Рефераты. Особенности коррекционной работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием

p align="left">· определить в названном педагогам слове первый, - последней звуки;

· преобразовать слова, добавляя или изменяя один звук, переставляя звуки;

· составить схемы слов и, наоборот, подобрать слова к предложенным схемам и т.д.;

На протяжении работы у детей также воспитывают навыки слухового контроля. Необходимость развития слухового контроля за качеством собственной речи определяется тем, что слуховое восприятие и различение правильного и дефектного произношения звуков способствует развитию фонематического слуха и во взаимодействии с двигательным анализатором определяет формирование качества звукопроизношения. Для достижения поставленной цели используется целый ряд игр и упражнений, направленных на различение правильно и дефектно произнесенного звука в чужой и собственной речи. Логопедическая работа ведется по трем направлениям:

1. Развитие навыка слухового контроля за качеством произнесения в чужой речи звуков, не нарушенных в произношении ребенка.

2. Развитие навыка слухового контроля за качеством произнесения в чужой речи звуков, нарушенных в произношении ребенка:

а) дефект произношения отличен от собственного;

б) дефект произношения аналогичен собственному.

3. Развитие навыка слухового самоконтроля. Различение правильно и дефектно произнесенного звука в чужой речи осуществляется через систему слуховых упражнений в определенной последовательности. Детям предлагается определить неправильное произношение:

а) звуков в слогах различной структуры (открытых, закрытых, со стечением согласных);

б) звуков в словах в различной позиции (звук в начале, конце, середине слова, без стечения и со стечением согласных);

в) звуков во фразах.

Наряду с имитацией неправильного произношения логопед воспроизводит и правильное произношение звуков. Зрительное восприятие артикуляции логопеда исключается.

За время логопедической работы по развитию фонематического восприятия детьми практически усваиваются термины: слог, предложение, согласные звуки, звонкие, глухие, твердые, мягкие звуки.

Поскольку у детей старшего дошкольного возраста уже достаточно развита учебная и познавательная мотивация задания могут предлагаться как в игровой форме, так и в форме упражнений.

Глава II. Содержание и организация констатирующего эксперимента

2.1. Организация и методика исследования

Исследование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФН проводилось в конце 2-го полугодия 2006 - 2007г.

В эксперименте участвовало 8 детей (с сохранным интеллектом) посещающих занятия с логопедом и имеющих в анамнезе ФФН. Биологический возраст испытуемых на момент обследования 6 - 6,5 лет.

Перед процедурой исследования была изучена документация на каждого ребенка данные предоставленные логопедом о характере нарушенных звуков занесены в таблицу № 1.

Организация констатирующего эксперимента

После изучения теоретического материала по вопросу коррекции фонематического восприятия у детей с ФФН нами был организован констатирующий эксперимент целью которого было выявить особенности фонематического восприятия данной категории детей. Для этого были использованы методики разработанные Волковой Л.С., Голубевой Г.Г. Коноваленко В.В., Коноваленко В.С. Эксперимент состоял из пяти заданий.

1 задание. Обследование восприятия и дифференциации изолированных звуков.

Инструкция: Давай поиграем во флажки, слушай меня внимательно. Если ты услышишь звук с (ш, з, к) подними флажок. Ребенку предлагается прослушать ряд звуков и поднять флажок на определенном звуке.

Материалом для обследования служат ряды произносимых логопедом изолированных звуков: Н, п, с, д, з, ш, ч, в, с, ж, ц, т, ф

Л, к, ш, р, м, с, щ, ш, л, ч, р, м

Б, г, ч, м, л, н, к, р, п, р, д, л, т

Ш, х, с, т, ж, щ, з, ш, ч, п, м, ш

2 задание. Обследование восприятия и дифференциации звуков в слогах.

Ребенку предлагается прослушать и повторить за логопедом серии из двух - трех слогов.

Обследование проводится на материале серий из двух - трех слогов типа согласный гласный и включает в себя дифференциацию слогов содержащих: акустически сходные, но артикуляторно далекие звуки; акустически и артикуляторно близкие звуки; артикуляторно близкие, но акустически далекие звуки.

Са-ша, шо-со-шо, ся-щя-ся, Зу-жу, за-жа-зя, зо-жо-зо

Су-цу, сы-зы-зы, ся-зя-ся Ца-са-ца, са-ца-цу, сы-цы-сы

Жи-жи-ши, шо-шо-жо, жу-шу-жу Чу-щу, ча-ча-ща, щи-щи-чи

Па-бо-пы, бо-бо-по, ба-по-бы Го-ку-га, ка-га-ко, га-га-ка

То-ду-ты, до-ту-та, ту-да-до Фо-ву -фы, вы-фо-ву, фу-фо-ва

Ра-ла-ро, ла-ло-ра, ру-ра-ла Ца-тя-тя, тю-цу-тю, цу-ту-ца

Ха-ка-хо, ку-ха-ка, ко-ко-ха

3 задание. Обследование дифференциации слов квазимонимов

Ребенку предъявляется пара предметных картинок и предлагается показать ту, которую называет логопед.

Инструкция: давай поиграем. Я буду называть картинки, а ты показывай.

Обследование проводится на материале слов квазимонимов которые содержат: артикуляторно далекие, но акустически близкие звуки ( крыша - крыса), артикуляторно близкие, но акустически далекие звуки (лак-рак), артикуляторно и акустически близкие звуки (лиса - лица): крыша - крыса, ужи- усы, жук- сук, нос- нож, мишка - миска, вещи- весы, лак- рак, игра, игла, лис- рис, ложки- рожки, колобок - коробок, юла - Юра, лиса- лица, коза- коса, кочка -кошка, сабля - цапля, лужи - лучи, ужи - уши, бак-мак, ком-дом, козы- кожи, зуб-суп, том-дом, тачка-дачка, трава- дрова, бочка- почка, башня- пашня, корка - горка, тапки - тяпки, лук - люк, круг - крюк.

4 задание. Обследование дифференциации и восприятия звуков в словах.

Инструкция: перед тобой лежат картинки, я буду их называть, а ты выбери те в которых ты слышишь звук с (ш,ч,б). Ребенку предлагается отобрать картинки с заданным звуком.

Материалом обследования служат разнообразные картинки с изображениями предметов: собака, сосна, колесо, нос, пастух, стул, самолет; зуб, замок, коза, звезда, паровоз, забор, газета; шапка, кошка, мышь, школа, камыш, шмель, груша, жук, ножик, пижама, абажур, пожарник, цепь, курица, палец, огурец, цапля, рукавица, чулок, очки, ключ, чучело, прачечная, щетка, ящик, клещи, ящерица, пещера; собака, зубы, яблоко, бабочка, бублик, барабан, дом, вода, дыня, двойка, карандаш, голова, нога, глаза, иголка, бумага, ива, сова, корова, дрова, лапа, пила, стол, палатка, бутылка; рука, топор, воробей, брови, провод, лимон, дом, малина, мухомор, нож, сани, баран, ванна, книга, кофта, фонарь, шкаф, муха, петух, туфли.

5 задание. Обследование способности к элементарному звуковому анализу.

Инструкция: сейчас я буду называть тебе слово, а ты ответь какой звук находится в начале (конце) слова. Ответь где находится звук ( д, ж, и т.д) - предлагаются слова с искомым звуком в середине слова. Ребенку предлагается на слух определить какой звук находится в начале, середине и конце слова.

Для прослушивания предлагаются двух - и трехсложные слова, с прямым и обратным слогом в начале и конце слова. С искомым звуком в середине слова. Нами подбирались слова в которых искомый звук оказывался ненарушенным для каждого конкретного ребенка. Анализ нарушенных в произношении и восприятии ребенка звуков исключался полностью.

6 задание. Обследование дифференциации правильного и дефектно произнесенного звука.

Инструкция: давай поиграем в «телефон» я произношу слово, а ты скажи, правильно я их произношу или нет. Ребенку предлагается на слух определить правильно или нет логопед произносит слова.

Логопед произносит слова (лампа, мыло, стул, диван и т.д) с дефектно произносимыми или заменяемыми звуками имитируя а)произношение ребенка, б) дефекты которых нет в речи ребенка, в) правильное произношение.

2.2. Анализ результатов исследования

В ходе проведения первого задания (восприятие и дифференциация изолированных звуков) нами были получены следующие результаты: 25% детей имеют нарушение восприятия тех звуков которые заменяются или смешиваются у них в речи. Так Таня Ф. при обследовании звука д поднимала флажок и на звук з(отсутствующий в речи) и на звук д (его заменитель) при обследовании Звуков р и р' поднимала флажок и на звуки р, р' и на их заменители л и л'. При обследовании звука х (отсутствующий) на звуки х и к(заменитель), при обследовании звуков ш, щ и с на звук т являющийся их заменителем, также и Оля М затруднялась при обследовании только тех звуков которые отсутствуют в ее речи, остальные согласные и гласные в фонематическом восприятии девочек оказались не нарушены.

75% детей испытывали затруднения не только при узнавании звука отсутствующего, искаженного или смешиваемого в их речи. Так Катя О. испытывала серьезные затруднения как при узнавании звуков отсутствующих в ее речи - л, щ, ч, так и при узнавании звуков подвергающихся искажению с, с', з, з' и ц, а так же звуков которые в речи произносит нормально - ж, ш. Костя В испытывал трудности при узнавании звуков р и звонких г, д, б, а также при узнавании звуков подвергающихся в его речи смешению - с, з, ж, щ, ш причем поднимал карточку на каждый смешиваемый звук при обследовании любого из данных звков, кроме того испытывал затруднения при узнавании звуков ц и ч которые в речи произносит нормально при обследовании звука ч поднимал карточку на звуки ц, ч, с, т. Даша Ц. также испытывала затруднения при обследовании звуков не нарушенных в произношении - это звуки ш- щ и ч-т поднимая карточку при обследовании звука ш на ш и щ, а при обследовании звука т на ч и т. Егор Ф. кроме нарушенных в произношении звуков испытывал трудности при узнавании звуков в, з, ч, щ путая их со звуками ф, с, щ, ш. При этом он не испытывал трудностей с узнаванием звука л который в речи заменяет на йот. Марина А. кроме трудностей при узнавании звуков нарушенных в речи испытывала трудности при узнавании звуков ц, в, б, д путая их со звуками с, ф, п, т. Паша Т. Испытывал трудности при узнавании звуков щ, ч, з, л, р, ц, с, ж, ш и т.

При проведении второго задания (обследование восприятия и дифференциации звуков в слогах) диаграмма № 3 мы получили следующие результаты 25% детей неправильно воспринимают только те звуки, которые отсутствуют или заменяются в устной речи. При воспроизведении за логопедом слоговой цепочки они могут менять их местами, либо произносить правильно. Так Таня Ф. испытывла трудности при воспроизведении цепочек слогов звуки отсутствующие в речи и их заменители - Са-ша, шо-со-шо, ся-щя-ся, Ра-ла-ро, ла-ло-ра, ру-ра-ла, Ха-ка-хо, ку-ха-ка, ко-ко-ха, Чу-щу, ча-ча-ща, щи-щи-чи. Остальные слоговые цепочки девочка воспроизвела без особых затруднений. Оля М. также испытывала затруднения при воспроизведении цепочек слогов содержащих отсутствующий звук и его заменитель- Па-бо-пы, бо-бо-по, ба-по-бы, Фо-ву -фы, вы-фо-ву, фу-фо-ва, Су-цу, сы-зы-зы, ся-зя-ся, Ца-са-ца, са-ца-цу, сы-цы-сы, Го-ку-га, ка-га-ко, га-га-ка, То-ду-ты, до-ту-та, ту-да-до. Цепочки не содержащие заменяемые звуки девочка воспроизводила без ошибок. У 75% детей наблюдаются трудности не только при восприятии звуков отсутствующих в речи, но и тех которые произносятся ими правильно. Было также отмечено и то, что дети испытывают трудности при восприятии и воспроизведении звуковых цепочек содержащих звуки которые в речи подвергаются искажению. Так Катя О. испытывала трудности как при воспроизведении слоговых цепочек содержащих нарушенные звуки Са-ша, шо-со-шо, ся-щя-ся, Су-цу, сы-зы-зы, ся-зя-ся, Ца-са-ца, са-ца-цу, сы-цы-сы, Чу-щу, ча-ча-ща, щи-щи-чи, но и те которые в речи произносит правильно - Жи-жи-ши, шо-шо-жо, жу-шу-жу. Тем не менее слоговую цепочку Ра-ла-ро, ла-ло-ра, ру-ра-ла, содержащую отсутствующий л и искажаемый р девочка воспроизводит относительно правильно. Костя В из всех предложенных слоговых цепочек смог правильно воспроизвести только- Фо-ву -фы, вы-фо-ву, фу-фо-ва, Ха-ка-хо, ку-ха-ка, ко-ко-ха. Воспроизведение остальных цепочек вызывало сильные затруднения. Цепочки содержащие звуки с, з, ш, щ, ж, ц, ч - оказались для мальчика совершенно недоступны т.к. при их воспроизведении он смешивает все перечисленные звуки. Нами было предложено ребенку поднимать флажок на произнесение определенного слога для того чтобы исключить проговаривание, однако это нисколько не улучшило результат, мальчик при назывании слога ша мог поднять карточку на слоги са, за, ща, жа, ца, ча, а сам слог ша пропустить. При этом в речи звуки ц и ч Костя произносит правильно. Даша Ц. испытывала затруднения при воспроизведении цепочек содержащих отсутствующий звук ц и его заменитель т, также были отмечены трудности в дифференциации звуков г и к которые девочка искажает в речи и звуков д и т (д искажает, т произносит правильно), кроме этого у Даши возникли затруднения при дифференциации звуков ш- щ - Са-ша, шо-со-шо, ся-щя-ся, Чу-щу, ча-ча-ща, щи-щи-чи так как звук щ она часто определяет как ш, и дифференциации звуков ч и т - звук ч она также часто определяет как т, цепочку Чу-щу, ча-ча-ща, щи-щи-чи она воспроизвела как ту-шу, ча-та-ша, ши -щи- ти. При этом проблем с восприятием слоговой цепочки Ра-ла-ро, ла-ло-ра, ру-ра-ла девочка не испытывала, последовательность воспроизвела правильно заменяя л на н. Егор Ф. испытывал затруднения при дифференциации цепочек содержащих звуки ц (отсутствующий) и с (заменитель), а также звуки г и к ( в речи искажает)- Го-ку-га, ка-га-ко, га-га-ка. Кроме того испытывал затруднения при воспроизведении цепочек содержащих звуки з -с (Су-цу, сы-зы-зы, ся-зя-ся ), ч- щ (Чу-щу, ча-ча-ща, щи-щи-чи) и ш- щ (ся-щя-ся, Чу-щу, ча-ча-ща, щи-щи-чи) так как з он часто определяет как с, ч как щ, а щ как ш. Марина А. испытывает затруднения как при воспроизведении слоговых цепочек содержащих нарушенные звуки так и при воспроизведении цепочек содержащих противопоставленные по звонкости - глухости звуки не нарушенные у нее в произношении - б-п, в- ф, д-т (Па-бо-пы, бо-бо-по, ба-по-бы, То-ду-ты, до-ту-та, ту-да-до. Фо-ву -фы, вы-фо-ву, фу-фо-ва) определяя звонкий звук как парный ему глухой. Кроме того у нее наблюдаются всевозможные смешения при дифференциации звуков щ- ш- ч- ть- т (Чу-щу, ча-ча-ща, щи-щи-чи - как шу-тю,тя-тя-ша,ти-ти-ти) звуков ц-с, з-с, з'-с', з-ж заменяя ц и з на с, или з на ж. (Зу-жу, за-жа-зя, зо-жо-зо как су-жу, жа-жа-зя. со-жо-жо). Паша Т. Затруднялся при воспроизведении слоговых цепочек содержащих звуки ц, с которые заменяет на ть, (Ца-са-ца, са-ца-цу, сы-цы-сы, Ца-тя-тя, тю-цу-тю, цу-ту-ца) ш и ж (искажаемые в произношении (Жи-жи-ши, шо-шо-жо, жу-шу-жу), при дифференциации л и р ( л заменяет на ы. а р искажает как г) цепочки Ра-ла-ро, ла-ло-ра, ру-ра-ла воспроизвел как га-ыа-ыо, ыа-ыо-ыа, гу-га-ыа), кроме того испытывает затруднения при дифференциации ш и щ воспринимая щ как ш, з и ж воспринимая з как ж, ч и ш иногда воспринимая ч как ш а иногда правильно.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.