Рефераты. Особенности применения технологии квантового обучения в преподавании математики

i>Составление карт памяти.

Данный подход, в котором мозг задействуется целиком, позволяет представлять всю проблему на одном листе. С помощью зрительных образов и других графических приемов карты памяти создают более глубокое впечатление. Этот метод ведения записей был разработан в начале семидесятых годов Тони Бьюзеном, который опирался на опубликованные к тому времени результаты исследований деятельности мозга. Человеческий мозг часто вспоминает информацию в форме картин, символов, звуков, форм и чувств. Карта памяти объединяет эти зрительные и чувственные ассоциации в виде взаимосвязанных идей с целью их использования при обучении, планировании и в организационной деятельности. Она позволяет генерировать оригинальные идеи и облегчает процесс вспоминания. Такой подход требует меньше усилий по сравнению с традиционными методами конспектирования, поскольку здесь активизируются оба полушария мозга. Ведение записей здесь осуществляется в менее напряженном творческом режиме. При составлении карты памяти используются разноцветные ручки. Начинать нужно с середины страницы. Можно повернуть лист горизонтально, чтобы было больше места для рисунка. Затем необходимо выполнить следующие операции.

1. Напишите печатными буквами в центре страницы главную тему или идею и заключите ее в круг, прямоугольник или фигуру другой формы.

2. Для каждого ключевого момента или главной идеи нарисуйте расходящиеся от центра ответвления. Количество ответвлений можно менять в зависимости от числа идей и разделов. Для каждого ответвления используйте свой цвет. Поскольку в данной книге мы не можем использовать преимущества цветового оформления, рекомендуем вам подключить свое воображение.

Для каждой ветви напишите ключевое слово или фразу, оставив место для добавления деталей. Ключевые слова должны отражать суть идеи и приводить в действие вашу память. Если используете различные сокращения, вы должны быть уверенными в том, что вспомните назначение через несколько дней или недель.

Добавляйте символы и рисунки, чтобы легче потом было вспоминать.

Эффективность восстановления информации с помощью карты памяти позволяют повысить следующие приемы.

Пишите разборчиво, чаще пользуйтесь заглавными и печатными буквами.

Важные идеи пишите более крупным шрифтом, чтобы они сразу бросались в глаза при просмотре записей.

Придавайте карте памяти личностный характер, внося свои специфические детали. Символ в виде часов может означать, что данный вопрос должен быть решен строго в срок. Некоторые используют стрелки для указания элементов, связанных с определенными действиями или требующих таких действий. Подчеркивайте слова. Используйте жирные буквы.

Проявляйте творческое начало и фантазию, мозг лучше всего запоминает необычные вещи.

Для выделения определенных элементов или идей используйте обводящие линии самой произвольной формы.

При построении карты памяти располагайте лист бумаги горизонтально, это позволит увеличить рабочее пространство.

Метод «Записи: ФС».

Наиболее важная особенность этой системы состоит в том, что она позволяет записывать собственные мысли и выводы одновременно с ключевыми фрагментами материала, который вы слушаете или читаете. Чтобы освоить метод "Записи: ФС", необходимо четко представлять разницу между "фиксированием" и "созданием" записей. Фиксирование записей происходит во время слушания докладчика или преподавателя и последовательно записывания ключевых моментов из сказанного ими. Процесс создания включает в себя запись собственных мыслей и впечатлений, которые возникают при прослушивании представляемого материала. Метод "Записи: ФС" позволяет совмещать две вещи -- записывать информацию и не упускать собственные мысли. Метод "Записи: ФС" представляет собой способ одновременного и целенаправленного использования сознания и подсознания при освоении одного и того же материала. В действительности сознание и подсознание работают всегда, независимо от используемого метода ведения записей. В то время как сознание намеренно фокусируется на материале и процессе его переноса на бумагу, подсознание реагирует, формирует впечатления и взаимосвязи и проделывает еще многое другое, действуя более или менее автоматически. Метод "Записи: ФС" координирует эти обе стороны разума, способствуя достижению максимального результата. Использование метода заключается в следующем: нужно взять лист чистой бумаги и провести вертикальную линию, отступив примерно одну треть ширины листа от правого края. С левой стороны будет фиксироваться поступающая информация, а справа (меньшая часть листа) -- создаваться записи. Слева конспектируется все, что сообщает докладчик, -- ключевые моменты, термины, диаграммы и рисунки. Справа записываются собственные мысли, чувства, реакции и беспокоящие человека вопросы -- все, что приходит в голову. Левая область отводится под информацию, поступающую извне, а правая отдается под внутреннее свободное творчество. "Созданные" записи могут иметь, например, следующий вид: "Невероятно! ... Ну и тоска... Ничего не понятно ... О чем это он? ... Знаю, как применить это в другой ситуации ... А как это увязать с тем, что говорилось раньше?... Подобные записи мыслей помогают сосредоточиться и снова направить внимание на то, о чем говорит выступающий. Позже это может помочь лучше разобраться в записях, укажет, что следует перепроверить, напомнит о необходимых телефонных звонках или просто позволит выделить те моменты, которые сразу произвели на вас наибольшее впечатление. Используя метод "Записи: ФС", стоит потратить несколько минут на то, чтобы после лекции или доклада дополнить записи персональной графикой -- понятными символами и картинками. Символы могут означать все, что угодно. Но, однажды выработав систему, придерживайтесь одних и тех же символов и их значений. Но какой бы метод не использовался, для повышения эффективности записей могут оказаться полезными следующие советы.

Слушайте активно. Учащийся должен постоянно спрашивать себя: "Чему стремится научить меня лектор? Прочему? О чем он рассказывает? Какое это имеет отношение к нашей теме? Важно ли это? Нужно ли из этого что-нибудь обязательно запомнить?" Такие вопросы помогут выделить главное и отделить его от менее важного. Используя метод "Записи: ФС", можно постоянно вносить записи справа от вертикальной линии. Нужно всегда выделять наиболее важную и полезную информацию и идеи, которые следует удержать в памяти, а затем вспомнить и использовать. Записи должны фокусироваться на наиболее важном материале или том, что понадобится позже.

Активно наблюдайте. Следует обращать внимание на наводящие детали в поведении докладчика или в печатных материалах. В книгах к таким деталям относятся заголовки, выделения жирным шрифтом или курсивом, рисунки, графики и диаграммы. В некоторых изданиях главы начинаются с изложения краткого содержания с указанием наиболее важных тем. Надо просматривать такую информацию. Не стоит пропускать выводы, которые делают авторы или докладчики.

Участвуйте. Если что-то непонятно или есть вопросы, нужно спросить. Полезны дискуссии.

Проводите предварительный просмотр материала. Предварительное знакомство с материалом помогает выделять наиболее важные моменты лекций и выступлений.

Превращайте услышанное в зрительные образы. Записи должны быть понятными и выразительными -- как фотографии.

Упрощайте последующий просмотр материала.

Методы мышления.

Большое внимание в квантовом обучении уделяется использованию творческого мышления. Специалистами квантового обучения были разработаны три следующих метода:

Результативное мышление: проблемное мышление может иметь отрицательный результат. Вопросы вроде "Что же здесь не так?", "Кто все испортил?", "Почему это случилось со мной?", "Кто во всем этом виноват?" концентрируют внимание на негативном, приводя к пустой трате энергии и творческих сил. Результативное мышление, напротив, дает только положительные результаты. Оно прямо противоположно проблемному мышлению и вместо топтания вокруг негатива ведет в нужном направлении. Если мышление результативное, то задаются вопросы типа "Как можно контролировать ситуацию?", "Что я могу сделать в данном случае?", "Что поможет мне собраться?", "В чем кроется источник мотивации и вдохновения?", "Каким образом можно изменить ситуацию?". При таком виде мышления проблемы, поглощающие энергию, становятся целями, дающими эту энергию. Нужно думать не о проблеме, а об ее решении и настраиваться на успех. Другими словами, надо представлять, как все будет происходить после претворения решения в жизнь. Это очень эффективный прием, который способен приводить к нахождению путей реализации решения. Кроме того, в этом случае создается определенное "напряжение" между проблемой и решением. Такое напряжение имеет естественную тенденцию к разрешению в положительную сторону.

Смена парадигм: для того чтобы научиться мыслить творчески, не обязательно больше работать -- важно научиться думать по-другому. Зачастую при этом используется такое явление, как "смена парадигм". Парадигма представляет собой набор правил, которые используются для оценки информации и ее применения в жизни, иначе парадигма - это система мировоззрений. У каждого человека есть свои парадигмы, основанные на личном опыте. Эти парадигмы очень полезны, однако часто они играют роль ограничителя, не позволяя признать появляющихся возможностей из-за того, что эти возможности не вписываются в рамки известного человеку опыта. При смене парадигм как бы приоткрывается новое окно, через которое можно увидеть разнообразные новые предметы или же старые -- но под другим углом. Когда человек понимает, что окно не одно, он сможет легко представить, что где-то может скрываться еще несколько окон, а потом еще и еще… Благодаря смене парадигм можно выйти за рамки общепринятых схем мышления и найти при этом свежие решения. Однако рассуждать о смене парадигм проще, чем ее осуществлять. Хотя иногда это происходит в результате озарения (эффект загоревшейся лампочки), чаще всего для этого приходится топтаться вокруг проблемы, рассматривая ее со всех сторон. Чтобы уметь выходить за рамки парадигм, важно помнить, что они существуют.

Мозговой штурм: мозговой штурм -- способ индивидуального и коллективного решения проблем, при котором проводится запись спонтанно возникающих идей без их обсуждения. Этот метод основывается на предположении, что действительно хорошая идея появляется тогда, когда их много и есть из чего выбирать. Мозговой штурм особенно эффективен в группах, потому что кумулятивный эффект каждого ума стимулируется совместным творчеством. Чаще всего, думая о мозговом штурме, представляют себе сидящих за столом в конференц-зале людей, которые выдают идеи. Помощник записывает идеи на доске или на большом листе ватмана. Но на самом деле можно провести мозговой штурм самостоятельно, записывая приходящие в голову идеи. Группируя идеи, можно определять связи между ними. Для группирования идей во время мозгового штурма используются большие чистые листы бумаги. Нужно четко определить проблему или задачу, записать в центре листа ключевое слово или фразу и обвести жирной линией. По мере появления идеи быстро записываются, обводятся линией и связываются с центральной фразой или ее ответвлением. Очень важно принимать все идеи и считать их уместными, какими бы искусственными и натянутыми они ни казались. В действительности нужно даже искать достаточно необычные вещи, потому что по-настоящему новое на первый взгляд часто выглядит невероятным.

Выводы по главе 1

На практике квантовое обучение оказалось весьма эффективным при обучении гуманитарным наукам.
Но будет ли оно столь же эффективным при обучении математике? Ответа на этот вопрос пока нет, так как методика применения технологий квантового обучения к обучению математике еще не разработана. В следующей главе мы выявим особенности и методики применения основных идей квантового обучения в обучении математике.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.