, шкаф, кофта, воробей, брови. На звук ц - огурец, цапля, рукавица, сосна, колесо, замок, звезда, газета, курица, стул; на звук к- нога, глаза, иголка, рука, корова, карандаш, ящик, курица, шапка; на звук ч - ключ, чучело, очки, чулок, туфли, топор, щетка. Из отобранных девочкой картинок 45,4% оказались ошибочными. Оля М. также допускает ошибки только при отборе картинок содержащих звуки нарушенные в ее собственной речи.

75% детей испытывали затруднения при отборе картинок как на нарушенные в речи звуки так и на звуки произношение которых соответствует норме. Так Катя О. на звук щ отобрала кроме верных картинок еще - школа, карандаш, сани, камыш, шмель, сова; на звук ч - туфли, петух, стол, стул; на звук з - самолет, сосна, собака, цапля, огурец; на звук ж (нормальное произношение)- груша, карандаш, клещи, ящик. Отмечается нарушение дифференциации щ-ш-с, з-с-ц, ж-ш-щ. А на звук л заменяемый в речи на йот все картинки были отобраны верно. В целом из отобранных девочкой картинок 48,7% были отобраны неверно. Костя В. Кроме верных картинок отобрал: на звук р - лапа, пила, стол, палатка, бутылка; на звук г - карандаш, корова, курица, кошка, камыш, клещи; на звук д - топор, петух, стул, самолет, пастух, туфли, цапля; п - зуб, яблоко, бутылка, воробей, барабан, бублик; наибольшие трудности мальчик испытывал при отборе картинок на звук с - из всех отобранных только слово собака оказалось верным, остальные - замок, груша, пижама, ящерица, пещера, цапля, цепь, чучело, ножик, чулок. В данном случае дифференциация смешиваемых звуков мальчику практически недоступна, кроме того наблюдается нарушение дифференциации аффрикаты ч которая в речи произносится верно. В целом из отобранных картинок 77,7% были отобраны неверно. Даша Ц. картинки на звук л заменяемый в речи на н отобрала верно. На звук д отобрала кроме верных картинок - бутылка, стол, топор, туфли, цепь, курица; на звук г - кофта, камыш, жук, школа; на звук т( произносит правильно) бабочка, цепь, курица, чулок, аффрикату ч девочка тоже произносит верно однако при восприятии не дифференцирует. На звук ш (произносит верно) - ящерица, клещи, ящик. В целом 44, 7% картинок были отобраны неверно. Егор Ф. на звук л заменяемый в речи на йот картинки отобрал верно. На звук с отобрал кроме верных картинок - зуб, коза, замок, газета, курица; звук з в речи произносит правильно. На звук к - газета, огурец, груша. На звук в ( произносит правильно) - кофта, шкаф, туфли. На звук ш (произносит верно) - ящерица, пещера, ключ, очки. В целом из отобранных картинок 48,4% были отобраны неверно. Марина А. картинки на звук л заменяемый на йот отобрала правильно. На звук ч кроме верных картинок отобрала - клещи, ящик, щетка, палатка, бутылка. На звук с - зуб, коза, звезда, газета, глаза, палец, цапля, огурец, рукавица, цепь. На звук ф - ванна, брови, сова, дрова, вода, ива( в речи девочка правильно произносит оба звука). На звук п - бутылка, брови, барабан, бублик, бабочка, яблоко ( в речи верно произносит оба звука), д - стол, пастух, самолет, петух, топор ( в речи верно произносит оба звука). На звук ш - клещи, ящерица, ножик, пижама, газета, паровоз. девочка испытывает значительные затруднения при дифференциации согласных по звонкости - глухости, даже если в речи произносит их верно. В целом девочка неверно отобрала 69, 9% картинок. Паша Т. На звук л кроме правильно отобранных картинок отобрал - рука, топор, курица, груша; на звук ш - клещи, пещера, прачечная, щетка, чучело; на звук ц -колесо, пастух, сосна,; на звук з (произносит верно) - пожарник, пижама, жук, ножик. В целом 44,5% картинок были отобраны неверно.

В ходе проведения пятого задания (определение способности к элементарному фонематическому анализу нами было выяснено, что 50% детей не испытывают трудностей при определении первого и последнего звука в слове - Таня Ф., Оля М., Егор Ф., Паша Т отлично справились с нахождением звука в начале и конце слова как в прямом так и в обратном слоге. 37,5 % Таня Ф. Оля М. и Паша Т справляются с выделением звука из середины слова. 62,5 % детей с выделением звука из середины слова не справляются и на вопрос где находится звук н в слове бананы (в начале, конце или середине) отвечают либо начало либо конец. 25 % детей( Даша Ц, Катя О)справляются с нахождением звука в начале и конце слова только в обратном слоге и испытывают трудности если слог прямой и открытый так в слове маска первым звуком Даша Ц называет целый слог ма, в слове сани - слог са, последним звуком в слове машина снова слог на. Трудности с определением звука в прямом открытом слоге возникают у детей по той причине, что в произношении прямого открытого слога согласный и гласный сливаются и гласный может определяться ребенком с ФФН как призвук согласного. 25 % детей (Марина А., Костя В) не могут выделить начальный и конечный звук слова так Костя В. - выделяя первый звук слова мак называет слово целиком, последний звук слова слон - выделяет сон. Марина А. выделяя последний звук слова миска называет ми, слова баран называет ран.

В ходе проведения шестого задания (дифференциация правильного и нарушенного произношения) диаграмма 7,нами было выяснено что, 80% случаев дети не могут отличить правильное произношение от нарушенного в том случае если логопед имитирует нарушение звукопроизношения характерное для данного ребенка. В 20% случаев дети могут отличить правильное произношение от произношения соответствующего нарушению звуков характерных для данного ребенка. Так Даша Ц и Егор Ф могут отличить слова в которых звук л заменялся на йот , определяют нарушенное произношение звука р, но не во всех случаях. В 50% случаев дети могли отличить правильное произношение от дефектного в том случае если логопед имитировал дефект отличный от их собственного и в 100% в случаях с правильно произносимыми и воспринимаемыми ими звуками. В целом все дети не могут распознать нарушенное произношение если дефект аналогичен их собственному и для распознания предлагаются слова содержащие звуки нарушенные в их фонематическом восприятии. 50% детей могут распознать дефект отличный от их собственного. И 62,5 % детей могут отличить правильное произношение если большинство звуков составляющих слово не нарушены в их фонематическом восприятии. Таким образом можно отметить, что нарушение фонематиеского восприятия препятствует у данной категории детей полноценному контролю как за собственной, так и за чужой речью.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.