В ходе анализа данных полученных в результате констатирующего эксперимента нами было выяснено, что у детей с ФФН имеются нарушения фонематического восприятия следующего характера:
· Нарушение фонематического восприятия распространяется не на все звуки которые отсутствуют, заменяются или смешиваются в речи конкретного ребенка.
· 37,5% детей имеют нарушения восприятия только тех звуков, которые заменяются или смешиваются у них в речи;
· У 62,5% детей кроме того имеют место нарушения фонематического восприятия звуков которые правильно произносятся как в изолированном варианте, так и в речевом потоке, но различаются тонкими акустическими или артикуляторными признаками.
· Нарушения фонематического восприятия наблюдаются при любом предъявлении материала ( в изолированном варианте, слоговых, цепочках, при предъявлении слов для дифференциации и самостоятельном отборе картинок на заданный звук);
· В некоторых случаях имеет место завуалированный дефект фонематического восприятия, при относительном благополучии фонетического произношения, оказывается нарушенным восприятие большого количества звуков. Однако в большинстве случаев имеется зависимость, чем больше звуков нарушено в произношении, тем больше и в восприятии.
· Наиболее часто наблюдается нарушение восприятия аффрикат ц -87,5% и ч - 87,5 % что связано как с артикуляционными так и с аккустическими трудностями восприятия данных звуков. Как правило эти звуки воспринимаются детьми как один из звуков входящих в их состав (ц- как т или с, ч как ть)
· 75% детей имеют нарушение восприятия твердости и мягкости шипящих звуков ш и щ,
· 37,5% детей имеют нарушение восприятия р - л
· 75% детей испытывают затруднения при дифференциации звуков по звонкости - глухости.
· У 37,5% детей наблюдаются трудности при дифференциации гласных у-ю (йу воспринимают как у), а-я ( йа как а), о-ё ( йо как о).
· 100% детей не могут отличить правильное произношение от нарушенного в том случае если имитируется их собственный произносительный дефект ребенка;
· 50% детей могут отличить правильное произношение от нарушенного в том случае если имитируется дефект отсутствующий в их речи и на правильно воспринимаемых ими звуках.
· 50% детей способны выделить звук из начала и конца слова как в прямом, так и в обратном слоге, 25% только в обратном слоге в начале и конце слова, 37,5% если звук находится в середине слова и 25% не владеет элементарной формой звукового анализа.
· Дети с ФФН нуждаются в целенаправленной коррекционно-развивающей работе по развитию фонематического восприятия. Эффективная коррекционная работа невозможна без тщательного выявления особенностей фонематического восприятия
Полученные в ходе констатирующего эксперимента данные доказывают, что выдвинутая нами гипотеза о том, что у детей с ФФН будет наблюдаться недоразвитие процессов фонематического восприятия верна.
3. На основе литературных источников нами был подобран комплекс устных заданий и письменных упражнений направленный на развитие фонематического восприятия у данной категории детей.
Список используесой литературы
1. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе.// Хрестоматия по возрастной психологии. М. Педагогика. 1994- 254с.
2 Бельтюков В.И. О сроках усвоения в произношении звуков речи слышащими детьми // Ж. Дефектология. - 1983. - № 2. - С. 28.
3 Белякова Л.И. Специальная педагогика. М: Владос 2006г 400с
4 Бунак В.В. Речь и интеллект, стадии развития в антропогенезе. М: АН СССР 1966г 380с
5 Выготский Л.С. Педагогическая психология. М. Педагогика. 1991- 480с.
6 Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т 2. М. Педагогика. 1989- 540с.
7 Волкова Г.А. Методика обследования нарушения речи у детей. М: Изд-во «Сайма», 1993г 300с
8 Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях// под ред. Щелованова Н.М. М: Изд-во АПН РСФСР 1967г- 316с
9 Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. М: Институт общегуманитарных исследований. 2007г 128с
10 Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.-367с
11 Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. Спб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000,270с
12 Доброгаев С.М. Речевые рефлексы. Лингвистика. Языкознание. М: АН СССР 1974г, 142с
13 Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие - М.: Мозаика-Синтез, 2000г 260с
14 Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1985.-367с
15 Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М. , 1958, 357с.
16 Запорожец А.В. Психология детей дошкольного возраста. Москва. Знание 1967г- 430с
17 Казанская В.Л. Шматко Н.Д. Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия\\ Дефектология 2002г №5 с 75 -86
18 Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М., 1985. - 195с
19 Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста. Пособие для логопедов - М.: `Издательство `Гном и Д`, 2001.- 114с
20 Лалаева Р.И. Формирование правильной речи у дошкольников. Ростов-на- Дону: Феникс. 2005г, 224с
21 Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. Москва. Знание. 1981-700с.
22 Лубовский В.И. психологические проблемы диагностики аномального развития детей.М: педагогика 1989г 276с
23 Лурия А.Р. Речь и мышление. М: Изд-во АПН РСФСР 1975г - 438с
24 Люблинская А.А. Детская психология М: Педагогика 1971г, 316с
25 Люблинская А.А. Роль речи в развитии восприятия детей. М: Педагогика 1974г, 170с
26 Мухина В.С. Возрастная психология. М: Академия, 2003г -578с
27 Методы обследования речи детей: Пособие для диагностики речевых нарушений/ Под общ. ред. Г.В.Чиркиной. - М.: Аркти, 2003. - 240 с
28 Новиковская О.Д. Развитие звуковой культуры у дошкольников. Логопедические игры и упражнения - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.-230с
29 Основы теории и практики логопедии/Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 1968.-316с
30 Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. Москва. Педагогика. 1995г- 360с
31 Правдина О.В. Логопедия. - М., «Просвещение», 1973. - 272 с
32 Рау Е.Ф., Синяк В.А. Воспитание правильной речи. М: Просвещение, 1968г 307с
33 Развитие личности ребенка и навыков общения// Шипицина Л.М., Воронова А.П. и др. М: Детство-пресс 2007г 308с
34 Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. - СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2000.- 246с
35 Ткаченко Т.А. В первый класс - без дефектов речи. - СПб., 1999.-267с
36 Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников - М.: Издательство института психотерапии, 2001.
37 Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста/О.С.Ушакова, Е.М.Струнина. - М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 287 с.
38 Усанова О.Н. Специальная психология. Спб: Питер 2006г 400с
39 Фомичева М.Ф. воспитание у детей правильного произношения. Москва-Воронеж, 1997г 304с
40 Фотекова Т.А. Текстовая методика диагностики устной речи младших школьников. М: Айрис-пресс. 2006г 190с
41 Флоренская Ю.А. Избранные работы по логопедии. М: Астрель.2007г, 224с
42 Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. М: Учпедгиз, 1961г 317с.
43 Хватцев М.Е. Логопедия. М: АСТ 2005г 258с
44 Чевелева Н.А. Приемы развития фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи\\ Дефектология 1986 № 3 с 57-61
45 Чистович Л.А. Восприятие речи человеком. Спб: Питер 1995г 320с
46 Швачкин Н.Х Эксперементальное изучение ранних обобщений ребенка// Известия АПН РСФСР, 1966г № 4 с35- 54
47 Швачкин Н.Х Психологический анализ ранних суждений ребенка// Известия АПН РСФСР, 1966г № 6 с30- 48
48 Эльконин Д.Б. Детская психология. Москва. Знание. 1967 -450с
Приложение 1
Таблица 1.
Характер нарушения произношения согласных звуков у детей старшего дошкольного возраста с ФФН.
Имя.
Отсутствующий звук
Звук заменитель
Искажения
Смешиваемые звуки
Таня Ф.
(дислалия)
з
р, р'
х
ш, с, щ
д
л, л'
к
т
Оля М.
б
в
ц,з
г
ч
п
ф
с
т'
Катя О.
л
щ
йот
с'
р-горловое
с,с',з,з',ц -межзубное
Костя В.
р
с-з-ш-щ-ж смешения в различных вариантах
Даша Ц.
(ринолалия)
ц
н
р -велярное
д, д', к, к', г, г'
приглушенно - ослабленное
Егор Ф
Р - велярное
К,к', г, г' приглушенно-ослабленое
Марина А.
(дизартрия)
с,с',з,з', ш,ж,щ - боковое
р -горловое
Паша Т.
ц,с
ы
ш, ж -заднеязычное произношение
р как г
Приложение
Диаграмма1
Приложение 3
Диаграмма 2
Приложение 4
Диаграмма 3
Приложение 5
Диаграмма 4
Приложение 6
Диаграмма 5
Приложение 7
Диаграмма 6
Приложение 8
Диаграмма 7
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12