Рефераты. Особенности коррекционной работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием

p align="left">2. В ходе подготовки к эксперименту нами были проанализированы методики предложенные Волковой Л.С., Голубевой Г.Г. Коноваленко В.В., Коноваленко В.С. После этого нами были выбраны наиболее эффективные, на наш взгляд методики, на основе которых в дальнейшем был построен констатирующий эксперимент.

В ходе анализа данных полученных в результате констатирующего эксперимента нами было выяснено, что у детей с ФФН имеются нарушения фонематического восприятия следующего характера:

· Нарушение фонематического восприятия распространяется не на все звуки которые отсутствуют, заменяются или смешиваются в речи конкретного ребенка.

· 37,5% детей имеют нарушения восприятия только тех звуков, которые заменяются или смешиваются у них в речи;

· У 62,5% детей кроме того имеют место нарушения фонематического восприятия звуков которые правильно произносятся как в изолированном варианте, так и в речевом потоке, но различаются тонкими акустическими или артикуляторными признаками.

· Нарушения фонематического восприятия наблюдаются при любом предъявлении материала ( в изолированном варианте, слоговых, цепочках, при предъявлении слов для дифференциации и самостоятельном отборе картинок на заданный звук);

· В некоторых случаях имеет место завуалированный дефект фонематического восприятия, при относительном благополучии фонетического произношения, оказывается нарушенным восприятие большого количества звуков. Однако в большинстве случаев имеется зависимость, чем больше звуков нарушено в произношении, тем больше и в восприятии.

· Наиболее часто наблюдается нарушение восприятия аффрикат ц -87,5% и ч - 87,5 % что связано как с артикуляционными так и с аккустическими трудностями восприятия данных звуков. Как правило эти звуки воспринимаются детьми как один из звуков входящих в их состав (ц- как т или с, ч как ть)

· 75% детей имеют нарушение восприятия твердости и мягкости шипящих звуков ш и щ,

· 37,5% детей имеют нарушение восприятия р - л

· 75% детей испытывают затруднения при дифференциации звуков по звонкости - глухости.

· У 37,5% детей наблюдаются трудности при дифференциации гласных у-ю (йу воспринимают как у), а-я ( йа как а), о-ё ( йо как о).

· 100% детей не могут отличить правильное произношение от нарушенного в том случае если имитируется их собственный произносительный дефект ребенка;

· 50% детей могут отличить правильное произношение от нарушенного в том случае если имитируется дефект отсутствующий в их речи и на правильно воспринимаемых ими звуках.

· 50% детей способны выделить звук из начала и конца слова как в прямом, так и в обратном слоге, 25% только в обратном слоге в начале и конце слова, 37,5% если звук находится в середине слова и 25% не владеет элементарной формой звукового анализа.

· Дети с ФФН нуждаются в целенаправленной коррекционно-развивающей работе по развитию фонематического восприятия. Эффективная коррекционная работа невозможна без тщательного выявления особенностей фонематического восприятия

Полученные в ходе констатирующего эксперимента данные доказывают, что выдвинутая нами гипотеза о том, что у детей с ФФН будет наблюдаться недоразвитие процессов фонематического восприятия верна.

3. На основе литературных источников нами был подобран комплекс устных заданий и письменных упражнений направленный на развитие фонематического восприятия у данной категории детей.

Список используесой литературы

1. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе.// Хрестоматия по возрастной психологии. М. Педагогика. 1994- 254с.

2 Бельтюков В.И. О сроках усвоения в произношении звуков речи слышащими детьми // Ж. Дефектология. - 1983. - № 2. - С. 28.

3 Белякова Л.И. Специальная педагогика. М: Владос 2006г 400с

4 Бунак В.В. Речь и интеллект, стадии развития в антропогенезе. М: АН СССР 1966г 380с

5 Выготский Л.С. Педагогическая психология. М. Педагогика. 1991- 480с.

6 Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т 2. М. Педагогика. 1989- 540с.

7 Волкова Г.А. Методика обследования нарушения речи у детей. М: Изд-во «Сайма», 1993г 300с

8 Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях// под ред. Щелованова Н.М. М: Изд-во АПН РСФСР 1967г- 316с

9 Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. М: Институт общегуманитарных исследований. 2007г 128с

10 Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.-367с

11 Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. Спб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000,270с

12 Доброгаев С.М. Речевые рефлексы. Лингвистика. Языкознание. М: АН СССР 1974г, 142с

13 Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие - М.: Мозаика-Синтез, 2000г 260с

14 Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1985.-367с

15 Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М. , 1958, 357с.

16 Запорожец А.В. Психология детей дошкольного возраста. Москва. Знание 1967г- 430с

17 Казанская В.Л. Шматко Н.Д. Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия\\ Дефектология 2002г №5 с 75 -86

18 Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М., 1985. - 195с

19 Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста. Пособие для логопедов - М.: `Издательство `Гном и Д`, 2001.- 114с

20 Лалаева Р.И. Формирование правильной речи у дошкольников. Ростов-на- Дону: Феникс. 2005г, 224с

21 Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. Москва. Знание. 1981-700с.

22 Лубовский В.И. психологические проблемы диагностики аномального развития детей.М: педагогика 1989г 276с

23 Лурия А.Р. Речь и мышление. М: Изд-во АПН РСФСР 1975г - 438с

24 Люблинская А.А. Детская психология М: Педагогика 1971г, 316с

25 Люблинская А.А. Роль речи в развитии восприятия детей. М: Педагогика 1974г, 170с

26 Мухина В.С. Возрастная психология. М: Академия, 2003г -578с

27 Методы обследования речи детей: Пособие для диагностики речевых нарушений/ Под общ. ред. Г.В.Чиркиной. - М.: Аркти, 2003. - 240 с

28 Новиковская О.Д. Развитие звуковой культуры у дошкольников. Логопедические игры и упражнения - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.-230с

29 Основы теории и практики логопедии/Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 1968.-316с

30 Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. Москва. Педагогика. 1995г- 360с

31 Правдина О.В. Логопедия. - М., «Просвещение», 1973. - 272 с

32 Рау Е.Ф., Синяк В.А. Воспитание правильной речи. М: Просвещение, 1968г 307с

33 Развитие личности ребенка и навыков общения// Шипицина Л.М., Воронова А.П. и др. М: Детство-пресс 2007г 308с

34 Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. - СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2000.- 246с

35 Ткаченко Т.А. В первый класс - без дефектов речи. - СПб., 1999.-267с

36 Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников - М.: Издательство института психотерапии, 2001.

37 Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста/О.С.Ушакова, Е.М.Струнина. - М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 287 с.

38 Усанова О.Н. Специальная психология. Спб: Питер 2006г 400с

39 Фомичева М.Ф. воспитание у детей правильного произношения. Москва-Воронеж, 1997г 304с

40 Фотекова Т.А. Текстовая методика диагностики устной речи младших школьников. М: Айрис-пресс. 2006г 190с

41 Флоренская Ю.А. Избранные работы по логопедии. М: Астрель.2007г, 224с

42 Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. М: Учпедгиз, 1961г 317с.

43 Хватцев М.Е. Логопедия. М: АСТ 2005г 258с

44 Чевелева Н.А. Приемы развития фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи\\ Дефектология 1986 № 3 с 57-61

45 Чистович Л.А. Восприятие речи человеком. Спб: Питер 1995г 320с

46 Швачкин Н.Х Эксперементальное изучение ранних обобщений ребенка// Известия АПН РСФСР, 1966г № 4 с35- 54

47 Швачкин Н.Х Психологический анализ ранних суждений ребенка// Известия АПН РСФСР, 1966г № 6 с30- 48

48 Эльконин Д.Б. Детская психология. Москва. Знание. 1967 -450с

Приложение 1

Таблица 1.

Характер нарушения произношения согласных звуков у детей старшего дошкольного возраста с ФФН.

Имя.

Отсутствующий звук

Звук заменитель

Искажения

Смешиваемые звуки

Таня Ф.

(дислалия)

з

р, р'

х

ш, с, щ

д

л, л'

к

т

Оля М.

(дислалия)

б

в

ц,з

г

д

ч

п

ф

с

к

т

т'

Катя О.

(дислалия)

л

щ

ч

йот

с'

т'

р-горловое

с,с',з,з',ц -межзубное

Костя В.

(дислалия)

р

г

д

б

л

к

т

п

с-з-ш-щ-ж смешения в различных вариантах

Даша Ц.

(ринолалия)

л

ц

н

т

р -велярное

д, д', к, к', г, г'

приглушенно - ослабленное

Егор Ф

(ринолалия)

л

ц

йот

с

Р - велярное

К,к', г, г' приглушенно-ослабленое

Марина А.

(дизартрия)

л

ч

ц

йот

т'

с

с,с',з,з', ш,ж,щ - боковое

р -горловое

Паша Т.

(дизартрия)

ц,с

л

т'

ы

ш, ж -заднеязычное произношение

р как г

Приложение

Диаграмма1

Приложение 3

Диаграмма 2

Приложение 4

Диаграмма 3

Приложение 5

Диаграмма 4

Приложение 6

Диаграмма 5

Приложение 7

Диаграмма 6

Приложение 8

Диаграмма 7

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.